Налог-автомат

БОСС-политика | Налоги/Регулирование
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

«Электронный НДС», как было отмечено даже в Послании президента Федеральному собранию, улучшил налоговое администрирование. Каковы достоинства «электронного НДС» для государства и издержки для бизнеса?

Советник адвокатского бюро DS Law Денис Зайцев уверен, что для государства преимущества внедрения электронного оборота счетов-фактур очевидны. Онлайн-доступ к такой системе позволяет налоговым органам видеть всю историю формирования НДС на всей последовательности движения товаров (работ, услуг): от первого поставщика до конечного потребителя. Целостный обзор картины (чему способствует и информация о платежах от банков, а также иные «сервисы»), в свою очередь, помогает контролирующим органам более объективно оценивать правильность и полноту уплаты НДС, выявлять сомнительные операции и лиц, заслуживающих более пристального внимания.

Кроме того, предполагалось, отмечает эксперт, что электронный документооборот избавит самих налогоплательщиков от лишних вопросов проверяющих. Но на практике вопросы приходят, и иногда по операциям, за которые налогоплательщики не ответственны, что вынуждает последних тратить больше времени и средств на взаимодействие с контролерами.

Если оценивать стоимость обслуживания системы, то она может быть как недорогой (2,5–5 тыс. рублей в год для малых предприятий и ИП), так и стоить до сотен тыс. рублей. При этом вне зависимости от размера компании переложение платы за контролирующую функцию на налогоплательщика представляется далеким от справедливости.

Адвокат Алексей Гордейчик подчеркивает, что государству «электронный НДС» принес возможность практически полного контроля за правильностью исчисления и уплаты налога, а бизнесу — рост издержек на содержание бухгалтерских и налоговых служб, дополнительные риски, связанные с тем, что их контрагенты пройдут «по учетам» как недобросовестные.

Руководитель консалтингового центра (г. Краснодар) Наталья Полапа перечисляет достоинства планомерного перехода на электронный документооборот между налоговыми органами и бизнесом:

  • совершенствуется налоговое администрирование, что помогает контролирующим органам вести борьбу с уклонением от уплаты налогов, с незаконными финансовыми операциями, тем самым возрастают поступления в бюджет;
  • увеличивается скорость и качество выявления возможных схем и нарушений;
  • является «дисциплинирующим фактором» для налогоплательщиков;
  • расширяются полномочия налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок;
  • возможность замены дорогостоящих выездных проверок камеральными.

Но есть и издержки для бизнеса:

  • ужесточение ответственности лиц, осуществляющих ведение бухгалтерского и налогового учета на предприятии;
  • дополнительные затраты на приобретение программного обеспечения;
  • оформление электронной цифровой подписи;
  • создание электронных баз данных, систем электронного документооборота, обучение персонала;
  • возможно, необходимость перевода бумажных документов в электронный формат.

Для малого бизнеса, подчеркивает эксперт, это дополнительные немалые затраты, увеличение издержек. Главная причина затрат — недостаточная оснащенность предпринимателей, особенно малых и «микро», необходимым программным обеспечением, возможно, низкая доступность интернета для отдельных предпринимателей.