Босс №12 2015 г.

Послушать «транспортный цех»

Рубрика | Страница редактора
Текст | Александр ПОЛЯНСКИЙ

В ноябре большинство регионов России охватили массовые выступления представителей «транспортного цеха» — прежде всего водителей грузового транспорта. Если не считать протестов валютных ипотечников, малочисленных, и протестов обманутых дольщиков, локализованных границами того или иного региона, это первая крупная слаженная всероссийская акция с 2000 года, когда другая хорошо мотивированная, слаженная и организованная группа — пенсионеры — протестовала против монетизации льгот. Тогда, напомню, президент и правительство вынуждены были уступить.

В чем причина столь резкой реакции? Новый сбор, установленный правительством (система ПЛАТОН — «плати за тонны»), конечно, странное фискальное решение: сбор взимается в дополнение к транспортному налогу, акцизу на топливо и высоким затратам, связанным с прохождением автотранспорта по в массе своей плохим дорогам.

Однако это далеко не первый налог на то, что уже обложено, и не первое усиление фискальной нагрузки в кризис. Почему же именно оно вызвало протесты по всей России, а не столь же болезненные «улучшение налогового администрирования» со стороны ФНС или почти ежедневный «отстрел» средних банков, из-за которых на грань банкротства поставлены десятки тысяч компаний, в том числе косвенно из-за вала неплатежей?

В ситуации с налоговыми претензиями и закрытыми банками каждый предприниматель — один на один со своим горем. В данном же случае речь идет о федеральном решении, затрагивающем всех транспортников в одинаковой степени. Кроме того, водители большегрузов — хорошо организованная, высокомотивированная социальная группа, не чета малым предпринимателям. И, наконец, от нового фискального решения невозможно спрятаться, транспортному бизнесу его весьма трудно демпфировать.

Очень хочется надеяться, что протесты не просто заставят правительство смягчить решение, но и подвигнут его пересмотреть подход к «малой и средней» экономике как к дойной корове бюджета. Выход экономики из кризиса невозможен без смягчения фискального бремени — при определенных проблемах для бюджета. Однако без этого нельзя рассчитывать на то, что «массовая» экономика перестанет падать и встанет наконец на траекторию роста. 

 

Александр Полянский