Босс №01 2016 г.

Гоар НИКОГОСЯН: мы должны объединить усилия для созидания будущего, для заботы о благосостоянии страны

БОСС-профессия | Босс номера
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Илья МОРДВИНКИН, Наталья ПУСТЫННИКОВА

Компания «Никомол» (г.п. Мамадыш Мамадышского муниципального района Республики Татарстан) — один из известных в России поставщиков сыров и сливочного масла татарстанского производства. Генеральный директор фирмы Гоар Валерики Никогосян занимается прежде всего знаменитыми мамадышскими сырами и маслом 15 лет. Она убеждена, что импортозамещение — шанс для того, чтобы качественные российские сыры и сливочное масло, в том числе изготовленные по традиционной рецептуре народов России, не просто захватили отечественный рынок, но и получили экспортные перспективы. «Мы можем делать сыры и масло на самый взыскательный вкус», — утверждает она.

По мнению Гоар Никогосян, для успешного развития российского сыроварения и маслоделания важно оказать государственную поддержку не только производителям сыров, но и компаниям, формирующим маркетинговую стратегию молочной промышленности.

Рынок — в наших руках 

Гоар, как вы оцениваете перспективы развития производства сыров и другой молочной продукции в нашей стране?

— В России вообще и в Татарстане в частности есть прекрасная молочная продукция, экологически чистая, богатые традиции изготовления сыров и масла, особенно в национальных республиках.

У нас есть российские, татарстанские, адыгейские, армянские, грузинские сыры и сливочное масло?

— Совершенно верно. Логично, если у нас в стране будут употребляться в пищу сыры и масло отечественной рецептуры. Ведь когда вы едете во Францию или Голландию, вам дают кушать местные сыры и намазывать на хлеб местное масло, там нет засилья импорта.

Это вполне естественно для стран с развитой молочной промышленностью. Нужно создать такую же ситуацию и у нас в России. Вы скажете: в советское время тоже было так. Но раньше, в советский период, люди были всеядными. Теперь они знают, что такое хорошие сыры. И это мощный двигатель рынка.

Примет ли отечественные сыры и масло наш потребитель, за советские годы приученный к низкому качеству отечественной продовольственной продукции, а за постсоветские привыкший к импорту? Или воспримет российскую продукцию как временную замену импортным, ввоз которых сегодня ограничен из-за высокого курса иностранных валют и российских контрсанкций?

— Я занимаюсь продвижением отечественных сыров и масла уже 15 лет и весьма успешно делала это в том числе в период засилья импорта. Сыры, которые предлагает наша компания, прежде всего сыры и масло под брендом «Мамадыш» — произведенные Мамадышским сыродельно-маслодельным комбинатом, теперь известны по всей России, продаются во всех ведущих торговых сетях. Комбинат много лет возглавляет Максут Махмутович Ахметшин, настоящий профессионал и как производственник, и как руководитель, энтузиаст развития татарстанского сыроварения и маслоделания. Есть такое понятие: «фактор личности в истории», так вот, фактор его личности в истории создания российского качественного сыроварения и маслоделания очень велик!

Наш пример показывает, что качественные российские сыры и масло конкурентоспособны, что мы можем успешно работать не только в низком ценовом сегменте.

Продвижение отечественных сыров и масла — моя любимая работа. Я знаю таких же энтузиастов, которые занимаются продвижением сыров и сливочного масла других хороших производителей. Но на одном энтузиазме далеко не уедешь. Нужно работать над ассортиментом, над качеством как в сырьевом, так и в перерабатывающем звене, над логистикой.

Сейчас развитие сыроварения и маслоделания поддерживается самой ситуацией на рынке молочной продукции.

— Безусловно. Раньше мы отступали перед импортом, поскольку ситуация в экономике складывалась такая, что производить в России из-за слишком дорогого рубля было невыгодно и из-за того, что российское сельское хозяйство с трудом поднималось после развала 90-х.

Но благодаря федеральным приоритетному национальному проекту развития села, последующей госпрограмме развития АПК, программам субъектов Федерации АПК стал одной из ведущих отраслей экономики. Затем комплекс получил поддержку за счет снижения курса рубля и резкого удорожания импорта, а также ответных санкций российского правительства, касающихся продовольственного рынка.

Сегодня мы приучили людей к качеству — к французским, голландским сырам и маслу. Такому качеству надо соответствовать. Да, нет импорта, однако это не значит, что торговля и потребитель возьмут любую продукцию.

Нужна работа на разные слои населения — и на малообеспеченных граждан, и на средний класс, который может себе позволить более дорогие сыры и подсолнечное масло. Теперь для российских поставщиков формируются новые возможности, которых раньше не было, — колоссальные возможности!

А есть ли сейчас конкуренция со стороны сыров и масла из Азии, например из Китая, который славится продукцией с низкой себестоимостью?

— Я большой конкуренции не вижу. Недавно привозили дегустировать китайский сыр — он настолько безвкусный, что вообще непонятно из чего сделан. Я даже побоялась глотать эту «пластмассу». Если говорить о других азиатских сырах и масле, есть примеры качественной продукции, которые наверняка будут интересны для поклонников таких сыров и масла.

Существуют ли проблемы с торговыми сетями?

— Они остались в прошлом — сейчас их нет. Мы предлагаем весьма востребованную продукцию — спрос на нее со стороны торговых сетей очень велик — и постоянно наращиваем объемы поставки. Работаем по всей России: не только в Поволжье, но и в Московском регионе, на Северо-Западе России, на Урале, в Сибири. Мы умеем работать, продвигать, рекламировать качественную отечественную продукцию.

Как я уже сказала, отечественные производители и поставщики получили большую фору — этот шанс мы должны использовать на 200%! Я уже не говорю о том, что в России среднедушевое потребление молочных продуктов все же пока отстает от уровня потребления в европейских странах — есть большие перспективы роста.

В наших руках рынок! Мы вольны его «лепить», как хотим. И важно выработать стратегию развития рынка, программу развития и успешно ее реализовать. Нужно приложить усилия к тому, чтобы создать развитую сыроваренную промышленность, систему продвижения отечественных сыров в России и за рубежом, завоевать сердца потребителей. Для этого, как я уже сказала, следует объединить усилия производителей сырья, молочной промышленности, системы продвижения и государства — как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Факторы успеха: традиции и экология

Каковы главные факторы конкурентоспособности отечественных сыров и сливочного масла?

— Связь с национальными традициями и экологически чистое производство.

Сегодня многие люди стремятся перейти на правильное и полезное питание. Все больше и больше и в мире, и в нашей стране проявляется интерес к органическим продуктам. На продовольственный рынок, как внутренний, так и мировой, выставляется все больше и больше органической продукции, в том числе и молочной. Пока российское сельское хозяйство не испорчено многими факторами так называемой интенсификации сельскохозяйственного производства — использованием спорных биотехнологий, которыми в значительной степени отравлено, к примеру, европейское сельское хозяйство, у нас производятся натуральные продукты, и это огромное наше преимущество. Спрос на чистую продукцию, в том числе молочную, будет лишь возрастать.

В России есть и климатические, и географические, и экологические условия для выработки качественного, чистого молока. Огромная часть нашей территории пригодна для молочного скотоводства. Позиция президента России о том, что необходимо вернуть в оборот земли сельскохозяйственного назначения, будет только способствовать этому. А ведь именно земли для кормов — определяющий фактор объемов молочного скотоводства. И его качества: у нас прекрасные травы, за счет которых многие виды российского молока уникальны в мире.

У нашей страны сегодня — уникальный шанс создать индустрию экологически чистых продуктов, потенциал которой может быть использован во всем мире. Многие отечественные и международные эксперты убеждены, что Россия способна стать одним из лидеров глобального молочного рынка. Однако собственных ресурсов производителей и торговых компаний для развития отрасли не хватит — нужны массированные инвестиции, как частные, так и государственные.

Дефицит обратной связи

— В достаточной ли степени молочное производство в России готово к решению задачи создания глобального молочного кластера?

— Многое сделано за последние годы. Но, несмотря на позитивные тенденции в молочном производстве, существует определенный дефицит качественного молочного сырья.

Не всегда выдерживаются технологические требования?

— Да. А это недопустимо. Современный рынок диктует четкое соблюдение стандартов. Подход «сойдет и так», которым руководствовались некоторые поставщики, не годится. Причем он портит весь рынок: потребитель, однажды столкнувшись с некачественной продукцией, будет и к другой отечественной продукции относиться с опаской. Любить тот продукт, который предлагается на рынке, — это залог успеха. ЧП для поставщика и для торговой организации.

Сыр, масло — живые продукты, и иногда бывают какие-то моменты из-за нарушений при доставке и хранении. Поскольку такие моменты еще происходят, важно оперативно заменять продукт на качественный — потребитель всегда оценит такое отношение.

Иногда оставляет желать лучшего эффективность производства — не всегда под контролем рост себестоимости. Есть большие проблемы с логистикой. Множество поставщиков сельскохозяйственной продукции не имеет возможности напрямую взаимодействовать с потребителями, да и посредниками, которые способны предложить рентабельные условия, из-за низкой доступности транспортных средств.

К сожалению, все еще недостаточен ассортимент. А без ассортимента нет торговли: с одним-двумя продуктами определенной марки выходить к потребителю не имеет смысла. Разнообразие ассортимента обеспечивает продвижение продуктовой линейки, потому что у людей разный вкус. Нужна линейка продуктов, охватывающая близкие целевые аудитории.

Есть немало возможностей совершенствования ассортимента. К примеру, российские потребители привыкли к некоторым распространенным видам иностранных сыров и масла. Почему бы, например, не пригласить иностранных специалистов и не сделать сыры по соответствующей рецептуре? Все эти сыры с дырочками… Мне кажется, я сама бы пошла и сделала эти дырочки.

Нам приходилось буквально уговаривать заводы, чтобы они приобретали новые формы для сыров, чтобы хоть как-то разнообразить ассортимент.

Есть ли прогресс?

— Безусловно. Когда я начинала, я могла работать лишь с двумя видами сыров. Сегодня работаю с двумя десятками. Такая же ситуация по сливочному маслу.

Я постоянно борюсь за развитие ассортиментной линейки, днюю и ночую на заводах. Мне в сердцах иной раз говорят: «Слушай, иди уже, а?» Но понимают, что я делаю важное для них дело, забочусь об увеличении не только своего, но и их дохода.

Мы уже лет 15 работаем над этим с местными производителями, но проблемы все равно остаются. Во многом из-за того, что у производителей есть дефицит обратной связи с рынком.

Чувствовать рынок

Очень многое в развитии отечественного сегмента рынка сыров и масла зависит от качества продвижения, от чувства рынка?

— Разумеется. Я начинала заниматься продвижением с торговли на городском рынке — с четырьмя головками сыра шла на базар. Это наилучшее начало для любого специалиста по продаже продуктов питания. Когда человек видит прилавок, видит покупателя, ему легче смотреть глазами покупателя. Он понимает, как нужно убеждать покупателя. Для этого необходимо любить свою работу — любимая работа всегда ответит взаимностью. Сколько ты вложил труда, столько и получишь.

Мы учим наших сотрудников убеждать, менять мнение людей. Учим специалистов торговых сетей работать с товаром — не просто положить сыр или масло на прилавок, но разрезать их и предложить покупателям. Не просто рассказать ему, какой вкусный сыр, какое вкусное масло, а дать попробовать. Надо приучать к нашей продукции, давать почувствовать, какая она вкусная, как вкусно пахнет натуральный сыр, не отравленный консервантами!

Как обучаете своих сотрудников?

— Учу прежде всего любить свою работу и продукцию, которую мы продаем, тем более есть за что. Я своим сотрудникам всегда говорю: если ты пришел на работу и не хочешь работать, лучше иди домой, приведи в порядок свой настрой. Потому что на работе от тебя как минимум никакой пользы не будет. Работать следует только на позитиве, с улыбкой.

Есть куда развиваться

Как вы оцениваете условия развития АПК?

— АПК — важнейший народно-хозяйственный комплекс, вертикально-интегрированный, включающий как производство сельскохозяйственного сырья, так и его переработку. Но это комплекс, пока еще трудно приспосабливающийся к быстро меняющимся условиям рынка.

Да, комплекс преодолел кризисный период. Тем не менее есть куда развиваться — потому государство создает серьезные программы поддержки агропрома. Если говорить о Татарстане, то в нашей республике АПК рассматривается как приоритетная отрасль. Отсюда результаты. Существовало и существует множество программ, которые помогают не просто развивать АПК по нескольким направлениям, но и способствуют привлечению молодежи к работе в сельской местности, тому, чтобы она обзаводилась жильем на селе.

В республике разработаны приоритеты стратегического развития до 2030 года. Помимо региональных программ поступают частные инвестиции, в том числе иностранные, что свидетельствует о том, что частные инвесторы видят большое будущее агрокомплекса России.

Какие проблемы нужно решить для успешного импортозамещения в АПК?

— Задолго до введения санкций шло развитие АПК по различным программам. Понятно, что такая картина наблюдается не во всех отраслях и не во всех регионах, однако в целом мы можем еще подтянуться. Не обойтись без госпрограмм, направленных на поддержку АПК, и без сторонних инвестиций. Проблем, которые необходимо решать, множество. Это и подготовка специалистов, и разработка современного оборудования, производство его в России, и повышение качества производства сырья и переработки, и логистики.

Республика-локомотив

Какие факторы, на ваш взгляд, способствуют быстрому развитию экономики Татарстана, лидерству Татарстана среди регионов России?

— Промышленность, торговля, строительство, развитый АПК — это главные факторы, которые влияют на успешное экономическое развитие республики. Минтимер Шарипович Шаймиев сделал многое для развития переработки, машиностроения. Наши КамАЗы до сих пор пользуются большим спросом в любой сфере, любом регионе. А действующий президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов продолжает развивать эти отрасли и плюс ко всему активно привлекает инвесторов. Ведь привлечение инвестиций в республику — не только открытие новых рабочих мест, но и обмен опытом с зарубежными коллегами, получение новых знаний, навыков, а это очень важно для успешного развития.

Вообще уровень экономического развития зависит и от простых граждан. Если бы жители республики не были заинтересованы в улучшении качества жизни, не строились бы новые школы, детские сады, больницы, не понимали, что все зависит от них самих, то картина, конечно, выглядела бы иначе. Заинтересованность и доверие самого населения во многом помогает правительству республики, несмотря на кризисную ситуацию, успешно реализовывать программы по строительству.

Что касается торговли, то опять же стоит отметить постоянную помощь государства в развитии сельскохозяйственной отрасли, производстве нефтепродуктов, легкой и пищевой промышленности, производстве машин и оборудования и всех остальных направлениях. Это позволяет максимально приблизить продукцию, которая пользуется спросом, к тому уровню, к тому виду, который мог бы заинтересовать покупателя, быть конкурентоспособным.

В Татарстане созданы благоприятные условия для развития АПК. Это не бедная республика, и люди, живущие в ней, готовы к работе, к достижениям. Я бываю во многих регионах — в некоторых такая депрессия, что, прежде чем там создавать какие-то производства, нужно излечить людей от этой депрессии, предложить условия, чтобы у них появилась потребность работать, улучшать качество своей жизни.

Татарстан — процветающая республика с довольно высоким уровнем жизни. Жители Татарстана готовы работать и зарабатывать. Взаимодействие правительства и потребителя позволяет нашей республике быть в числе лидеров по многим направлениям.

«Гоар — это Мамадыш, Мамадыш — это Гоар»

Сегодня компания расширяется?

— Да. У нас несколько десятков представителей в регионах России. Все в крупных розничных сетях знают, что Мамадыш — это Гоар, а Гоар — это Мамадыш. Многие мошенники на этом попадались.

Вы работаете только с Мамадышским заводом?

— Нет, работаем также с продукцией завода в Балтаси — очень хороший завод!

В основном продвигаем продукцию Татарстана, но не отказываем и другим производителям, если у них хорошая продукция. Сейчас появляются молодые производители, которые хорошо слушают, что выпускать, как выпускать, они открыты к новым технологиям, с ними одно удовольствие делиться знаниями. Они готовы меняться, совершенствоваться — на них большие надежды.

Ваша компания — один из «интеграторов» молочной индустрии, по крайней мере, Татарстана. Настроены ли вы консолидировать производство или открыть собственное?

— Я бы очень хотела открыть собственное производство, готова день и ночь работать. Но для этого необходимы финансовая поддержка, инвесторы.

Есть многие российские бизнесмены, которые вывозили свои средства за границу. Пора вкладывать инвестиции в российскую экономику. Создавать новое в России, формировать потенциал российской экономики для внутреннего рынка и его экспортный потенциал. В сельском хозяйстве мы и до кризиса были экспортной страной, и не только по зерну, но и по некоторым видам мясной продукции.

Планируете ли заниматься другими видами молочной продукции?

— По большому счету нет. Мы фокусируемся на сыре и масле.

Рецепт: инвестиции и льготы

— Что нужно для развития сыроваренной промышленности и торговли сырами?

— Инвестиции. Все остальное уже есть: цеха, персонал, готовый работать в сфере производства молочной продукции. В нашей республике много молодежи, для которой работа на селе или в небольших населенных пунктах, где чаще всего и расположены мощности, привлекательна. Они настроены там работать и жить, потому что там комфортные условия жизни. На их потенциал мы теперь можем опереться.

— Инвестиции и государственно-частное партнерство?

— Да. Однако не по принципу «дайте денег», а не получилось — «дайте еще денег». Так привыкли работать многие, и эффективное производство таким образом создать невозможно. Финансирование должно поступать на рыночных основах и даваться тем, кто способен продемонстрировать максимальную отдачу на вложенный капитал.

В какой мере развитию производственных и торговых компаний могут помочь дешевые кредиты специальных и государственных фондов и банков?

— Одна из главных проблем сегодня в России — дорогие деньги и их удорожание. Для того чтобы противостоять кризису и выходить из него, следует предоставлять компаниям, которые генерируют экономический рост, более дешевые деньги, чем те, что предлагают коммерческие банки. Это принципиально важно не только для развития конкретных компаний, но и для экономического развития страны.

Какую роль в поддержке бизнеса, генерирующего экономический рост, играют налоговые льготы?

— Налоговые льготы стали бы серьезным подспорьем и для производственных, и для торговых компаний, участвующих в импортозамещении. Ныне речь идет о льготах для начинающих компаний. Я считаю, нужно распространить льготы в том числе на тех, кто давно работает на рынке, но при этом решает задачи, входящие в число национальных приоритетов.

Насколько, на ваш взгляд, подспорьем для торговых и производственных компаний были бы льготы по предоставлению помещений?

— Это основа для развития и новых торговых сетей, и новых производственных предприятий. Теперь арендная плата для многих — фактически еще один налог, так она высока. Местные власти стремятся пополнить свои бюджеты здесь и сейчас, блокируя будущее. Ведь снизив ставки сегодня, они получат больше налогов завтра, а вся страна — больше продукции.

Женская созидательная энергия

— С чего начинался ваш путь в бизнесе?

— Грянул рынок, нужно было зарабатывать деньги. Я всегда хотела что-то делать, участвовать в материальном благосостоянии семьи. Хотя папа был против: армянская женщина должна сидеть дома. Но я тайком от папы ходила торговать на рынке — зарабатывала деньги.

Познакомилась со своим будущим мужем. Он был строителем — выполнял строительные работы для Мамадышского завода. А я стала продавать мамадышские сыры в округе: брала легковую машину и развозила по близлежащим рынкам. Так постепенно-постепенно росла моя фирма — тихая, спокойная женская созидательная энергия.

Мужа тоже привлекала: мол, милый, что ты мне посоветуешь? Пусть мужчина во главе, но задача женщины — придать ему правильное направление. Он, строитель, сначала относился к моему увлечению торговлей с иронией. Однако потом ирония прошла, потому что мой торговый бизнес стал развиваться быстрее, чем его строительный. 

Муж, к сожалению, трагически погиб. И мне пришлось работать с удвоенной силой, без мужского плеча, тем более надо было поднимать ребенка. Подняла и ребенка, и компанию.

Сбалансировать власть

Какую роль женщины-руководители должны играть в деловой жизни и государственном управлении?

— Женщина-руководитель — это уже не редкость в наши дни. Продвижение женщины на государственные должности — не просто продвижение эволюционного процесса, это и результат проявления социального прогресса. Безусловно, остаются еще те, кто уверен, что женщин нельзя пускать во власть, так как это святая святых мужчин, но это давно не так.

Нас, женщин, природа наградила усидчивостью, целенаправленностью, аккуратностью, внимательностью, сообразительностью, гибкостью мышления, компетентностью — это те самые качества, которые помогают нам работать на руководящих должностях. Если мужчины преимущественно строят долгосрочные планы, то нас устраивает гарантированный результат «здесь и сейчас». И мы способны воспринимать и учитывать советы, в том числе советы от мужчин.

Многих мужчин-руководителей задел бы женский совет, как поступить в той или иной ситуации. Женщины своим особым социальным опытом в силах сбалансировать власть, сделать ее более современной и гибкой.

Возьмем Ангелу Меркель. Сейчас о ней говорят все, она опередила всех! Да, она возглавила Европу против Путина, но если посмотреть с ее «колокольни», то она отстаивала свои интересы, интересы своей страны. Невозможно быть хорошим для всех и каждого. У каждого руководителя своя политика, свои взгляды, и любой правитель отстаивает интересы своей страны, своего народа, возможно, даже наживая себе врагов. Ангела Меркель стала примером того, что женщина может быть у власти.

Необходима ли, по-вашему, квота представителей делового, предпринимательского сообщества?

— Конечно. Мы живем в весьма непростое время, когда срок принятия решений минимален. Напряженные отношения с Западом требуют от нас быть универсальными, гибкими, уметь быстро реагировать на сложившуюся обстановку.

На мой взгляд, и в представительной, и в исполнительной власти нужны люди, которые в свое время имели опыт решения схожих проблем. Ведь очень тяжело, не имея опыта и практики, а пользуясь лишь теорией, дать оценку происходящему и уж тем более найти решение проблем — решение, которое будет исполнено и даст положительный результат.

Сегодня вы не просто видите перспективы процветания, но и создаете процветание.

— Наша страна переживает сложный период. Однако, несмотря на трудности, благодаря тому, что у нас ныне есть такой лидер, как Владимир Владимирович Путин, мы созидаем будущее, работаем на благосостояние страны. Теперь предприниматели стремятся производить, создавать новое. Для этого много сделано, но необходимо создать условия, чтобы участие в бизнесе, в производстве стало еще более массовым. И чем скорее на процветание станет работать большинство, тем скорее оно наступит.