На пути к независимости


БОСС-профессия | Главная тема
Текст | Анна РУМЯНЦЕВА

Стратегия импортозамещения остается одним из приоритетов российских властей. Практическая реализация этого сложного и многофакторного процесса стала предметом обсуждения Госсовета, прошедшего 25 ноября в Нижнем Тагиле.

Открывая заседание Госсовета, президент России Владимир Путин еще раз напомнил, что импортозамещение рассматривается руководством страны как путь модернизации отечественной экономики через открытие в России новых современных производств на высокотехнологичной базе.

«Задача состоит не в том, чтобы любыми способами заменить импортные товары отечественными. Необходимо наладить массовый выпуск именно качественной российской продукции, причем по приемлемой, экономически обоснованной цене, способной на равных конкурировать с зарубежными аналогами как на внутреннем, так и на внешнем рынке», — подчеркнул президент.

За последние полтора года в стране была выстроена четкая система мер по реализации курса на импортозамещение. Созданы условия для реализации крупных проектов и формирования современных промышленных площадок в российских регионах, разработаны меры финансового обеспечения стратегии импортозамещения.

Сейчас в России действует 20 отраслевых дорожных карт импортозамещения. Первой из них стала программа импортозамещения в сельском хозяйстве, принятая в октябре 2014 года. В апреле 2015 года в соответствии с антикризисным планом правительства было утверждено еще 19 отраслевых программ импортозамещения в гражданских отраслях промышленности. Всего в рамках этих программ планируется выполнить более 2 тыс. проектов. По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, на сегодняшний день реализуется уже 570 проектов, в том числе с использованием мер государственной поддержки.

Свои планы и дорожные карты по импортозамещению разрабатывают и регионы — до конца января 2016 года их должны подготовить все субъекты Российской Федерации.

Координация программ импортозамещения и обеспечение согласованных действий органов федеральной и региональной исполнительной власти, местного самоуправления и организаций в области реализации государственной политики в сфере импортозамещения возложена на созданную в августе 2015 года правительственную комиссию по импортозамещению, которую возглавляет председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.

Инвесторов поддержат

Одной из центральных тем заседания стало финансовое обеспечение импортозамещения.

Среди мер финансовой поддержки инвесторов, участвующих в программе, — выделение льготных целевых займов предприятиям, реализующим проекты по импортозамещению, для модернизации и открытия новых высокотехнологичных производств. Финансированием таких проектов на предпроизводственной стадии занимается Фонд развития промышленности, предоставляющий промышленным предприятиям заем по ставке 5% годовых на срок до семи лет в объеме от 50 до 700 млн рублей. Как отметил президент России Владимир Путин, фондом уже одобрено 56 проектов на сумму 19,2 млрд рублей, при этом частные структуры инвестируют в эти предприятия еще около 140 млрд рублей.

Однако бюджет Фонда развития промышленности органичен (в 2015 году в него было заложено всего 20 млрд рублей, дополнительные 20 млрд рублей Минпромторг попросил внести в фонд из бюджета в 2016 году). По словам руководителя рабочей группы Госсовета РФ по импортозамещению в промышленности, губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, число желающих получить поддержку в фонде на порядок превышает его возможности. «За 2015 год в Фонд развития промышленности поступило более 1280 проектов импортозамещения со всей страны. Суммарные потребности в финансировании — почти на 450 млрд рублей», — такие данные привел Денис Мантуров.

Еще один, и новый для России, инструмент финансового стимулирования инвесторов — специальный инвестиционный контракт (СПИК). Эта форма сотрудничества государства и предпринимателей, инвестирующих в создание на территории России промышленных производств или модернизацию действующих, которая включает конкретный набор льгот, гарантий и стимулов для инвесторов. Определение СПИК было дано в Федеральном законе от 31 декабря 2014 года №488­ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», а правила применения закреплены Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2015 года №708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности».

Региональные специальные инвестиционные контракты ныне реализуются в отдельных субъектах РФ. А федеральные специнвестконтракты регионы и муниципалитеты смогут подписывать с инвесторами начиная с 2016 года. На конец ноября 2015 года, как отметил Денис Мантуров, в Минпромторг поступило 170 заявок на такие соглашения в разных отраслях промышленности, и по пяти из них были подписаны меморандумы. Однако чтобы сделать инструмент СПИК еще более привлекательным для инвесторов, как считаюттв Минпромторге, необходимо внесение ряда поправок в Налоговый кодекс, Закон №44­ФЗ о госзакупках и Закон №223­ФЗ о закупках госкомпаний.

Существенные налоговые льготы, по словам президента России, предполагаются и для новых производств, строительство которых ведется «с нуля», так называемых гринфилд­проектов. С 2016 года для вновь создаваемых промышленных предприятий будет применяться вычет по налогу на прибыль в размере, равном объему произведенной инвестиции. В то же время Владимир Путин призвал доработать закон о гринфилд­зонах, который «все еще содержит большое количество ограничений для потенциальных инвесторов».

Перечень инструментов финансового стимулирования проектов в сфере импортозамещения предполагается расширить. В частности, в настоящее время Центральный банк Российской Федерации вместе с Минпромторгом России разрабатывает программу по поддержке лизига промышленного оборудования. «Она практически готова, и вместе с Фондом развития промышленности именно лизинг промышленного оборудования позволит поддержать импортозамещение», — об этом сообщила на заседании Госсовета председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина.

В то же время глава Центробанка не поддержала предложение рабочей группы Госсовета по импортозамещению, озабоченной дороговизной кредитов для бизнеса в сегодняшних условиях, о создании инструмента фондирования банков, которые хотели бы кредитовать проекты импортозамещения, финансируемые с участием Фонда развития промышленности или через механизм СПИК. Эльвира Набиуллина заявила, что общий объем фондирования для целей импортозамещения останетсяна прежнем уровне — 290 млрд рублей.

Технологии и кадры

Отдельной темой Госсовета стало технологическое развитие российских предприятий и создание промышленных парков и кластеров.

Денис Мантуров отметил, что на конец 2015 года в эксплуатацию введены 73 индустриальных парка. «И вместе со строящимися объектами их количество приблизится к 120 по всей стране. На предприятиях, расположенных в этих индустриальных парках, создано свыше 83 тыс. новых рабочих мест».

В то же время, по словам Анатолия Артамонова, существенный резерв кроется в уже созданных в стране производственных мощностях. «За последние четыре года в Российскую Федерацию с привлечением бюджетного финансирования было импортировано оборудования на сумму $320 млрд. При этом фактическая загрузка мощностей в лучшем случае составляет от 50–80%», — констатировал он. Эффективным решением, по мнению губернатора Калужской области, может быть концентрация этих производств в специализированных технологических центрах и обеспечение их стопроцентной круглосуточной загрузкой. «Причем для этого вовсе не нужно стаскивать все это оборудование под одну крышу, достаточно и формального решения на уровне корпорации или объединения, тем более что в ряде регионов, в том числе и в нашей области, есть хорошие примеры, когда предприятия выпускают конкурентоспособную продукцию по схеме контрактного производства. Им, как правило, не требуется дополнительная финансовая поддержка, главное — обеспечить устойчивый спрос на их продукцию и услуги, в том числе за счет преференций при размещении государственных заказов. Для этого необходимо сформировать систему критериев для введения запретов, ограничений и условий допуска товаров иностранного происхождения не только для целей государственных муниципальных закупок, но и, кроме того, обязать госкомпании при закупке импортных комплектующих и оборудования запрашивать у уполномоченного органа заключение об отсутствии таких аналогов в России», — отметил Анатолий Артамонов.

Одним из серьезных барьеров, тормозящих развитие в стране высокотехнологичных производств, остается кадровая проблема. «Почти 85% руководителей промышленных предприятий считают серьезным препятствием для формирования конкурентоспособной экономикитдефицит квалифицированных кадров», — заявил глава рабочей группы Госсовета по импортозамещению. Вопросам развития профессионального образования отныне будет уделяться приоритетное внимание.

Другая проблема, которую озвучил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, заключается в инертности ряда предприятий, привыкших работать с импортным продуктом. «Под него уже настроены технологические линии, обучен персонал, и зачастую они искусственно тормозят предложения, с которыми выходим мы, потому что цепочка отлажена, она работает, и менять ее они не очень спешат», — сказал он. Решить эту проблему, по мнению губернатора Ленинградской области, может координация отраслевых и региональных планов по импортозамещению. «Они должны учитывать всю технологическую цепочку производства конечного продукта, этим подталкивать конкретные предприятия к перестройке своей технологической цепочки», — подытожил Александр Дрозденко.

Впрочем, несмотря на все сложности, российская промышленность способна эффективно работать и производить высоко технологичную продукцию. Доказательством тому является создание пермской компанией «Авиадвигатель» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК) нового двигателя «ПД­14», о котором много говорилось на заседании Госсовета в Нижнем Тагиле. «ПД­14» — один из наиболее важных проектов за последние 30 лет в отечественном авиадвигателестроении, который, по словам экспертов, знаменует новый этап в российском самолетостроении.

Для России и мира

Востребованность продукции российской промышленности на внутреннем и внешних рынках — этот вопрос поднимали все участники заседания Госсовета.

Для стимулирования внутреннего рынка, по мнению губернатора Пермского края Виктора Басаргина, следует предложить эффективные механизмы государственных гарантий внутреннего спроса на импортозамещающую продукцию и технологии. При этом Денис Мантуров уверил, что качеству продукции, которая создается в процессе импортозамещения, уделяется приоритетное внимание. Принятый летом 2015 года Закон о стандартизации предполагает установление требований к конечной продукции на основе национальных стандартов. «А в рамках российской системы качества формируется инфраструктура тестирования товаров на предмет их соответствия стандартам. Преференции, предусмотренные законами и постановлениями правительства, получают только те отечественные товары, которые не уступают зарубежным аналогам», — заверил министр.

Что же касается продвижения отечественной высокотехнологичной продукции на внешнем рынке, то для этого, как считает Владимир Путин, нужна комплексная система поддержки несырьевого экспорта, включающая всю линейку инструментов: от льготных кредитов и страхования экспортеров до кредитования конеч ных покупателей российской продукции.

Президент также напомнил, что первый проект в этом направлении уже реализован. С июня 2015 года действует Российский экспортный центр — своего рода «единое кно» финансовой и нефинансовой помощи экспортерам. Портфель центра насчитывает более 70 проектов в авиа­- и автомобилестроении, сельском хозяйстве, нанотехнологиях и микроэлектронике.


Мнения боссов

Антон НОСОВ, технический директор Sika Россия:

В последнее время импорт строительных материалов сокращается. Тем не менее дефицита продукции пока не ощущается. Во-первых, зарубежные производители работают над локализацией производства в России, что позволяет значительно сократить долю импорта, а также оптимизировать логистические затраты.

В большинстве случаев компаниям выгодно локализовать производство тяжелых и дешевых материалов, чтобы сократить логистические издержки, а дорогая и высокотехнологичная продукция все также импортируется. Многие компании уже начинают производить в России и высокотехнологичные материалы, такие как промышленные полы, полимерные мембраны и добавки в бетон. однако в России практически нет производств, которые бы не использовали импортные материалы или оборудование. К примеру, в сухих строительных смесях импортные материалы занимают не более 5% от веса, но при этом «съедают» до 70% стоимости сырья. А вот при производстве большинства видов полимерной продукции применяется преимущественно импортное сырье — за отсутствием отечественного или его недостаточного качества.

Также сокращению количества импортной продукции способствует директива правительства о запрете использования импортных материалов при наличии отечественных аналогов на стройках с государственным финансированием. Застройщикам приходится либо искать аналог, либо доказывать, что его не существует. Это, конечно, создает определенные трудности в краткосрочной перспективе, но стратегически подталкивает к расширению производства и его локализации в России. Мы со своей стороны продолжаем строительство новых заводов в России. Уже в этом году откроется новое производство в ЦФо и ЮФо.

Увеличение доли импортозамещения позволит сократить стоимость стройматериалов для потребителей, хотя незначительно, поскольку цена отечественной продукции по-прежнему зависит от стоимости сырья или оборудования, которое также частично импортируется.

Анна ЗАБОРЕНКО, директор Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации и научно-технического развития:

Что препятствует самообеспечению России по основным продуктам питания, планируют выяснить эксперты Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации и научно-технического развития (Центр мониторинга НТР) в рамках проекта «Гражданский мониторинг импортозамещения». Проект Народного фронта посвящен вопросам обеспечения россиян товарами первой необходимости отечественного производства. Он будет осуществляться ежемесячно и завершится в конце апреля следующего года.

Наличие в холодильнике разнообразного ассортимента качественных и доступных продуктов питания — вопрос, волнующий, без преувеличения, каждого из нас, и нужно отметить, что для большинства россиян не последнюю роль здесь играет страна происхождения: мы осознанно хотим покупать отечественное.

Несмотря на поставленную президентом России задачу по возвращению внутреннего рынка, говорить о росте качества и об увеличении доступности продуктов пока не приходится. Чиновники и производители увеличение цен на продовольствие в первую очередь связывают со снижением объемов импорта, а также с удорожанием импортной продукции на российском рынке ввиду ослабления рубля. Анализ ситуации показывает, что в ряде случаев зависимость от импорта не столь критична. Вопрос не в том, что мы не умеем производить что-то в принципе. Вопрос в эффективности: нужны высокая урожайность, эффективное хранение и обработка, быстрая доставка до прилавка, постоянное наличие продукта. Это во многом обеспечивается за счет модернизации и внедрения новых технологий.

Однако, несмотря на естественные преимущества и государственную поддержку импортозамещения, на долю импорта в России приходится не менее половины яблок и семенного картофеля, а также около 35% моркови и рыбопродуктов. По данным Росстата, в среднем российская семья тратит более 31% дохода на покупку продуктов питания, треть из которых приходится как раз на овощи, фрукты и рыбу. Поэтому в Центре мониторинга НТР мы планируем в рамках проекта «Гражданский мониторинг импортозамещения» выявить, что же на деле препятствует самообеспечению России по этим категориям продуктов.

Специалисты отмечают, что сегодня рыбопродукты сместились в премиум-сегмент и недоступны большинству россиян. В результате среднее потребление рыбы в России в этом году составит 20–20,5 кг на человека против 22,3 кг в 2014 году. Открывая недавнее заседание Президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, президент РФ, лидер ОНФ Владимир Путин отметил, что, несмотря на обладание огромными акваресурсами и лидирующие позиции по вылову рыбы, этот продукт становится с каждым годом дороже и дороже. «На российских прилавках по-прежнему преобладает импортный и достаточно дорогой товар, да еще и не всегда хорошего качества, а то и вовсе искусственного происхождения», — подчеркнул глава государства.

Не менее печальная ситуация сохраняется с производством отечественных овощей и фруктов. В этом сегменте эксперты Центра мониторинга НТР отобрали для мониторинга импортозамещения такие традиционные культуры, как картофель, морковь и яблоки. Опрошенные агропромышленники отмечают: слабый посевной фонд, низкая урожайность, устаревшие методы хранения и переработки не позволяют национальному сельскому хозяйству обеспечить население необходимым количеством плодоовощной продукции круглый год.

Один из главных рисков, который видится экспертам, — высокий уровень зависимости сельхозотрасли от поставок семян из-за рубежа. Причем закупаются дешевые, но не очень качественные продукты. отсюда плохое качество урожая, дефекты, непривлекательный товарный вид плодов. Как заявляют специалисты, ущербный фонд семян, который годами накапливался в России, приводит к выбраковыванию в ряде случаев до 70% урожая. Оставшиеся плоды сгнивают в плохо оборудованных хранилищах буквально за месяц. В итоге каждый год прилавки магазинов весной наводняют картофель и морковь из того же Израиля, и цены взлетают в пять раз.

В среднем каждый россиянин съедает полтора яблока в день, однако и в этом сегменте отечественным производителям не удается обеспечить потребности россиян круглый год. Традиционно новый урожай отечественных яблок исчезает с прилавков уже к декабрю, доля импортных яблок резко возрастает. В этот же период начинается рост цен. По оценкам Ассоциации компаний розничной торговли, доля импорта яблок с начала зимы и до начала лета в рознице превышает 70%. В итоге, по данным Всероссийского научно-исследовательского института селекции плодовых культур, чтобы полностью провести импортозамещение по яблокам, нужно пять–восемь лет.

Своевременное удовлетворение потребностей населения в необходимом количестве овощей, фруктов и рыбы является жизненно важным для качества жизни граждан. Наша страна имеет самые большие природные ресурсы для производства рыбной продукции и растительной пищи: огромные по площади и продуктивности акваресурсы и садовые территории. Добавьте сюда новые технологии, и это позволит России не просто закрыть внутренние потребности, но и стать полноценным мировым лидером в этой сфере.

Илья СВИРИН, генеральный директор ГК «Нордавинд»:

Импортозамещение — это тема, требующая глубокого дифференцированного подхода, сильно зависящего от конкретной отрасли. Рассмотрю область, в которой ГК «Нордавинд» работает уже более двух лет. связана она с гаджетами для здоровья.

Рынок персональной техники для здоровья сейчас только формируется, и в ближайшие годы его ждет колоссальный рост во всем мире. Может показаться странным попытка импортозамещения на рынке, которого, по сути, еще нет, но на самом деле озаботиться этим надо уже сегодня, чтобы не оказаться в числе догоняющих завтра.

Основным камнем преткновения для отечественных компаний на рынке техники для здоровья является действующая нормативная база, которая просто не содержит такого класса продуктов, автоматически относя эти гаджеты к изделиям медицинской техники, вынуждая компании-разработчики проходить все круги ада, связанные с медицинской сертификацией.

Что это означает? Это автоматически означает, что основной драйвер инноваций — малый бизнес — просто испугается связываться с мощнейшей бюрократической машиной с «входным билетом» от 500 тыс. рублей, но даже если найдутся смельчаки, то время вывода на рынок нового продукта потребует от года и более, и это не считая времени, затраченного на исследования и разработку! Несложно догадаться, что за этот период менее зажатые нормативными барьерами зарубежные стартапы прочно закрепятся на рынке.

Итак, чтобы два–три года спустя нам не пришлось говорить про импортозамещение техники для здоровья, необходимо срочно менять нормативную базу, вводя упрощенную процедуру регистрации гаджетов, которые люди могут применять в домашних условиях для мониторинга состояния здоровья, но не используемых врачами для постановки диагноза и прописывания лечения.

Вероника ПАНЮКОВА, к.э.н., заместитель заведующего кафедрой «Маркетинг и логистика» Финансового университета при Правительстве РФ, главный редактор «Торгово-экономического журнала», член Гильдии маркетологов:

Продовольственная безопасность в стране во многом зависит от доли товаров отечественных продуктов питания, реализуемых в розничной торговле. В этой связи в процесс импортозамещения должны быть вовлечены не только производственные предприятия, но и торговые организации и их объединения. Сейчас сложилось весьма неоднозначное положение на рынке. С одной стороны, торговым организациям приходится изменять ассортиментную матрицу, что в большинстве случаев негативно сказывается на финансовых показателях их деятельности. С другой стороны, торговые организации, выполняя социальные функции, в ряде случаев «навязываемые» им государством, вынуждены увеличивать долю товаров отечественного производства в своем ассортименте. При этом не стоит забывать, что в первую очередь торговые организации стремятся реализовать проекты, которые будут приносить им реальную прибыль.

В такой ситуации значительное влияние на реализацию политики импортозамещения будет оказывать осуществление торговыми организациями следующих мероприятий:

  • увеличение доли товаров, выпускаемых под собственными торговыми марками, в ассортименте торговых сетей, что позволит отечественным производителям заключать долгосрочные контракты с торговыми сетевыми компаниями и иметь устойчивые рынки сбыта;
  • разработка и последующая реализация программ сотрудничества региональных органов исполнительной власти с торговыми сетевыми компаниями, в том числе заключение соглашений о сотрудничестве, которые нацелены как на удовлетворение потребностей населения в высококачественных товарах по доступным ценам, так и на продвижение отечественных товаров, в том числе местных производителей, на рынок. Такая деятельность позволит как под- держать локальных поставщиков, так и увеличить долю продукции местных производителей в суммарном обороте розничной торговли страны (региона);
  • поддержка и развитие сети фирменных магазинов отечественных (местных) товаропроизводителей.

Отдельно стоит отметить, что планом мероприятий (дорожной карты) по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014–2015 годы предусмотрена разработка и реализация мероприятий по развитию многоформатной торговли, в первую очередь малых и средних форматов, ярмарочной и рыночной торговли, что будет способствовать увеличению доли товаров отечественного производства в ассортименте торговых организаций. Однако для получения реального результата от реализации этих мероприятий необходимо минимум от трех до пяти лет.

Также следует стимулировать инвестиционные проекты, направленные на развитие сети логистических центров, производящих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами.

Важным способом снижения издержек для обеспечения входа на рынок мелких производителей, которые не в состоянии доставить товар до конечного потребителя, является воссоздание организаций потребительской кооперации с возможным предоставлением им финансово-кредитной поддержки. В этой связи необходимо оказание финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам, включая финансовую помощь вновь создаваемым кооперативам в части организационных расходов, приобретения оборудования, транспортных средств и др., а также выделение льготных кредитов на пополнение оборотных средств.

Немаловажную роль может сыграть реализация программы территориального маркетинга, в том числе проведение совместных рекламно-информационных мероприятий, в которых будут задействованы представители органов местного самоуправления, производители товаров и торговые организации.

Вышеперечисленные меры должны быть направлены на формирование позитивного имиджа продукции региональных (местных) предприятий и стимулирование спроса населения, чтобы потребители обоснованно и осознанно делали выбор в пользу товаров отечественного производства.

Павел НИКИТИН, генеральный директор Консорциума ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ, член совета Ассоциации ОППУ «Метрология энергосбережения»:  

Год назад президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном Послании Федеральному собранию призвал снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции, в том числе в области приборостроения. За прошедший период были достигнуты определенные результаты: в рамках 19 отраслевых программ реализуется 570 проектов.

Однако этого, конечно, недостаточно. Замещение высокотехнологичного оборудования — вопрос не одного года работы. исключение составляют лишь те предприятия, которые еще до ввода санкций вкладывались в развитие собственного производства. Отечественному производству требуется долгосрочная политика государства в вопросах импортозамещения: выбранный вектор должен поддерживаться на протяжении многих лет.

Сегодня энергосбережение признается в качестве ключевого направления модернизации российской экономики, хотя финансирование программ по энергосбережению в период непростой экономической ситуации в требуемом объеме не осуществляется, причем как на федеральном, так и на региональном уровне. На прошедшем Госсовете речь шла о том, что поддержку должны получить проекты, способные конкурировать с зарубежными аналогами. Хочется верить, что эта задача будет реализована. Мы работаем на рынке коммерческого учета тепловой энергии более 25 лет и выпускаем приборы учета, которые успешно конкурируют с зарубежными аналогами. Наше предприятие — активный участник программы импортозамещения. Несмотря на все трудности, мы производим высококачественную современную продукцию, реализуем проекты в регионах России и проводим мероприятия по пропаганде идей энергосбережения и повышения энергоэффективности в нашей стране.

В рамках Госсовета прозвучала мысль, что губернаторам регионов необходимо предоставить дополнительные полномочия в проведении инвестиционной политики. Консорциум поддерживает данное предложение. Мы считаем, что подобная инициатива позволит активнее инициировать и эффективнее реализовывать целевые программы энергосбережения, направленные на решение задач, обозначенных в качестве приоритетных высшим руководством страны. Наш многолетний опыт комплексной реализации проектов энергосбережения — лишнее тому подтверждение. 

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте