Десять лет в пути

БОСС-профессия | Проект
Текст | Александр Рубцов
Фото | ОАО «Центральная ППК»

ОАО «Центральная ППК»: первое десятилетие успеха.

Пригородные пассажирские перевозки имеют высокое социально-экономическое значение в жизни общества. Это обусловлено выполнением одной из важнейших гарантий государства — свободы передвижения. Для населения, совершающего ежедневные поездки на работу и учебу, основным видом транспорта остается железнодорожный из-за его высокой провозной способности, надежности и регулярности движения. Велика социальная роль пригородных поездов в перевозках городского населения на дачные участки, к местам массового отдыха. Кроме того, пригородными поездами выполняется и значительная доля внутригородских перевозок.

Совершенствование организации пригородных перевозок — это одна из приоритетных задач. В первую очередь это сокращение расходов и повышение доходности за счет наибольшего привлечения пассажиров на железнодорожный транспорт. В условиях усиливающейся конкуренции между видами транспорта необходима реализация мероприятий, связанных с повышением качества и привлекательности железнодорожных пассажирских перевозок.

Для решения этих задач 8 декабря 2005 года в рамках реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 №384, ОАО «РЖД» совместно с Правительством Москвы и Правительством Московской области учредили ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания».

Одна из первых на сети

М.Б. ХромовВыполнять перевозки компания начала с 1 января 2006 года, при этом первым полигоном стало Павелецкое направление Московской железной дороги. Для этого с 1 января 2006 года на условиях аренды ОАО «РЖД» передало компании пассажирские обустройства на 43 станциях и остановочных пунктах, а также 37 электропоездов приписки депо «Домодедово». Кроме того, в штат компании перешли турникетные и станционные работники, контрольно-ревизионный аппарат. Всего в штате на ту пору насчитывалось 240 человек.

ОАО «Центральная ППК» стала одной из первых пригородных компаний на сети российских железных дорог, получившей лицензию на организацию перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.

Уже за первое полугодие 2006 года компания перевезла более 18 млн пассажиров, что на 2,7 млн больше, чем в предыдущем 2005 году. С апреля 2006 года ОАО «ЦППК» вышло на безубыточный уровень, а в июне 2006 года практически погасило все задолженности перед Московской железной дорогой.

Положительные результаты были достигнуты благодаря целому комплексу мероприятий, направленному на повышение доходности и сокращение эксплуатационных расходов.

 Усиление контрольно-ревизионной работы, выставление заслонов, организация ограждений железнодорожных станций по их периметру позволили существенно снизить количество безбилетных пассажиров, что обеспечило рост выручки от продажи платных проездных документов на электропоезда общего назначения на 29,8%. Кроме того, в четыре раза возросла эффективность работы контролеров-ревизоров.

Но не только борьба с безбилетниками была выбрана главным направлением работы. Наоборот, во главу угла поставлено повышение комфорта для пассажиров. Так, с первых дней работы установлен ежедневный контроль качества подготовки электропоездов в рейс и их санитарно-технического состояния. Для этого в компании введена должность менеджера по приемке и подготовке подвижного состава, который стал работать непосредственно в депо «Домодедово» и лично принимать электропоезда в рейс, взяв на себя персональную ответственность за их состояние. Ежедневно вся информация о технических неисправностях, выявленных сотрудниками компании, стала направляться руководству пригородного комплекса Московской железной дороги для принятия мер по их устранению. Как результат, улучшилось санитарно-техническое состояние электропоездов и качество их подготовки в рейс. Также совместно с руководством Московской железной дороги оптимизированы расходы компании.

С 1 мая 2007 года компания расширила зону своей деятельности на Курское и Казанское направления МЖД. С 1 октября 2008 года началось обслуживание пригородных пассажиров на Ярославском направлении МЖД. С 1 июля 2010 года — на Савеловском, Рижском и Белорусском направлениях, а с ноября 2010 года — на Горьковском направлении Московской железной дороги. 

Основными аспектами взаимодействия ОАО «Центральная ППК» с заказчиками перевозок — Департаментом транспорта Правительства Москвы и Министерством транспорта Правительства Московской области — стали оптимизация графика движения электропоездов, разработка и внедрение гибкой тарифной политики, изучение и внедрение мирового опыта эффективной организации пригородных перевозок.

 С 2011 года компания начала обслуживать пригородные пассажирские перевозки на всем полигоне Московской железной дороги, в одном из наиболее населенных округов Российской Федерации — Центральном федеральном округе, где на территории 11 субъектов проживает 27,94 млн человек. Это практически одна пятая часть населения страны. 

По словам генерального директора ОАО «Центральная ППК» Михаила Хромова, за прошедшие десять лет задан высокий темп развития компании, который предприятие не собирается сбавлять. Сейчас Центральная ППК — одна из немногих пригородных компаний, вышедших на рентабельный уровень перевозок. Безусловно, это стало возможным благодаря господдержке — субсидиям на инфраструктуру и обнуленному НДС.

В ответе за все 

Свое эволюционное развитие компания стратегически строит в рамках операционной модели ответственного перевозчика, которая подразумевает самостоятельное выполнение ряда работ и услуг, приобретаемых ранее у собственника инфраструктуры, с обеспечением их дополнительного финансирования за счет собственных и заемных средств.

Это все составляющие пригородного железнодорожного сообщения: самостоятельное содержание, техническое обслуживание и управление подвижным составом, включая собственные локомотивные бригады. Ответственность компании за состояние пригородных платформ, их оборудование и текущее содержание. Активное развитие каналов продаж, развитие сети билетных автоматов и развитие собственных информационных систем.

В 2012 году для закрепления полной ответственности перевозчика за качество предоставляемых услуг в рамках пилотного проекта на Казанском направлении был создан единый центр, отвечающий за качество уборки подвижного состава и пассажирских обустройств, их техническое обслуживание.

Накопив опыт, с весны 2014 года компания взяла на себя обязательства по текущему содержанию и техническому обслуживанию всей пассажирской пригородной инфраструктуры на всем полигоне работы, а также уборке подвижного состава. Все это позволило значительно улучшить санитарное состояние пассажирских обустройств и подвижного состава.

Не менее важно для пассажиров и состояние пригородных платформ, имеющееся на них оборудование: скамейки, навесы, автоматы по продаже билетов, чистота и безопасность. На полигоне ОАО «Центральная ППК» свыше 1,5 тыс. остановочных пунктов, на которых около 2,5 тыс. платформ. Целевой моделью компании запланирована организация самостоятельного комплексного содержания пассажирских обустройств, их текущего ремонта и уборки, а также инвестиции в капитальный ремонт и оборудование пригородных платформ.

Идеология ответственного перевозчика поддерживается заказчиками ОАО «Центральная ППК» — Москвой и Московской областью. Причем осуществить все запланированные мероприятия предполагается при сохранении доступности услуг пригородного сообщения для населения и адекватной тарифной нагрузке на пассажиров.

Реализуемые предложения компании полностью соответствуют целям Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, определяющей основные принципы и организационные меры, направленные на обеспечение потребности населения в качественном пригородном сообщении, и идут в русле Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Соответственно, к этой модели смогут присоединиться все субъекты РФ и пригородные компании, готовые совместными усилиями бороться не за выживание пригородного сообщения, а за его развитие, улучшение качества услуг и комфорта перевозок для своих жителей и пассажиров.

Полновесная железнодорожная компания

В 2014 году были освоены важнейшие рубежи с точки зрения развития компании. Из обычного оператора пригородных перевозок, которых в стране без малого три десятка, ОАО «Центральная ППК» эволюционировала в полновесную железнодорожную компанию, одну из немногих в отрасли и единственную в пассажирском комплексе, которая имеет собственный подвижной состав и штатные локомотивные бригады. 

Так, компания стала первой среди пригородных пассажирских компаний, закупившей собственный подвижной состав. В 2013–2014 годы приобретено 30 электропоездов. А 30 июля 2014 года в первый рейс отправился первый экспресс по маршруту Москва — Рязань — Москва, которым управляли собственные локомотивные бригады ОАО «Центральная ППК».

В связи с появлением в компании собственного подвижного состава и локомотивных бригад возникла необходимость повышения уровня контроля безопасности движения электропоездов и их технического состояния. И с начала декабря стал действовать аппарат главного ревизора, важнейший элемент управления в железнодорожной компании.

Несмотря на непростое время, компания продолжила обновлять парк пригородных электропоездов МТУ и межрегиональных экспрессов. В 2015 году на линию вышли пять новых электропоездов, и до конца года компания должна получить еще пять. В ближайшем будущем компания планирует взять в аренду моторвагонные депо, и это станет следующим важнейшим шагом на пути становления ОАО «Центральная ППК».

Контракт года

Пожалуй, самое главное событие минувшего 2015 года — это заключенный 7 августа с Москвой и Московской областью 15-летний контракт на перевозки пассажиров.

Подписанный документ позволяет компании с уверенностью смотреть в будущее, поскольку обеспечивает формирование и реализацию долгосрочной программы развития, создает предпосылки для инвестиций в модернизацию инфраструктуры, в обновление парка подвижного состава, включая закупку новых электропоездов.

Последовательно продолжаются работы по капитальным ремонтам остановочных пунктов. Одна из самых значимых работ в этой связи — это завершенный в 2015 году капитальный ремонт станций Истра и Новоиерусалимская. Для компании эти объекты, несомненно, важны как пассажирообразующие. Святыни Нового Иерусалима до недавнего времени посещало порядка 150 тыс. человек, а сейчас туда приезжает 250 тыс. человек в год. Создаваемый в подмосковном Новом Иерусалиме туристический кластер «Русская Палестина», как ожидается, будет привлекать до одного миллиона человек в год.

На 2016 год запланирован капитальный ремонт еще 21 остановочного пункта. К сентябрю 2016 года нам предстоит обновить 101 остановочный пункт.

Вводимое 13 декабря новое расписание движения пригородных поездов на 2016 год предусматривает увеличение числа отправляемых поездов, особенно в часы пик.

Для более гибкого управления и реагирования на возникающие вызовы в компании сформировано особое подразделение — Ситуационно-аналитический центр (САЦ). Основная задача новой службы — постоянный контроль качества работы, предупреждение и предотвращение предоставления услуг перевозки пассажиров неудовлетворительного качества. В рамках проекта САЦ внедрена аналитическая система, позволяющая анализировать транспортные потоки в режиме онлайн и принимать управленческие решения, соответствующие текущей ситуации.

ОАО «Центральная ППК», будучи компанией социально ориентированной, реализует такие проекты, которые не приносят прибыль, но несут общественную пользу. Например, в 2014–2015 годах осуществлена масштабная кампания против «зацепинга», ежегодно уносящего жизни десятков подростков.

Сотрудники компании провели уроки в 70 учебных заведениях, при поддержке Правительства Москвы разработали проект социальной рекламы, предлагающей альтернативу смертельному увлечению — разные виды спорта.