Тинатин ЛАУМАН: в рамках ОМС частные клиники должны быть поставлены в равное положение с государственными

БОСС-профессия | Медицинский бизнес
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | МЦ «Гармония»

Медицинский центр «Гармония» (г. Ачинск Красноярского края) — многопрофильная клиника не просто городского, но и краевого значения. Он занимается диагностической и лечебной деятельностью не только в самом Ачинске, но и в удаленных уголках края. Центр — один из немногих частных ЛПУ в крае, который динамично развивается по принципам активного спроса на медицинские услуги потребителей, то есть самих пациентов, а с 2013 года работает в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).

Основатель и один из руководителей центра «Гармония» Тинатин Лауман считает, что интеграция частных медицинских центров в систему ОМС не может обладать ожидаемым эффектом в связи с отсутствием адаптации модели ОМС к современным рыночным условиям. По ее мнению, равенство возможностей участия в системе ОМС весьма позитивно скажется на системе здравоохранения страны. Для этого следует исключить распределительный подход объемов медицинских услуг, предоставить самому пациенту право выбирать ЛПУ для оказания ему медицинской помощи при необходимости.

Тинатин Владимировна, как сказывается на медицинском бизнесе нынешний кризис?

— Так же, как и на других сферах рынка. Активное развитие частных клиник в этот кризис, как и в предыдущие, существенно затрудняется. Ведь в медицинском бизнесе основной источник доходов формируется за счет платных услуг, а потребители услуг, как правило, физические лица, доходы которых в периоды кризиса резко снижаются.

Происходит отток пациентов, особенно он затрагивает небольшие клиники. При достаточно высоких ежемесячных расходах им в нынешней ситуации трудно поддерживать высокий уровень доходов.

Это с одной стороны. Но с другой, медицинские услуги обладают низкой эластичностью спроса — люди не перестают болеть, и они готовы отказаться от многого, чтобы получить качественное лечение. На рынке медицинских услуг происходит стагнация, выживают в основном наиболее сильные медицинские компании. Кстати, наш медицинский центр родился в предыдущий кризис — 2008–2009 годов, так что при определенных условиях кризис не препятствие для развития эффективного медицинского бизнеса.

Насколько помогает медицинской компании диверсификация бизнеса?

— Диверсификация повышает устойчивость бизнеса — за счет разнообразия и комплексного характера услуг. Устойчивость многопрофильной клиники гораздо выше, чем монопрофильной, но при определенных индивидуальных подходах в управлении и правильном определении спроса.

Многопрофильные центры — оптимальная модель для частного ЛПУ?

— Да, они оптимальны при любой экономической ситуации на рынке медицинских услуг. Более устойчивы, у них больше шансов на стабильность. Но велика и цена — затраты на помещения и оборудование, расходные материалы. К тому же на рынке имеется кадровый голод: специалистов, обладающих всем набором компетенций, остро не хватает.

У монопрофильных клиник тоже есть свои преимущества. В них главная фигура — врач, местное светило, которому доверяют пациенты, готовы идти к нему, несмотря на ценник его услуги. Кроме того, гораздо меньше общих затрат.

С какими проблемами сталкиваются частные ЛПУ, участвующие в ОМС?

— Это, к сожалению, больная тема. Хотя мое мнение: в XXI веке все можно решить достаточно быстро и эффективно. Главная проблема — административные преграды на местах.

Вот вам событие буквально прошлого месяца: тарифы на такую высокотехнологичную диагностическую услугу, как МРТ, вдруг были пересмотрены краевым Минздравом — уменьшены сразу на тысячу рублей. И вместо 2700 теперь мы имеем право получить компенсацию за оказанные услуги лишь 1700! Это существенно меньше себестоимости оказания самой услуги. Тем более что оборудование для МРТ покупалось не на средства по государственной программе модернизации, а привлекались инвестиции частного капитала. И с учетом последних изменений на рынке цен оборудование не дешевеет, а, наоборот, существенно дорожает. Также ежегодное техническое сопровождение и ремонт такого оборудования исчисляются сотнями тысяч рублей. Изменение тарифа произошло без объяснения, каких-либо приложений расчетов — просто взяли и уменьшили.

Точно такая же ситуация с распределением объемов на маммографию и другие диагностические услуги. 

Мы вложили инвестиции в передвижной диагностический комплекс с новым цифровым маммографом и флюорографом, учитывая высокую потребность в нем медицинских организаций нашего региона, обязанных проводить ежегодную диспансеризацию населения. Это весьма актуально, учитывая массовую ликвидацию ФАПов и состояние, в котором оказались те, что не ликвидированы. Разве это не общественно важная задача? Как, впрочем, и вся деятельность частных ЛПУ.

По результатам прошлого года на 99% был задействован наш передвижной комплекс в совместной работе с государственными ЛПУ. С поставленной задачей мы достойно справились. Об этом говорят многочисленные добрые отзывы самих пациентов и руководителей медицинских организаций. Они хотели бы продолжить начатую работу, но по решению комиссии, распределяющей объемы на 2016 год, мы практически ничего не получили. Все объемы по всему краю отдали на одну-единственную машину государственного ЛПУ. Без калькулятора понятно, что под угрозой срыва исполнение задания. Один месяц уже прошел. Летом сельчан сложнее оторвать от полей и огородов. Сейчас лучший период до посевной проводить диспансерное обследование. Хотя кто это учитывает? Городской чиновник?

Еще одна проблема: при учете расходов на покупку дорогостоящего оборудования, которое практически на 100% используется в ОМС, нам говорят: вы бизнесмены, вы зарабатываете большие деньги, можете именно из своих доходов и компенсировать подобные затраты.

Другая проблема — так называемое распределение объемов по ОМС. Допустим, нам выделили 10 обследований УЗИ по ОМС. Однако что делать, если эту квоту мы выбрали? Гражданин приходит в регистратуру государственного ЛПУ и выясняет, что нужно ждать УЗИ полтора месяца. Он идет домой, открывает в интернете реестр организаций, имеющих право оказывать услуги по ОМС, находит наш центр и обращается за услугой по направлению врача. 

По Закону об охране здоровья мы не имеем права ему отказать. Значит, мы вынуждены принимать его сверх нормы. Но если я подам документы на оплату, СМО не оплатит нам эту услугу, потому что эту услугу своевременно должно оказать медицинское учреждение, где прикреплен гражданин. И тогда дорога только в суд. Считаю, это не цивилизованный подход и ситуацию нужно срочно менять.

Проблема, связанная с ОМС, — отчетность. Мы вынуждены вести отчетность как государственная организация. Заполнять нелепые формы, на что мы потратили средства. Хотя государство не финансирует нашу деятельность. Почему кто-то должен контролировать, на что мы потратили деньги? Это противоречит здравому смыслу и является явным нарушением законодательства в части развития малого и среднего бизнеса.

Распределение делается, для того чтобы страховым медицинским организациям (СМО) по ОМС не пришлось оплачивать услуги сторонним организациям сверх того, что им «выделено»?

— Совершенно верно! Нам в открытую говорят: сначала мы должны обеспечить свои ЛПУ. Спрашивается: а мы чьи? ОМС — это что, система, направленная на оплату за оказанные фактически и гарантированные государством медицинские услуги, или система финансовой поддержки государственных лечебных учреждений? Считаю, что система ОМС должна быть основана на принципах страхования конечного потребителя — гражданина. Таким образом, если гражданин получил услугу по государственной гарантии, то медицинская организация имеет право получить за ее оказание оплату, и никак по-другому. При этом не важно, какой формы собственности эта организация. На деле выходит так: государственные ЛПУ получают за пациента финансирование, пациент не может получить своевременно услуги, идет в частную клинику и платит деньги из своего кармана. Так как частной организации не выделены какие-то объемы.

Так что же для вас лично медицинский бизнес?

— Я бы сказала, что это дело моей жизни! Частные клиники возникли, потому что есть потребность в их услугах. Мы — предприниматели, мы идем туда, где есть спрос, это — бизнес. Я, например, пришла в медицинскую сферу как предприниматель — я не доктор по образованию, а эффективный менеджер.

Почему, на ваш взгляд, органы управления здравоохранением все-таки идут на то, чтобы разрешать работать по ОМС частным клиникам?

— Во-первых, это государственная политика. Все-таки у нас рыночные отношения, в том числе и в здравоохранении должны соблюдаться эти правила, и потому шлагбаум для частных ЛПУ пришлось открыть. Во-вторых, это необходимость: огромные очереди. Это ведет к недовольству граждан, и, чтобы снять его, привлекают частные клиники.

Нужно беспрепятственно пустить частные организации в ОМС?

— Да. Когда негосударственные клиники будут поставлены в равное положение с государственными, возникнет здоровая конкуренция.

Будет ориентированность на пациента, готовность ему помочь, а не освоить предельный бюджет.

Во всех развитых странах мира государственные и частные ЛПУ находятся в равном положении. Так должно быть и в России.

Как сказывается на рынке конкуренция между государственными и частными ЛПУ?

— Отрицательно, потому что это недобросовестная конкуренция. Со стороны государственных ЛПУ она опирается на административный ресурс, вертикаль государственного и муниципального управления здравоохранением, которая стоит за ними. Кроме того, государственные ЛПУ получают государственное финансирование на строительство и реконструкцию зданий, на закупку оборудования, на заработные платы персоналу.

Факторы конкуренции на рынке оказания медицинских услуг между государственными ЛПУ и частными во многих случаях определяется неравными стартовыми условиями. А именно: содержание государственных медицинских учреждений осуществляется за счет средств государства, а частных — за счет средств собственника, включая затраты на строительство зданий либо их аренду, содержание и ремонт зданий, закупку оборудования, лекарств и заработную плату.

Государственным ЛПУ, как вы знаете, предоставлено право оказывать платные медицинские услуги. То есть берется вся та база — здание, оборудование, кадры, которая создана с помощью государственного финансирования, и используется для извлечения предпринимательского дохода.

Частным учреждениям приходится самим арендовать помещения, оснащать клиники оборудованием и привлекать для работы квалифицированных специалистов, что существенно увеличивает стоимость услуг для потребителя.

Отдельная статья расходов, и немалая, — переподготовка кадров. Руководители частных клиник обращают серьезное внимание на подготовку и переподготовку кадров. Плата за обучение для персонала муниципальных учреждений производится за счет бюджетных средств, а коллегам из частного сектора приходится платить самим или же обучаться за счет работодателя. Со стороны государства поддержка при этом отсутствует.

Кроме того, государственные учреждения априори обеспечены клиентами за счет оказания населению бесплатных медицинских услуг, а частным учреждениям необходимо предпринимать усилия для привлечения клиентов на платной основе. Также отсутствуют равные условия и в исчислении пенсионного стажа. Льготный стаж для медицинских работников исчисляется исключительно для государственных учреждений.

Частные центры работают на основании лицензии, у нас работают врачи, отучившиеся семь лет в вузе и ординатуре. Мы проводим систематическую переподготовку. Наши доктора точно так же работают с пациентами, что и в государственных ЛПУ. Однако при этом в государственных ЛПУ врачи имеют возможность уходить на пенсию на год раньше, у врачей в частных ЛПУ теряется медицинский стаж. Это явное нарушение конституционных прав граждан при выборе места работы.

Таким образом, на рынке медицинских услуг в более выгодном положении находятся государственные медицинские учреждения. Хотя частные медицинские учреждения обладают конкурентными преимуществами за счет новых технологий, качества обслуживания клиентов, более сильной мотивации работников и предпринимательского/менеджерского таланта руководства клиник, что побуждает государственные учреждения также подтягивать качество обслуживания. В итоге в выигрыше остаются потребители.

Какими вам видятся перспективы развития клиники?

— О, если бы это зависело только от нас и от наших усилий! На сегодняшний день сложно что-либо прогнозировать с учетом того, как непредсказуемо развивается экономика и еще более непредсказуемо меняется законодательство.

Мы смогли в прошлый экономический кризис создать многопрофильный медицинский центр в городе со 100-тысячным населением, в котором есть несколько крупных государственных ЛПУ. 

В наш успех многие не верили, но у нас получилось — центр «Гармония» стабильно развивается. Так что наши мечты сбываются. В наших планах — начать оказывать услуги в области реабилитации и восстановления после заболеваний центральной нервной системы и травм. Эти планы мы уже начали реализовывать.

Предполагаем продолжить работу по оказанию услуг в рамках ОМС. Однако эти наши планы сбудутся в том случае, если произойдут изменения в законодательстве по отношению к частной медицине — как на региональном, так и на федеральном уровне.


ЛАУМАН Тинатин Владимировна — основатель и один из руководителей медицинского центра «Гармония» (г. Ачинск Красноярского края). Награждена почетным знаком «За вклад в обеспечение экономической безопасности России».