Алексей УТЕШЕВ: если будут сняты таможенные и финансовые препоны, российские интернет-магазины смогут стать глобальными игроками

БОСС-профессия  | Интернет-торговля
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Лев ВЕРХОТИН

Компания «Оверхард» — оператор интернет-магазина overhard.ru, занимающегося поставкой некоторых видов специализированного оборудования для компьютерных и медицинских комплексов. Это один из немногих в России интернет-магазинов, работающих в секторе B2B.

Основатель и генеральный директор компании Алексей Утешев убежден, что в кризис российскую интернет-торговлю ждет подъем. Кроме того, у нее большие глобальные перспективы, если будут пересмотрены действующие в нашей стране таможенные и финансовые ограничения, блокирующие нормальную работу на международном рынке.

— Алексей Юрьевич, интернет-торговля в условиях кризиса, наверное, испытывает подъем, ведь она привлекает клиентов более выгодными, чем офлайновая, условиями — ценовыми, условиями поставки товара?

— Действительно, число клиентов интернет-магазинов растет — в силу того, что в условиях кризиса резко выросла потребность в сокращении затрат, а интернет-магазины предлагают меньшие цены, так как у них ниже себестоимость торговой услуги даже с учетом доставки товара, клиенты тратят меньше времени на выбор товара, его приобретение и получение. Но одновременно снижается покупательная способность граждан и компаний — это сказывается на всех видах торговли, на всех рынках.

Характерный факт: в этом году новогодние распродажи стартовали аж 15 ноября, хотя в прошлые годы они начинались только в декабре. При этом товарный ассортимент — хуже, чем в прошлом году. Также на продажах отрицательно сказывается почти двукратное падение рубля к доллару и евро, ведь продаются в основном импортные товары. Если это не товары первой необходимости, допустим, лекарства, вилка между ростом затрат и падением спроса драматическая.

При этом сам по себе сектор онлайн-коммерции — один из самых перспективных в мире. Посмотрите, как растет капитализация «Амазон.ком» или «Алибабы»! А на чем основан этот рост? Прежде всего на колоссальном росте продаж, причем увеличивающемся из года в год. Тот же «Амазон.ком» показал в третьем квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года рост 72%!

Достоинства интернет-торговли — возможность покупки из любой точки планеты и доставки в любую точку — без ограничений, связанных с дистрибьюторскими лицензиями, без поездок в центры продаж. Покупатель экономит время, а это в постиндустриальной экономике самый ценный ресурс.

Офлайновый магазин проигрывает тем, что требует много времени на выбор товара и его покупку, транспортных затрат, в нем может не оказаться соответствующей модели и вы рискуете не получить от продавца-консультанта адекватную консультацию. В интернет-магазине вы получаете точную информацию, консультацию от действительно квалифицированного товароведа. На онлайн-витрине представлены все виды товаров, можно настроить удобный поиск, что избавляет от необходимости долго искать нужную или приобретать за ее отсутствием неоптимальную для покупателя модель.

При этом покупать, как я уже сказал, по более низкой цене даже с учетом доставки. Ведь интернет-магазины не несут таких затрат на приобретение/аренду и обслуживание помещений, как офлайновые. На первом этапе развития интернет-магазин может работать даже без собственного склада — по посреднической модели. Но со временем склад, конечно, необходим.

— Какова должна быть ассортиментная политика?

— Как и в обычной торговле, товар в интернет-торговле разделяется на три категории. Товар высшей категории — наибольшего спроса — должен быть в магазине всегда, товар средней категории должен присутствовать в определенном объеме и, наконец, товар низшей категории следует завозить лишь по прямому заказу клиента.

Тонкий вопрос — широта ассортимента. Слишком узкий ассортимент — это недостаточная диверсификация, а следовательно, недостаточная устойчивость объемов продаж от сезонных факторов, изменения ситуации в экономике и предпочтений потребителя. Рост ассортимента — это всегда риск. Однако если слишком расширить ассортимент, есть риск потерять фокус на целевой аудитории и получить не распродающийся долгие месяцы склад.

Как и в биржевой торговле, в интернет-торговле должен быть рисковый ассортимент, в котором ты можешь здорово выиграть, но можешь и проиграть, и должен быть ассортимент, дающий стабильные поступления, которые покрывают риски.

— Overhard.ru — один из редких российских примеров интернет-торговли специальным технологическим оборудованием.

— В России мы действительно первопроходцы — это наше конкурентное преимущество. В США, Европе есть довольно много магазинов, торгующих подобным оборудованием, работающих в B2B-секторе. На отечественном рынке, в свою очередь, этот сектор вообще почти не сформирован, и мы активно участвуем в его создании.

— Интернет-торговля предполагает стандартизированные продукты. Но вы продаете специальное, сложное оборудование…

— Да, и работать получается в силу того, что мы ориентированы на профессиональный рынок. Мы много консультируем покупателей онлайн, показываем возможности оборудования. Однако представители нашей целевой аудитории — профессионалы. Они в принципе знают, о каком оборудовании идет речь и чего от него ожидать.

«Оверхард» начинал заниматься одной из сфер компьютерной периферии — системами водяного охлаждения.

— У них принципиально иной способ работы, чем у кондиционеров?

— Да. Принцип — такой же, как у радиаторов охлаждения в автомобиле, только используется не антифриз, а более мягкие составы: биоцид, этиленгликоль. Это сильно разведенные, более безопасные аналоги антифриза.

Водяные системы охлаждения — весьма серьезное решение в области эффективности компьютерных систем. Главное ее достоинство — в эффективности, довольно высоком КПД теплоотвода. Таким системам, по существу, нет альтернативы.

Использование кондиционеров — огромные энергозатраты и не слишком эффективное охлаждение. А в данном случае — низкое энергопотребление и высокая эффективность, кроме того, у наших систем высокая ремонтопригодность. Это европейское решение, которое захватило компьютерный мир, изменило подходы к эффективности серверов. Водяные системы охлаждения повлияли и на сами суперкомпьютеры: если меньше нагрев, можно на порядок повысить производительность компьютерной системы.

В России вообще не существовало таких систем, хотя потребность в них была очень высокая. Мы практически создавали этот рынок. Отечественный рынок современных систем охлаждения для серверов и суперкомпьютеров весьма далек от насыщения, в отличие от европейского и американского ему расти и расти. И за счет того, что рынок не насыщен, в России можно использовать более современные решения. Так что перспективы у нашей компании самые радужные.

Некоторое время назад мы занялись еще и другим направлением — системами охлаждения для лазерных установок, используемых в лечении рака, и другими компонентами этих комплексов. Данное направление активно развивается.

Сейчас в медицинских системах происходит импортозамещение — перепрофилирование на российские компоненты, нужно выстраивать логистику. Но системы охлаждения по-прежнему исключительно импортные, дорогие, что, конечно, влияет на объемы продаж — в условиях кризиса мы их всеми способами стремимся хотя бы сохранить на докризисном уровне.

Тем не менее мы, как пришли в сектор водяных систем охлаждения в 2009 году, так и продолжаем в нем работать.

— То есть вы стартовали в самом разгаре прошлого экономического кризиса?

— Да. Это уже второй кризис, который мы переживаем. Но прежний был не такой глубокий, как нынешний.

Несмотря на это, мы каждый год либо растем, либо как минимум не падаем — 2015 год не стал исключением. Правильно выбранное когда-то направление помогает стабильно развиваться.

— Вы можете поставить технику в любую точку России?

— Совершенно верно. Поставляем товар с помощью «Почты России» и «EMC Гарантпост». Прогресс в работе «Почты России» виден, проблем с доставкой нет. Хотя при этом у нас есть уголки страны, куда «не летают самолеты и не ходят поезда», — доставка туда крайне затруднена. Получить товар из Америки в Россию во многих случаях проще и дешевле, чем из Москвы в некоторые точки России.

Транспортная жила — важнейший фактор в развитии бизнеса, и потому очень многое в подъеме экономической активности в российских регионах зависит от развития транспортной инфраструктуры. Это должна быть приоритетная государственная программа, сфера приоритетного привлечения инвестиций — как государственных, так и частных.

Препятствие для развития российской интернет-торговли — высокий беспошлинный порог для ввоза товаров частными лицами. Интернет-магазины, ввозящие товары легально, вынуждены платить большие суммы за растаможивание. Но есть команды, где товары ввозят частные лица: покупают на том же «Амазон.ком», к примеру, компоненты оборудования и завозят в страну малыми партиями по почте, не внося таможенных платежей, и продают эти товары, не платя налогов, а потом вывозят заработанное за рубеж. Кстати, доставка товаров от частных лиц, например на Дальний Восток, осуществляется проще и быстрее, чем доставка товаров, отправляемых юридическими лицами.

За счет того, что с таких мелких партий не платятся налоги, на них можно назначать меньшую цену, а значит, на них больше спрос. Продажи осуществляются в лучшем случае по товарным накладным, НДС не платится, деньги не учитываются и потом выводятся из России под видом частных средств. Настоящие интернет-магазины не в силах конкурировать с такими условиями. Существование высокого беспошлинного ввоза подрывает российскую интернет-торговлю. Это серьезная проблема и для бюджета, который недополучает налоги от закамуфлированной, ведущейся втемную коммерческой деятельности, по сути, незаконного предпринимательства.

О том, что следует поднимать порог беспошлинного ввоза, говорится давно, на самом высоком уровне, но мер по ограничению такого ввоза пока не предпринято. Несколько раз готовилось принятие соответствующих решений: казалось, вот-вот утвердят. Однако опять и опять тишина. За этим саботажем, скорее всего, стоит заинтересованность лоббистов челночного ввоза и серой интернет-торговли. Пора разобраться в проблеме на высоком государственном уровне — государство обязано поддерживать легальный бизнес.

Возникают и другие проблемы, связанные с отечественными налоговыми и таможенными «ноу-хау». Таможенная служба требует паспорта сделки, в том числе документы иностранных организаций с печатью. Надо ли говорить, что у многих зарубежных компаний давно уже нет чернильных печатей? Сегодня в мире для подтверждения операций используются электронные цифровые подписи.

Однако таможня требует печать. И что нам делать в такой ситуации? Придумывать печать — это подлог, договариваться с таможней — коррупция.

— Президент Путин в своем ежегодном Послании Федеральному собранию призвал создать российские глобальные интернет-магазины…

— При нынешнем законодательстве этого сделать, к сожалению, невозможно — требуется его пересмотр. Поясню на нашем примере.

Мы получаем довольно много заказов из-за рубежа, хотя overhard.ru исключительно русскоязычный сайт. Так происходит в силу того, что и на европейском рынке немного таких четко сфокусированных на группе продуктов и целевой аудитории интернет-магазинов, как наш. Казалось бы, вот они, глобальные перспективы.

Но не тут-то было. На сегодняшний день нет финансового механизма для учета сделок с иностранцами — мы просто не в силах провести ее по бухгалтерии; нет и еханизма таможенного оформления. От иностранных заказов приходится отказываться. Мы вольны работать фактически только на внутреннем рынке.

А «Амазон.ком» и «Алибаба», например, могут продавать товары и оборудование в том числе в Россию. Первое, что необходимо, для того чтобы реализовать сказанное в Послании президента России Федеральному собранию, — создать законодательные возможности для работы российских интернет-площадок с зарубежными странами. Если мы снимем таможенные и финансовые препоны, мы откроем такие глобальные интернет-магазины и у нас в стране.

Это явилось бы, кстати, огромным подспорьем для российских экспортеров, которые сегодня во многом зажаты в российском рынке, ограничены в возможностях предложить свою продукцию иностранным покупателям.

Глобальный интернет-магазин — это одновременно и торговая, и рекламная, и консультационная площадка, он существенно облегчает продвижение. Если раньше компании-производителю той или иной продукции требовалось посетить несколько крупных выставок, заинтересовать собой местные торговые компании, то теперь в этом нет необходимости: бóльшую часть работы по продвижению товара способен выполнить интернет-магазин.

Знаете, мне непонятно, почему мы в налоговой, таможенной сферах, регулировании бизнеса постоянно изобретаем велосипед, а не заимствуем лучшие образцы, лучшие практики. Ясно, что есть отечественная специфика, в частности связанная с тем, что у нас переходная экономика. Однако принципы-то одинаковы для всех.

В свое время при разработке налоговой системы России отталкивались от европейского опыта, и это правильно. Мы ближе всего к Европе и по менталитету, и в силу того, что ЕС — наш главный торговый партнер. Но потом почему-то начали изобретать свое.

На мой взгляд, за основу должен быть взят европейский подход. К американской системе я отношусь скептически: она больше распиарена, чем реально эффективна. С американскими бизнесменами тяжелее работать — у них более ленивый подход к бизнесу. Любой вопрос, который мы решаем с европейскими партнерами, занимает минимум времени, у нас не возникает недопонимания, ментальной несовместимости. Нам ближе европейская корпоративная культура.

Хотя, конечно, европейские ценности должны обеспечиваться не за счет того, что страна ассоциируется с ЕС, — по этому пути идет Украина, надеясь на то, что Евросоюз решит все их проблемы. Это иллюзии. Европейские ценности должны быть внутри, в голове, люди должны их придерживаться сами: подавать себя как европейцы, платить налоги, не бросать бумажки на улицах, цивилизованно вести себя на дорогах и правильно парковаться.

— В европейской налоговой системе не малое налоговое бремя…

— Потому что велика социальная ответственность государства — высока она и в нашей стране.

Но при этом честно работать бизнесменам в Европе выгодно, а в России нет. В странах Евросоюза обычный человек без бухгалтерской подготовки способен вести бизнес: как говорится, заплатить налоги и спать спокойно. Это особенно важно для молодого бизнеса, когда нет возможности изучать налоговые тонкости. За счет этого налог вхождения в бизнес низкий, динамичная конкурентная среда.

— А у нас выгоднее работать нечестно, потому что честные проигрывают конкурентам. Однако нечестность приводит к дополнительным затратам на бухгалтерию, чтобы камуфлировать серые схемы. Значит, как только выгодно будет работать честно, значительно сократятся затраты бизнеса.

— Совершенно верно! К сожалению, проблемы малого бизнеса не очень интересны «наверху». Хотя именно массовый бизнес должен создавать основу для налоговых поступлений, для независимости бюджета от ситуации в крупнейших корпорациях.

Возьмем то же внедрение системы «Платон». Очевидно, что сейчас не то положение в экономике, чтобы вводить фактически дополнительный налог. Если бы доходы бизнеса повышались, эта реформа воспринималась бы гораздо легче. Ездили десятки лет без «Платона»… Что случилось бы, если бы поездили еще два-три года, пока не завершился бы кризис в экономике? Построили бы больше качественных дорог, и стало бы понятно, за что платить. Сегодня люди этого не понимают, это фактически новый налог, и он весьма спорный.

У нас слишком много решений принимается чиновниками, которые не очень разбираются в соответствующих предметных областях. Мне представляется, что это как раз пример такого рода. Некоторое время назад в Думе на полном серьезе обсуждался ввод зимних покрышек на грузовиках, в то время как у нас даже нет четкого понятия, что такое зимние покрышки для грузовиков!

— Общественные советы при ведомствах, экспертные советы при думских комитетах не выполняют свою функцию?

— Есть довольно много талантливых политиков, способных чиновников и депутатов, но сам по себе объем законодательной и нормотворческой работы достаточно велик: мы развивающаяся страна. Поэтому важно, чтобы мы брали за основу те или иные модели регулирования, отработанные в мире. Европейская, например, модель налогового регулирования формировалась веками — у нас нет возможности столько времени потратить на отработку нашей модели.

— Недостаточно бизнесменов идет в политику?

— Недостаточно тех, кто идет в политику именно для того, чтобы заниматься политикой, а не лоббизмом. Так как, к со жалению, у нас нет гарантий для тех, кто работает в политической сфере, в государственном аппарате. Сегодня ты работаешь, а завтра тебя могут вытолкать, и ты останешься ни с чем. Без создания гарантий желающих посвятить себя служению обществу выходцев из бизнеса не появится.

— Почему вы в один прекрасный день решили стать предпринимателем?

— Предпринимательство мне было интересно с детства. Тем не менее по окончании вуза я пошел работать по специальности — инженером на один из московских заводов, производящих оборудование. Через некоторое время возглавил гарантийный отдел. А потом мне предложили стать директором по региональному развитию.

С этой должности я, взвесив все за и против, в конце концов ушел в самостоятельное плавание. Это оказалось непростым решением для моей семьи: только родилась дочь, нужны были деньги, но в итоге оно получилось правильным, в том числе в материальном плане.

— То есть заниматься бизнесом в России выгодно?

— Безусловно, если заниматься бизнесом правильно.

— Позволит ли этот кризис стать сильнее вашей компании?

— Уверен в этом, как и любой кризис. Кризис — это испытание, которое любой предприниматель, любой бизнес должны пройти. Они становятся от таких испытаний сильнее. Кроме того, кризис — плодотворное для экономики явление. Оно позволяет компаниям убрать ненужные издержки и обновить кадры, очищает рынки от слабых игроков, повышает эффективность экономики. В конечном счете кризис формирует правильные экономические институты, правильные подходы к ведению бизнеса. Интернет-торговля играет в этом процессе большую роль.