Россия все-таки строится

БОСС-профессия  | Строительство и недвижимость
Текст | Минстрой России

Минстрой России публикует в нашем журнале основные результаты работы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в части строительства) по итогам первого полугодия 2015 года. 

По данным ежемесячного мониторинга объемов ввода жилья, проводимого министерством, за первое полугодие 2015 года по состоянию на 1 июля введено в эксплуатацию 33,9 млн кв.м. жилья. Это почти на 24,6% больше, чем за аналогичный период 2014 года.

Реализация программы «Жилье для российской семьи»

Основной задачей программы «Жилье для российской семьи» является увеличение объемов ввода жилья экономического класса и снижение цен на такое жилье. Программой предусмотрено строительство жилья экономического класса до конца 2017 года в объеме 25 млн кв.м.

Механизм реализации программы предполагает оказание поддержки застройщикам в обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой для строительства жилья экономического класса в размере до 4 тыс. рублей на 1 кв.м общей площади такого жилья. Построенная инженерная инфраструктура будет выкупаться с участием ОАО «АИЖК» за счет средств, привлеченных путем выпуска облигаций с залоговым обеспечением. Это позволит продавать жилье, построенное в рамках программы, по цене до 35 тыс. рублей за 1 кв.м. Право приобретать жилье по таким ценам получат отдельные категории граждан, которые будут определены регионами из перечня, установленного на федеральном уровне. В результате такое жилье экономического класса смогут приобрести не менее 460 тыс. российских семей.

На сегодняшний день участниками программы «Жилье для российской семьи» являются 67 регионов с общим объемом ввода жилья экономического класса в размере 19,5 млн кв.м. В отношении 11 млн кв.м уже проведены все необходимые процедуры отбора и началась стройка. Среди регионов-лидеров: Краснодарский край, Республика Татарстан, Пермский край. Подготовка предложений об участии в программе субъектами Российской Федерации еще продолжается. Перечень регионов, включенных в программу, Минстроем Росси не закрыт. Сейчас заключено уже более 1 тыс. договоров купли-продажи, договоров участия в долевом строительстве, а также государственных контрактов на приобретение жилья по программе. 

Формирование рынка доступного арендного жилья

В июле 2014 года вступил в силу Федеральный закон №217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования» (далее — Федеральный закон).

В указанном федеральном законе предусмотрено регулирование договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, в соответствии с которым будут предоставляться жилые помещения в наемных домах социального использования. В частности, определены категории граждан, которые могут быть нанимателями, требования к наймодателям, а также установлено, что максимальный размер платы за наем по таким договорам устанавливается субъектами Российской Федерации, в том числе с учетом затрат на строительство наемных домов социального использования и текущих затрат на эксплуатацию.

По информации, представленной в Минстрой России субъектами Российской Федерации, по состоянию на 1 июля 2015 года общий объем ввода арендного жилья в Российской Федерации нарастающим итогом с начала 2013 года составляет 906,3 тыс. кв.м.

За 2014 год введено 340 тыс. кв.м арендного жилья, в том числе 20,5 тыс. кв.м — жилищный фонд социального использования (некоммерческий найм). 

Рынок ипотечного жилищного кредитования 

По состоянию на 1 июня 2015 года выдано 228,19 тыс. ипотечных кредитов на общую сумму 371,3 млрд рублей, что на 38,3% меньше, чем в аналогичном периоде 2014 года в количественном и на 42,9 % в денежном выражении. Средняя процентная ставка по выданным ипотечным кредитам с начала 2015 года составила 14,22 %, что на 2,02 подпункта выше аналогичного периода 2014 года. 

13 марта 2015 года Постановлением Правительства РФ была утверждена Программа специального ипотечного кредитования. Программа предусматривает выдачу в 2015 году гражданам ипотечных кредитов по ставке не выше 12% годовых в рублях на приобретение строящегося жилья по договорам участия в долевом строительстве или завершенного строительством жилья по договорам купли-продажи. На это из федерального бюджета выделено 20 млрд рублей. Государством будут предоставлены субсидии кредитным организациям или ОАО «АИЖК» для возмещения выпадающих доходов до уровня ключевой ставки Банка России, увеличенной на 3,5 процентных пункта. 

Программа субсидирования ипотечной ставки рассчитана на один год. Но утвержденная процентная ставка в 12% по тем ипотечным кредитам, которые выдадут до 1 марта 2016 года, будет действовать весь срок кредита. 

Общая сумма выданных ипотечных кредитов в 2014 году составила 1,75 трлн рублей. Это в 1,3 выше показателя 2013 года. Средняя процентная ставка по итогам 2014 года — 12,4%. 

Создание единого института развития в жилищной сфере 

Федеральный закон Минстроя России, направленный на создание единого института развития в жилищной сфере на базе АИЖК, подписан президентом РФ 13 июля. Одними из приоритетных направлений деятельности единого института развития в жилищной сфере будут являться финансовое обеспечение реализации программы «Жилье для российской семьи», поддержка строительства наемного жилья с применением новых технологий жилищного строительства, а также поддержка рынка ипотечного кредитования. Указанные меры будут способствовать развитию жилищного строительства. 

Создание единого перечня административных процедур в сфере жилищного строительства 

В рамках исполнения положений Указа президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» 30 апреля 2014 года Правительством России было принято Постановление о едином исчерпывающем перечне процедур в жилищном строительстве, подготовленном в Минстрое России. 7 ноября 2014 года перечень стал обязательным для всех регионов России. Утверждение перечня позволяет исключить практику установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных административных процедур, не предусмотренных федеральным законодательством. 

Работа по типизации и унификации процедур в сфере строительства проводится Минстроем России в целях сокращения административных барьеров и улучшения инвестиционного климата в этой сфере. 

С учетом принятия в 2014 году исчерпывающего перечня предельное количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта жилищного строительства, и предельные сроки их прохождения по информации субъектов Российской Федерации значительно уменьшились по сравнению с данными 2013 года. Так, по Российской Федерации в 2014 году количество необходимых процедур в среднем сократилось на 22 % и составляет порядка 18 процедур, а предельные сроки прохождения этих процедур уменьшились на 23 % и составляют 209 дней. 

Кроме того, после принятия исчерпывающего перечня по результатам рейтинга Всемирного банка «Doing Business» по направлению «Получение разрешения на строительство» Россия в 2015 году в рейтинге переместилась со 178-го на 156-е место, количество процедур сократилось с 36 до 19,8, срок прохождения — с 297 до 238,4 дней. 

В настоящее время исчерпывающий перечень насчитывает 141 процедуру, но до конца 2015 года Минстрой планирует отменить или оптимизировать еще порядка 40 процедур в сфере жилищного строительства. 

В последний месяц была исключена процедура №52 «Предоставление согласования проектной документации на оборудование узла учета воды, сточных вод». 

Минстрой России также ведет работу по разработке исчерпывающих перечней процедур в строительстве линейных объектов — инженерных сетей. В ближайшее время планируется завершить совместную с Минэнерго России работу по перечню в отношении сетей электроснабжения. Затем в плане — сети водоснабжения и водоотведения. В следующем году — сети теплоснабжения и газоснабжения. 

В целях обеспечения контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, исчерпывающих перечней процедур в сфере строительства в соответствии с поручением президента Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №Пр-2901 приказом Минстроя России от 12 января 2015 года №2/пр создан соответствующий координационный совет (штаб) с участием представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, аппаратов полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах, Минэнерго России, ФАС России, Ростехнадзора, Минкультуры России, автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее — штаб). 

В рамках деятельности штаба Минстроем России ведется постоянная работа с аппаратами полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах и Генеральной прокуратурой Российской Федерации по контролю исполнения субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления исчерпывающего перечня процедур, в том числе в рамках совещаний (видеоконференций) с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по федеральным округам. 

Кроме того, 13.07.2015 президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан Федеральный закон №250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым вводится административная ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение порядка осуществления полномочий в рамках исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Данный закон вступает в силу с 10 января 2016 года. 

Для недопущения неисполнения исчерпывающего перечня по рекомендации Минстроя России в отдельных регионах организованы обучающие семинары. Также в рамках деятельности штаба Торгово-промышленной палатой Российской Федерации совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в субъектах Российской Федерации организовано проведение «контрольных закупок» по вопросам соблюдения исчерпывающего перечня.

Совершенствование института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

Минстроем России совместно с Минэкономразвития России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, некоммерческими сообществами строителей и проектировщиков проводится работа по совершенствованию института государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов капитального строительства (далее — государственная экспертиза), строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

Проходит оптимизация филиальной сети ФАУ «Главгосэкспертиза России» с учетом количества и мест расположения объектов, в отношении которых должна проводиться государственная экспертиза. В рамках данной деятельности приказом Минстроя России от 14 октября 2014 года №622/пр в 2015 году открыты филиалы ФАУ «Главгосэкспертиза России» в Северо-Кавказском федеральном округе в г. Ставрополе и в Крымском федеральном округе в г. Севастополе.

В настоящее время Минстроем России совместно с ФАУ «Главгосэкспертиза России» и Минкомсвязью России также ведется масштабная и планомерная работа по внедрению информационных технологий в процесс государственной экспертизы.

Общее количество выданных филиалами в первом квартале 2015 года заключений составляет 1312 единиц. Из них 1041 — положительных, 271 — отрицательных (что составляет 21% от общего количества выданных заключений).

Для сравнения: в первом квартале 2014 года филиалами было выдано 1558 заключений, количество отрицательных заключений составило 20%.

В отношении объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, выдано 553 заключения, из них 373 — положительных с общей рекомендуемой сметной стоимостью указанных объектов 102,234 млрд рублей.

По результатам проведенных проверок достоверности определения сметной стоимости общее снижение первоначально заявленной сметной стоимости составило 26%.

Реализация программы строительства олимпийских объектов

Минстрой России обеспечил функции главного распорядителя бюджетных средств, переданных администрации Краснодарского края и ГК «Олимпстрой» на строительство олимпийских объектов. В рамках реализации программы предусматривалось проектирование и строительство более 360 объектов. Значительная часть объектов была комплексной, поэтому фактически возведено около 800 объектов капительного строительства.

Наряду со спортивными объектами реализована масштабная программа по модернизации городской инфраструктуры. Мощность очистных сооружений в городе Сочи возросла в 2,5 раза, построены водозаборы общей емкостью 127 тыс. куб./сутки. Создано и реконструировано более 150 км сетей водоснабжения. Отремонтировано более 800 многоквартирных жилых домов, 85 объектов здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта. 

Техническое регулирование в сфере строительства

За 2014 год приказами Минстроя России были утверждены 11 сводов правил и два изменения к сводам правил. Среди них изменения в СП «Общественные здания и сооружения» и в СП «Метрополитены», а также своды правил «Строительство в сейсмических районах», «Магистральные трубопроводы», «Защитные сооружения гражданской обороны», «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования», «Сталежелезобетонные пролетные строения автодорожных мостов. Правила расчета» и др.

Кроме того, за первое полугодие 2015 года утверждены один свод правил и четыре изменения к сводам правил. В их числе свод правил «Конструкции ограждающие зданий. Характеристики теплотехнических неоднородностей», а также изменения к сводам правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и «Стоянки автомобилей».

В 2014 году Минстроем России была проведена работа по актуализации Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Обновленный перечень национальных стандартов и сводов правил был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации №1521 от 26 декабря 2014 года. За прошедшие месяцы 2015 года Минстрой России подготовил проект нормативного акта, корректирующего постановление №1521 в целях устранения некоторых возникающих коллизий, связанных с включением ряда норм и требований в состав обязательных. Его принятие ожидается в ближайшее время.

Минстроем России выработан подход к решению вопроса по гармонизации российских и европейских стандартов в области строительства (еврокодов). Решено пойти по пути параллельного применения как российских сводов правил, так и еврокодов. Минстроем России уже разработаны необходимые для применения еврокодов проекты национальных приложений, проведены публичные обсуждения. Приказами Минстроя России утверждены 56 национальных приложений к соответствующим зарегистрированным частям переводов еврокодов.

В 2015 году Минстрой России продолжил работу по созданию реестра типовой проектной документации. Использование подобного реестра позволит сократить сроки и затраты на строительство объектов. Для рассмотрения и включения в реестр типовых проектов в Минстрое России создан научно-технический совет. К концу первого полугодия 2015 года в реестр типовой проектной документации внесены сведения о проектной документации в отношении 153 объектов капстроительства, в том числе в отношении 7 жилых зданий, 84 детских дошкольных учреждений, 10 общеобразовательных учреждений, 7 объектов здравоохранения, 20 спортивных зданий и сооружений, 17 объектов культуры и 8 объектов Пенсионного фонда Российской Федерации.

В области ценообразования в 2014 году завершена работа по актуализации и введению в действие государственных сметных нормативов, которые дополнены более чем 1 тыс. новых элементных сметных норм на современные технологии строительных работ, 84 новыми строительными механизмами и почти 13,5 тыс. строительных материалов. Актуализирована федеральная сметная нормативная база — внесены изменения и дополнения в 103 части государственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы.

 


 МНЕНИЯ БОССОВ  

Антон БОРИСЕНКО, генеральный директор девелоперской компании «Сити-XXI век»: 

«Ситуация на рынке жилищного строительства сейчас неоднозначная, есть объективные причины и поводы для беспокойства, в их числе — удорожание строительных материалов, снижение покупательной способности. Однако решение квартирного вопроса всегда было для людей одной из главных задач в жизни, поэтому жилье эконом- и комфорт-класса пользуется устойчивым спросом. Ипотека с государственной поддержкой оказалась тем спасательным кругом, который в сложный момент помог застройщикам сохранить объемы продаж: число таких сделок сейчас составляет до 60% от общего числа. 

Девелоперы стали плотнее работать с банками, поэтому помимо льготной ипотеки потенциальный покупатель жилья может также рассчитывать на специальные ипотечные условия по конкретным проектам — и это тоже аргумент в пользу того, что рынок будет развиваться в позитивном ключе. По нашему мнению, дно кризиса уже пройдено, так что планомерное повышение цен на жилье — ближайшая перспектива. Прогноз на будущее для каждого конкретного застройщика зависит от множества факторов: качество продукта, стадия готовности тех или иных объектов, долгосрочная стратегия, темпы строительства жилья и своевременное выполнение всех обязательств, в том числе соблюдение сроков сдачи социальной инфраструктуры. Так, один из принципов девелоперской компании «Сити-XXI век», который помог нам достойно пройти два предыдущих периода нестабильности, в 1998-м и 2008-м, выполнив все обязательства перед клиентами, партнерами и городом, — сохранение баланса кредитной нагрузки. 

Что касается поведения и запросов покупателей, они стали внимательнее, осторожнее: готовы ждать выгодных акций и предложений, объезжают 20—30 жилых комплексов, причем не только в интересующем их районе, но и в соседних. Срок принятия решения о покупке увеличился в несколько раз, клиенты больше думают о функциональности жилья, о будущих расходах на содержание. Теперь эти цифры просчитывают более тщательно. Покупатели готовы согласиться на квартиры меньшей площади, но требования к качеству жилья лишь растут. 

Например, решения, ранее свойственные исключительно классу «бизнес», сейчас плавно перетекают в комфорт: индивидуальные дизайн-проекты холлов, более дорогие отделочные материалы, ландшафтное озеленение, высококлассное оборудование для технического обслуживания домов — для наших жилых проектов комфорт-класса это уже базовые, обязательные элементы. Одно из следствий нынешнего кризиса — усиление конкуренции среди застройщиков, но для лидеров рынка это, скорее, новый вызов. В выигрыше будет тот, кто сумеет быть на волне последних современных веяний и разработок и доведет свой продукт до совершенства.  

Павел ОСИПОВ, генеральный директор компании «Мелиор Строй»: 

Если рассматривать сегмент жилой недвижимости, то наиболее эффективный путь для сохранения объемов строительства — это оптимизация текущих и будущих проектов, снижающая долю жилья элит- и бизнес-класса в пользу увеличения объектов эконом- и комфорт-класса. Спрос на небольшие площади присутствует всегда. Также необходимо выстраивать долгосрочные отношения с поставщиками материалов и договариваться о минимальных ценах на них. Третья важная составляющая удержания темпа продаж — максимальная лояльность к клиентам: следует учитывать все пожелания по планировкам объектов и реагировать на каждое предложение или замечание. 

Кроме того, строительство объектов должно быть максимально прозрачным: покупатели должны получать ответы на все вопросы, начиная от марки строительных материалов, заканчивая ежемесячными подробными фотоотчетами со строительной площадки.  

Елена ГАВРИЛОВА, управляющий партнер ГК «ТИК» (Санкт-Петербург): 

Вопрос модернизации строительной отрасли особенно важен в условиях финансового кризиса. У российского строительства масса проблем, например, отсутствие спроса на инвестиции со стороны частного сектора, недоступность льготного кредитования и налогообложения, плохо сформированные индексы-дефляторы на материалы и технику. Мы считаем, первый шаг на пути развития — это государственно-частное инвестирование. В результате следует ожидать облегчения налоговой нагрузки и даже открытия новых рынков за счет большей доступности жилья широким слоям населения. 

В целом жилищное строительство — самая активная часть отрасли, где в настоящее время наблюдается много новых тенденций. Во-первых, снижение класса проектов — это малоэтажная загородная недвижимость и развитие сегментов «эконом» и «комфорт». Во-вторых, оптимизация затрат за счет изменения планировки квартир и концепций проектов. И, в-третьих, реализация инфраструктурных проектов и повышение функциональности квартир, например транспортная доступность. С другой стороны, ситуация на рынке жилой недвижимости во многом зависит от ставки по ипотеке и от стоимости проектного финансирования. 

Что касается промышленного строительства, в России оно сформировано очень слабо. Нет ни адекватного заказчика, ни крупных исполнителей, способных выполнить проект «под ключ». В отличие от западных стран в России реализация одного объекта поручается нескольким подрядчикам, потому на выходе страдают качество, распределение бюджета и сроки сдачи работ. 

Дорожное строительство также много лет находится в упадке, хотя есть неплохие перспективы развития. Требования инфраструктуры заставляют применять новые технологии и материалы. Пожалуй, главная проблема отрасли — это тендерное распределение проектов. Часто выигрывает самый «дешевый» подрядчик, что отражается на качестве. Рынок стройматериалов в России монополизирован, и строить качественные дороги дешевле в таких условиях практически невозможно. Компаниям остается делать ставку на улучшение эффективности и систем управления, а также на интеграцию в смежные сегменты, например обслуживание инфраструктурных объектов.  

Андрей АЛФЕРОВ, менеджер отдела продаж федеральной риелторской компании «Этажи»: 

Для того чтобы объективно оценить ситуацию на рынке жилищного строительства, прежде всего необходимо сегментировать застройщиков на две категории — на лидеров рынка, тех, кто строит и вводит много жилья, и на менее известные бренды или не бренды вовсе. 

У застройщиков с надежной репутацией мы наблюдаем на данный момент пусть сниженные, но стабильные продажи. Конечно же, они различными способами стараются привлечь покупателей, идут им навстречу с помощью акций и специальных предложений, поэтому сейчас для приобретения первичного жилья очень благоприятное время. Кроме того, у многих застройщиков появился «квартирный обмен», предполагающий обмен своей квартиры на новостройку, когда вторичное жилье выкупает застройщик или дает какие-то разумные сроки на его продажу, а свою квартиру сразу оформляет на покупателя. С помощью этого инструмента застройщики целенаправленно «перетягивают» клиентов с вторичного жилья на первичный, и, надо признать, вполне успешно. 

Помимо ипотеки с государственной поддержкой наблюдается еще одна тенденция. Появились очень выгодные совместные акции с банками, которые не просто предлагают низкие процентные ставки, но даже готовы частично брать на себя оплату процентов по ипотеке или же и вовсе не платить по ипотечному кредиту до заселения. С учетом всех этих факторов приобретать недвижимость в данный момент действительно выгодно. 

Напротив, те застройщики, которые не успели развить и усилить свой бренд, которые и раньше имели невысокий уровень продаж, находятся в более шатком положении. Большинство из них сейчас снизило цены и таким образом находит покупателя. Однако к демпингу прибегают в основном те, у кого откровенные проблемы, и мы рекомендуем относиться с осторожностью к низким ценовым предложениям. Риск заморозки таких объектов объективно существует, и ждать, пока люди организуются в какой-то жилищно-строительный кооператив либо вмешается администрация города, — все это требует времени, а клиентам хочется получить свое жилье в указанные временные сроки, поскорее запустить отделочные работы и начать жить. Я ни в коем случае не говорю, что не нужно покупать у застройщиков, которые вводят всего один-два объекта в эксплуатацию, но, прежде чем принять решение, лучше тщательно проверить, посоветоваться и проконсультироваться с профессионалами.  

Дмитрий САПРОНОВ, исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ»: 

Глобальная отрасль производства строительных материалов на протяжении последних 10 лет идет по пути консолидации. Этот процесс происходит как на уровне мировых, так и региональных игроков, которые имеют разветвленную сеть заводов и могут себе позволить консолидировать активы на своем балансе. Если проанализировать период с 2004 по 2014 год, станет ясно, что мировое производство цемента увеличивалось в среднем ежегодно на 6—7%. Глобальное потребление составляет сегодня более 4 млрд тонн. Ключевым рынком является Китай: за последние 25 лет потребление выросло в 12 раз — с 200 млн до 2,4 млрд тонн. Россия занимает 5-ю строчку по потреблению цемента. В 2014 году на строительные площадки России было поставлено 71 млн тонн цемента. Это максимальный объем с начала 90-х годов. 

Мы считаем, что Россия не может оставаться в стороне от мирового тренда, и консолидация будет продолжаться на российском рынке и дальше. Сегодня многие заводы испытывают серьезные финансовые трудности. Причина — ошибки в бизнес-планировании, когда при получении кредитов не учитывались присущие отрасли сезонность и цикличность. Также выросли процентные ставки, существенно увеличилось обслуживание по кредитам. 

Мы прогнозируем, что уже в следующем году могут пройти сделки по консолидации нашей отрасли. Это благотворно скажется на секторе, сформируется зрелая отрасль, способная пережить любые экономические кризисы. 

Сегодня цементная отрасль промышленности стройматериалов полностью готова к удовлетворению спроса со стороны строительного комплекса России. Результаты первых четырех месяцев 2015 года показывают, что рынок достаточно активен. До конца года есть шанс выйти на те же объемы потребления цемента, что и в 2014 году, — 71 млн тонн. При менее оптимистичном прогнозе по итогам 2015 года уровень потребления цемента в России может снизиться на 5—10%. Однако, по нашим оценкам, отставание, которое произошло в первом квартале, будет компенсировано в третьем и четвертом кварталах за счет отложенного спроса, а также за счет реализации ряда крупных и важных решений со стороны Правительства РФ. Это в первую очередь льготная ипотека. Она заработала с апреля и уже дала хорошие результаты, активизировав спрос на жилье, который сопровождается ростом темпов ввода жилья: 30,3% за четыре месяца 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года (всего в январе — апреле 2015 года введено 23,35 млн м2). В мае снижение объема потребления ориентировочно составило 4—5%. 

Хотя ситуация на строительном рынке пока неблагоприятна для производителей цемента из-за дороговизны кредитных ресурсов, что тормозит новую стройку и подталкивает девелоперов к монетизации проектов на стадии реализации, мы настроены оптимистично. Считаем, что застройщики будут стараться завершить начатые проекты и все же станут выходить на новые строительные площадки. В результате объемы потребления должны стабилизироваться, и произойдет компенсация того падения, которое случилось за первые четыре месяца.  

Анна ЛУПАШКО, президент Национального объединения технологического и ценового аудита: 

В целом по объему строительства нового жилья сегодня мы достигли показателей, наблюдавшихся в лучшие годы Советской власти. Но тогда около 90% приходилось на долю государственных застройщиков, а сейчас примерно половина жилья возводится в частном секторе — люди строят сами и для себя. Строительным компаниям есть к чему стремиться. Повысить объемы жилищного строительства помогут типовые решения, которые могли бы применяться по всей России. Причем типизации должны подвергнуться не только архитектурные решения, но и стоимостные аспекты. 

Ныне цена аналогичных объектов в разных регионах может очень сильно различаться. В очередном послании Федеральному собранию на это указал президент РФ Владимир Путин. Централизация работы по подготовке типовых проектов и строительной документации позволит преодолеть сегодняшний разнобой в стоимости строек, даст существенную экономию в расходовании государственных средств на капитальное строительство, как показывает опыт, от 10 до 20%. 

Сейчас Правительство РФ разрабатывает предложения по типизации решений в строительной отрасли. Технологический и ценовой аудит станет инструментом, который поможет проконтролировать процесс разработки и применения типовых решений в строительстве и обеспечит экономию бюджетных расходов. Кроме того, Нацобъединение ТЦА в настоящий момент приступает к реализации задачи по формированию единого ценового каталога в строительной отрасли. Это должно привести к снижению стоимости на материалы и строительные услуги в среднем по стране. Например, как только такой ресурс был создан в США, стоимость производства строительных работ в течение трех месяцев снизилась на 13%.  

Антон ШИПНЯГОВ, руководитель, бизнес-консультант Ante Consulting: 

Строительство — это отрасль, создающая высокую добавленную стоимость. То есть это сфера, заметно влияющая на экономику любой страны. Следовательно, законодательное и финансовое регулирование строительной сферы — это поле интересов и ответственности государства. То есть государство определяет правила игры, так как помимо чисто коммерческих должны решаться и государственные задачи: доступное жилье, наличие дорожной и социальной инфраструктуры, безопасность жизнедеятельности и прочее. 

Некоторые проекты, такие как мосты, дороги, крупные спортивные объекты, объекты двойного назначения, без участия государства решить практически нереально. Государственные подряды — это значительная доля строительного рынка. 

Поэтому для поддержки строительства необходима, во-первых, поддержка государства в виде законодательного регулирования, с одной стороны, и планирования комплексного освоения территорий — с другой. В этом случае строители будут видеть общие перспективы. 

Во-вторых, строительная сфера сильно зависима от доступа покупателей недвижимости к финансированию проектов. То есть без поддержки финансового сектора строительство начинает стагнировать. В-третьих, на строительство влияет общий деловой климат и активность бизнеса. Если крупный бизнес верит в возможности страны в целом — отрасль растет.  

Ольга ВОРОШИЛОВА, партнер Cornerstone: 

Экономическую ситуацию всегда прекрасно видно по состоянию рынка труда, который очень остро и быстро реагирует на любые перемены. Мы можем сказать, что строительная отрасль, конечно, в последний год чувствует себя не так хорошо, как бы хотелось. Набор сотрудников происходит очень точечно, под конкретные задачи, большинство позиций открывается на замену. В кризисное время компании как никогда нуждаются в эффективных кадрах, серьезное внимание уделяется прописыванию KPI, требований к специалистам. Если сотрудники перестают им отвечать, то на замену ищут более результативных коллег. Эффективные специалисты на вес золота. Именно они основные двигатели, которые помогают компании выживать и двигаться вперед. Так, мы ощущаем сильную потребность в грамотных сейлзах. Ведь люди, которые могут «привести» живые деньги в бизнес, интересны работодателям в первую очередь. Также есть спрос на специалистов по эксплуатации жилых зданий. 

С осени 2014 года определенно увеличился поток резюме от соискателей, который, к сожалению, не ослабевает. Кандидаты с интересом рассматривают все предложения, так как действительно хороших вакансий совсем немного. Сейчас не время долгосрочных стратегий. Строительная отрасль замерла в ожидании осени как некого переломного момента. Б