Босс №09 2015 г.

Сломать стену

Спецпроект  | Госзакупки
Текст | АСИ, Клуб лидеров

Объявив одним из приоритетов в поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП) обеспечение доступа к закупкам компаний с госучастием, правительство в кратчайшие сроки подготовило законодательную базу.

Однако уже первые шаги по реализации новых правил показали, как много трудностей еще предстоит преодолеть. Главная сложность, по оценкам председателя Всероссийского объединения предпринимателей «Клуб лидеров» Артема Аветисяна, состоит в отсутствии доверия контрагентов друг к другу. 

Госкомпании не хотят закупать товары у малых и средних предприятий, не желая разрушать привычные связи и не доверяя качеству их продукции, хотя зачастую те уже являются поставщиками, но через сеть посредников, говорит Артем Аветисян. «Предприниматели, в свою очередь, неохотно идут на участие в госзакупках, опасаясь напрасно потратить время и силы. Пока эта стена взаимного недоверия не будет пробита, ситуацию не изменят самые лучшие законы», — замечает он.

Следует отметить, что опасения предпринимателей имеют под собой самые серьезные основания. «Члены Клуба лидеров приняли участие в тендерах нескольких компаний и почти все получили отказ, несмотря на конкурентное предложение и большой опыт работы на рынке. Из семи тендеров, в которых они принимали участие, членам клуба удалось выиграть всего лишь один, и то после подачи жалобы в ФАС и проведения повторного тендера», — рассказывает председатель клуба Артем Аветисян.

Первым же серьезным препятствием на пути малого бизнеса к закупкам компаний становится огромное количество торговых площадок, каждая из которых устанавливает свои правила и зачастую берет немалые суммы исключительно за право участия в торгах. В отличие от сферы госзакупок, где количество организаторов торгов ограничено законом пятью площадками, в этом сегменте каждая компания вправе обращаться к любому посреднику или даже создать аффилированную площадку. В настоящее время в России действует более ста компаний, организующих электронные торги, и, только для того, чтобы следить за всеми заявками, компании необходим отдельный сотрудник.

По итогам «контрольной закупки» Клуб лидеров сформулировал свои предложения по совершенствованию работы в этой сфере, в том числе по сокращению количества торговых площадок до трех–пяти.

Существенная часть предложений клуба нашла свое отражение в различных проектах, включая и пилотные программы партнерства, призванные наладить взаимодействие между госкорпорациями и субъектами МСП. В реализации пилотных программ принимают участие ГК «Автодор», ОАО «РЖД», ОАО «Российские сети» и ОАО «Газпром». Госкомпании подготовят предложения по доработке постановления правительства о программах партнерства. 

Следует напомнить, что компании с госучастием обязаны закупать у субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем 18% от совокупного годового стоимостного объема договоров, сказано в постановлении Правительства РФ «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» от 11 декабря 2014 года №1352. С 1 июля норма стала обязательной для юридических лиц, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд рублей. А с 1 января будущего года это правило будет введено для всех юридических лиц, работающих на территории страны. 

Первые же месяцы реализации постановления правительства продемонстрировали разницу в отношении к субъектам МСП со стороны контрагентов. Например, госкорпорация «Росавтодор», которая по формальным признакам не вошла в число тех, кто должен следовать новым правилам с 1 июля, не только начала их соблюдать в добровольном порядке, но и явилась одним из участников пилотной программы партнерства. А госкорпорация «Росатом», наоборот, выступила с предложением о внесении исключений в постановление об обязательных закупках. 

Многие госкомпании подошли к этой работе очень формально, в связи с чем качественные показатели выполнения правительственных директив довольно значительно отличаются от количественных. 

По данным члена Клуба лидеров, руководителя рабочей группы Агентства стратегических инициатив по мониторингу реализации дорожной карты по расширению доступа МСБ к закупкам госкомпаний Сергея Фахретдинова, совещательные органы были созданы в 11 из 20 исследуемых компаний. Однако по показателям, характеризующим открытость компаний, ситуация иная. 

К примеру, свои положения об этих органах и сведения об их персональном составе в свободном доступе разместили лишь семь компаний. Это ОАО «Россети», ОАО «РЖД», ГК «Росатом», ОАО «РУСГИДРО», ОАО «Интер РАО», АК «АЛРОСА» и «Автодор». При этом качественный состав совещательных органов этих компаний очень отличается. Например, ОАО «Россети» привлекли представителей малого и среднего бизнеса, объединений в сфере закупочной деятельности, отраслевых научных учреждений, технологических платформ и так далее. А в состав совещательного органа «Интер РАО» вошли только представители самого заказчика, его дочерних и зависимых структур. 

Возникли сложности и с публичностью работы этих органов. Доклад о деятельности совещательного органа по итогам работы за 2014 год опубликовала всего одна компания — ГК «Автодор». Отдельные упоминания о работе совещательных органов в свободном доступе опубликованы на сайтах четырех заказчиков: НК «Роснефть», ОАО «РЖД», ГК «Автодор», ОАО «Зарубежнефть». Но даже в этих уже опубликованных сведениях не у всех присутствуют план-график проведения заседаний, протоколы заседаний. Одна выписка из протокола заседания совещательного органа размещена в свободном доступе лишь одним заказчиком — ОАО «РЖД». 

Еще один показатель открытости и готовности работать с МСП — назначение конкретных контактных лиц, ответственных за взаимодействие с малым и средним бизнесом. Из 20 госкомпаний, деятельность которых анализировалась, такие сведения опубликовали три: это госкорпорация «Росатом», ГК «Автодор» и ОАО «РЖД». 

Схожая ситуация и с внедрением системы «одного окна», которая приводится в положении о порядке и правилах внедрения инновационных решений в деятельность заказчика. Такие положения разработаны и утверждены только семью заказчиками: ОАО «АК „Транснефть”», ОАО «Россети», ОАО «РЖД», ГК «Росатом», ГК «Автодор», ОАО «Зарубежнефть», АК «АЛРОСА». Причем далеко не у всех госзаказчиков система «одного окна» соответствует примерному положению, разработанному Агентством стратегических инициатив. 

29 июня вступил в силу закон, создающий в том числе госкорпорацию по поддержке МСП. «Улучшение системы доступа к закупкам компаний с госучастием — одна из ее прямых обязанностей, и мы, как предприниматели, очень рассчитываем на конструктивное сотрудничество с новой структурой», — отмечает Артем Аветисян. «Убежден, что чем больше различных площадок для взаимодействия будет вовлечено в этот процесс, тем быстрее мы наладим качественную взаимовыгодную работу. Ведь в данном случае мы говорим даже не о выгодах для отдельных компаний или сегментов бизнеса. Мы говорим о создании механизмов для укрепления экономического роста и поддержании устойчивого развития всей страны», — заключил председатель Клуба лидеров. Б

 

Пилоты для малого бизнеса

 

Спецпроект  | Госзакупки
Текст | Яна Иванова 

Госкомпании и бизнес будут совершенствовать программы партнерства. 

Заседание рабочей группы АСИ по мониторингу реализации дорожной карты по расширению доступа МСБ к закупкам госкомпаний под председательством Сергея Фахретдинова состоялось 9 июля 2014 года.

Ее участники ознакомились с докладом представителя Минэкономразвития о ходе исполнения госкомпаниями правительственных директив, а также с отчетами представителей пилотных госкомпаний (ГК «Автодор», ОАО «РЖД», ОАО «Российские сети», ОАО «Газпром») об утверждении пилотных программ партнерства и начале их реализации. По итогам обсуждения пункты 12, 12.1 дорожной карты, касающиеся программ партнерства, и пункт 5, посвященный импортозамещению, было решено считать исполненными. Однако совершенствовать качественные характеристики программ партнерства еще предстоит: в силу низкой информированности и недоверия к ним компании малого и среднего бизнеса пока что активно не стремятся участвовать в программах.

«Деловому сообществу и госкомпаниям предстоит серьезный труд по доработке программ партнерства и проведению разъяснительной работы с МСБ, — отмечает руководитель рабочей группы АСИ Сергей Фахретдинов. — Мы договорились о совместном проведении серии информационных мероприятий: семинаров и конференций по этой тематике — с целью выявления как успешных, так и неудачных практик, выработки механизма дальнейших действий. До 14 августа 2015 года госкомпании подготовят предложения по доработке постановления правительства в отношении реализации программ партнерства исходя из своего опыта», — рассказал руководитель рабочей группы.

Общественности также был представлен аналитический отчет, посвященный реализации дорожной карты в целом, предложенный самими членами рабочей группы.

«В качестве объекта исследования были выбраны 20 крупнейших компаний с госучастием. Как выяснилось, госкомпании относятся к реализации дорожной карты по-разному, причем качественные показатели выполнения правительственных директив довольно значительно отличаются от количественных», — прокомментировал Сергей Фахретдинов.

По данным руководителя рабочей группы, совещательные органы были созданы в 11 из 20 исследуемых компаний. Однако по показателям, характеризующим открытость компаний, ситуация иная. Например, свои положения об этих органах и сведения об их персональном составе в свободном доступе разместили только семь компаний. Это ОАО «Россети», ОАО «РЖД», ГК «Росатом», ОАО «РУСГИДРО», ОАО «Интер РАО», АК «АЛРОСА» и «Автодор». При этом качественный состав совещательных органов этих компаний очень отличается.

Логично, что деятельность таких органов должна быть открытой и публичной. Но доклад о деятельности совещательного органа по итогам работы за 2014 год опубликовала всего одна компания — ГК «Автодор». Отдельные упоминания о работе совещательных органов в свободном
доступе опубликованы на сайтах только четырех заказчиков: «НК „Роснефть”»; ОАО «РЖД»; ГК «Автодор»; ОАО «Зарубежнефть». Однако даже в этих уже опубликованных сведениях не у всех присутствуют план-график проведения заседаний, протоколы заседаний.

Еще один показатель открытости и готовности работать с МСБ — назначение конкретных контактных лиц, ответственных за взаимодействие с малым и средним бизнесом. Из 20 госкомпаний, деятельность которых анализировалась, такие сведения опубликовали всего три: это госкорпорация «Росатом», ГК «Автодор» и ОАО «РЖД».

Схожая ситуация и с внедрением системы «одного окна», которая приводится в положении о порядке и правилах внедрения инновационных решений в деятельность заказчика. Такие положения разработаны и утверждены семью заказчиками: ОАО «АК „Транснефть”», ОАО «Россети», ОАО «РЖД», ГК «Росатом», госкомпанией «Автодор», ОАО «Зарубежнефть», АК «АЛРОСА». При этом далеко не у всех госзаказчиков система «одного окна» соответствует примерному положению, разработанному Агентством стратегических инициатив. Б

 

Артем БЛИНОВ: в МГТС принята новая стратегия в области закупок

 

Текст | Николай ПЕТРОВ
Фото | ОАО МГТС

Директор по закупкам МГТС рассказал нашему журналу о закупках у малого и среднего бизнеса. 

— Как МГТС взаимодействует с предприятиями малого и среднего бизнеса (МСП)? Сколько на сегодня у вас поставщиков из числа МСП и какие услуги они оказывают? 

— Компания строит высокоскоростную оптическую сеть передачи данных по всей Москве и активно привлекает к этому проекту в том числе и предприятия малого и среднего бизнеса. В 2014 году, по данным нашей аналитики, работы и поставки для МГТС выполняли 159 субъектов малого и среднего предпринимательства. Общая сумма контрактов с ними составила около 1 млрд рублей.

Направления работ, выполняемых МСП для МГТС, разнообразные: это и строительство, и эксплуатация сетей и объектов недвижимости, подключение абонентов, поставка оборудования и кабельной продукции. По итогам 2014 года наибольший объем контрактов МГТС с малыми и средними предприятиями пришелся на строительство и эксплуатацию сетей связи — 667,2 млн рублей.

Второе по общей сумме контрактов с МСП направление — это поставка оборудования — 165,9 млн рублей. По контрактам на обеспечение ИТ-ресурсами малые и средние предприятия получили 51,3 млн рублей, а в рамках работ по подключению абонентов и поставкам кабельной продукции — более чем по 40 млн рублей. Все партнеры из числа малого и среднего бизнеса работают в ИТ-системах компании и проходят программы обучения. 

— Каковы основные факторы, затрудняющие участие малых и средних предприятий в поставках товаров и услуг крупным компаниям и организациям? 

— На наш взгляд, таких факторов несколько.

Во-первых, проведение закупочных процедур на товары и услуги в электронной форме представляет зачастую определенную проблему для МСП. У малого предприятия может не быть знаний, ресурсов, опыта, а иногда и желания участвовать в процедурах закупок в электронной форме. В то же время, что касается МГТС, около 80% закупок в 2014 году было осуществлено по итогам «электронных» процедур, так как эта форма закупок позволяет экономить ресурсы на их проведение и делает их более прозрачными.

Во-вторых, ограниченные финансовые ресурсы малых и средних предприятий существенно осложняют выполнение ими крупных заказов. В частности, из-за нехватки собственных финансовых средств МСП не может себе позволить заключать контракты, в которых прописан небольшой объем авансовых платежей по работам или требуется предоставление финансового обеспечения подачи заявки на участие в тендерной процедуре или банковской гарантии исполнения договора.

Кроме того, отсутствие достаточных финансовых и материальных ресурсов делает невозможным

для МСП выполнение крупных контрактов, так как у малого или среднего предприятия попросту нет средств для осуществления необходимых работ.

Немалую роль играет и отсутствие опыта выполнения работ, требующихся по контракту, а также отсутствие соответствующих лицензий.

Играют свою отрицательную роль и субъективные факторы. Скажем, у малых предприятий не хватает уверенности в возможность выиграть тендер на выполнение работ или поставок. При этом рассуждают порой так: «Нас все равно не выберут. Зачем тогда участвовать?». В то же время в ряде случаев следовало бы и попытаться, потому что, как говорится, «если не выстрелил — точно не попал». 

— Нередко документация, поданная малыми и средними предприятиями для участия в конкурсах, отклоняется заказчиком, и они не допускаются к конкурсу. Почему так происходит, каковы главные ошибки МСП в конкурсной документации?  

— Нельзя сказать, что предприятия малого и среднего бизнеса допускают какие-то специфические ошибки — ошибаются все участники рынка. Только кто-то ошибается чаще, а кто-то реже. 

На наш взгляд, это вопрос квалификации кадров. 

В крупных компаниях есть специальные тендерные отделы, сотрудники которых умеют правильно готовить и подавать документы на конкурс. В более мелких компаниях эта функция как дополнительная может быть возложена, допустим, на бухгалтера, у которого нет необходимых знаний, а иногда и времени, для того чтобы качественно подготовить заявку. Поэтому очень правильно даже в небольшой компании выделить сотрудника или группу сотрудников, которые будут специализироваться именно на участии в торгах, обеспечить обучение этих сотрудников, посещение ими профильных семинаров, конференций и других подобных мероприятий. 

Что касается ошибок, встречающихся в конкурсной документации участников торгов, то они нередко возникают из-за невнимательности, технической небрежности при оформлении заявок. Например, если в конкурсном предложении, поданном претендентом в бумажном виде, указана одна сумма оплаты работ, а в документах, направленных в электронном виде через электронную торговую площадку, — другая. По Положению о закупках МГТС такая заявка должна быть отклонена. 

Встречаются также попытки «подправить» неудобные претенденту объявленные условия конкурса путем введения в его заявку различных оговорок, допущений или, к примеру, указанием цен не в рублях, а в иностранной валюте. Такие заявки, конечно, отклоняются. Все вопросы по условиям конкурса необходимо решать до процедуры вскрытия заявок, подав запрос на разъяснение документации о закупке. 

К характерным ошибкам относятся, кроме того, указание в конкурсном предложении цены работ выше предельной, установленной в условиях закупки; несоблюдение сроков подачи документов на конкурс; подача одной заявки на поставки продукции или услуг под разными торговыми марками и по разной цене.  

— Предлагала ли МГТС какие-либо специальные условия при заключении контрактов с малыми и средними предприятиями?  

— Наша компания, являясь естественной монополией, осуществляет все свои закупки в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Мы обязаны также соблюдать Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно этим законам мы не имеем права без специального указания Правительства РФ создавать преимущественные условия кому-либо из участников конкурентной закупочной процедуры. Поэтому до 1 июля 2015 года все участники конкурсов на закупки находились в одинаковых условиях — никаких преференций для малого и среднего бизнеса мы не предоставляли. 

Тем не менее мы там, где это было возможно, создавали условия для расширения участия малых и средних предприятий в поставках МГТС своих товаров и услуг. Например, одной из проблем взаимодействия с малыми предприятиями является сложность контроля выполнения работ многими небольшими исполнителями, и зачастую компании-заказчику удобнее сотрудничать с одним крупным подрядчиком, хотя это и может увеличивать размер затрат. Для решения указанной проблемы МГТС внедрила специальные ИТ-системы — автоматизированную систему регистрации заявок (АСРЗ) и систему управления рабочими ресурсами (Workforce Management, WFМ). Они предназначены для планирования и учета работ по подключению домохозяйств к оптической сети GPON. В этих системах отражается весь процесс подключений — от получения заказа и назначения его исполнителя до отметки о завершении работы. Причем исполнитель может сам вносить в систему данные о выполненных работах, на основании которых системой формируется отчет как о ходе подключений в целом, так и о статусе каждого контракта МГТС с малым или средним предпринимателем на работы по подключению к GPON. Такой подход дал нам возможность заключать прямые контракты с МСП без привлечения генподрядчиков, что позволяет участвовать малому и среднему бизнесу в любых подрядных договорах на подключение абонентов. 

Так, ничто не мешает нам привлекать на некоторые виды работ компании, состоящие из 3–4 человек, т.е. фактически одну бригаду.  

— Как может измениться ситуация со вступлением в силу постановления правительства об особенностях закупок у МСП? Какие новые возможности они получают?  

— Действительно, с 1 июля 2015 года в отношении компаний с большими объемами закупок, к которым относится и МГТС, начинает действовать постановление Правительства РФ от 11.12.2014 №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 

Это постановление, изданное во исполнение принятых в 2013 году поправок к закону 18.07.2011 №223-ФЗ, предписывает в обязательном порядке проводить часть закупок у малых и средних предприятий. 

Согласно постановлению годовой объем закупок у субъектов МСП устанавливается в размере не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. Соответственно, на 2015 год установлен обязательный объем закупок у МСП в размере 9% всей суммы закупок за год. 

Для обеспечения этих показателей постановлением разрешено проводить закупки при определенных условиях только среди субъектов МСП. Кроме того, закупщик может обязать победителя конкурса на закупки привлекать для выполнения работ малые и средние предприятия в качестве субподрядчиков. 

Мы имеем право при этом установить в договоре с победителем конкурса долю от общей суммы договора, которая должна быть уплачена субподрядчикам из числа МСП, и предусмотреть штрафы за невыполнение подрядчиком этого условия. 

Постановлением ограничен до 2% от суммы контракта и максимальный размер финансового обеспечения заявки на участие в конкурсе и до 5% — размер обеспечения исполнения договора. Установлен и максимальный срок заключения договора с субъектом МСП — не более 20 рабочих дней со дня объявления итогов конкурса — и максимальный срок оплаты выполненных малым и средним предприятием работ — 30 календарных дней с даты приемки их результатов.  

— Как эти нововведения скажутся на закупочной деятельности МГТС? Будут ли внесены изменения в закупочные процедуры компании?  

— Безусловно, вступление в силу новых правил повлияет на закупочную деятельность МГТС. Увеличатся наши трудозатраты, связанные с отдельным учетом, анализом, контролем закупок у субъектов МСП. Возможно, что процедуры некоторых закупок будут длиться дольше, чем сейчас. Это может случиться, к примеру, если в конкурсе на закупку, предназначенном лишь для субъектов МСП, никто из них не пожелает или не сможет принять участие. Тогда мы будем вынуждены проводить новую закупку среди всех участников рынка. 

Тем не менее руководство МГТС считает позитивными действия правительства, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса. 

Необходимые изменения уже внесены в Положение о закупках для нужд ОАО МГТС. Они вступили в действие с 1 июля 2015 года и помимо процедурных аспектов изменения предусматривают перечень товаров и услуг, которые будут приобретаться исключительно у субъектов МСП. К тому же МГТС планирует осенью провести совместно с Департаментом информационных технологий Москвы и ГБУ «Малый бизнес Москвы» семинар для малых и средних предприятий на тему практического применения вступившего в силу постановления правительства и для ознакомления предпринимателей с новыми позициями Положения о закупках МГТС.  

— Сумеет ли МГТС уложиться в требования об объеме закупок у малых и средних предприятий?  

— Мы считаем, что обеспечим выполнение нормативов, установленных постановлением Правительства РФ, и в 2015 году заключим договоры с субъектами МСП в размере 9% от общей суммы наших годовых закупок. 

При этом нужно учитывать, что доля контрактов с МСП будет вычисляться не от всего объема наших закупок. Так, в 2014 году он составил по всем направлениям деятельности компании 32,4 млрд рублей. Сюда входят все затраты по всем договорам, заключенным компанией в 2014 году и ранее. А доля МСП станет рассчитываться только от суммы контрактов, заключенных в текущем году. 

Также в общий объем закупок для вычисления доли МСП не станут включаться контракты по некоторым направлениям деятельности, установленным Правительством РФ. В частности, это аренда и приобретение недвижимости, коммунальные услуги и электроэнергия, договоры с естественными монополиями и органами исполнительной власти, приобретение результатов интеллектуальной деятельности и авторский надзор, финансовые услуги и другие. С учетом всех этих факторов базовый объем закупок, от которого будет считаться доля МСП, составит около 15 млрд рублей в год. 

Учитывая, что мы уже закупаем товаров и услуг примерно на 1 млрд рублей в год, задача довести объем закупок до 18% в год решаемая. Мы также разработали комплекс мероприятий, которые помогут МСП стать нашим поставщиком. Начиная с сентября запланированы семинары и другие обучающие и просветительские события по основам закупок в МГТС. Некоторые из них мы проведем вместе с ГБУ «Малый бизнес Москвы», ТПП Москвы и Московской области, с которыми у МГТС заключены соглашения о совместных программах по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса.  

— Как соотносятся доли российских и зарубежных поставщиков в ваших закупках?  

— Примерно 50/50 всего объема закупок. Доля российских компаний больше в области поставки услуг, иностранных — в поставках оборудования. Что касается разработки программного обеспечения по нашим заказам, то здесь мы работаем и с российскими, и с зарубежными компаниями.  

— Проводит ли МГТС какую-то работу по импортозамещению?  

— Мы постоянно ищем пути замещения иностранного оборудования на отечественное фактически по всем его категориям. Большинство открытых конкурентных процедур проводится МГТС без указания конкретной марки закупаемого оборудования или его производителя. В конкурсной документации описываются только технические требования к оборудованию или технические задания на создаваемые решения. Поставщиками отдельных видов оборудования, например оптического и медного кабеля, выступают преимущественно отечественные предприятия. А не так давно завершился конкурс на поставку голосовых шлюзов на сотни миллионов рублей, победил в котором российский производитель. 

Вести работу по импортозамещению побуждает не просто наше собственное желание, но и рыночная конъюнктура. В частности, текущая динамика курсов валют по отношению к рублю существенно влияет на закупки абонентского и другого оборудования, необходимого компании для закрепления своего лидерства на рынке. Поэтому в МГТС принята новая стратегия в области закупок, которая предполагает бoльшую ориентацию на российское оборудование, а также технику, произведенную в странах Азии. Установлена и приоритетность прямых закупок у производителей 

Это позволит не просто снизить издержки компании, но и предоставлять абонентам инновационные телеком-сервисы. Б

 

 


 КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ  

Сергей ГАБЕСТРО, генеральный директор торгового портала «Фабрикант»: 

Когда возникла задача локализовать автомобильное производство до 40% в связи с постановлением Правительства РФ, никто не придумывал никаких императивных норм, кроме одной — «локализовать производство». В тот период автомобильные холдинги самостоятельно начали заниматься развитием малого и среднего бизнеса в своей отрасли. Потому что без развития МСП они не смогли бы выполнить поставленную задачу. 

Тогда не было задач ни 15% заказов разместить у МСП, ни единую площадку электронную создать, ни отбор электронных площадок провести. Задача — локализовать производство. Топ-менеджмент мог сам принимать решение, как этого добиться. Безусловно, эффективные управленцы понимали, что это нужно делать совместно с малым и средним бизнесом. 

Что они сделали? Отобрали малые и средние предприятия, которые имели потенциал и производственные мощности, чтобы создать необходимое производство. Разбили предприятия по секторам и начали с каждым сектором работать отдельно, обучая представителей МСП, передавая им компетенции, сертифицируя их продукцию. Через год такой работы они получили по каждой номенклатуре товаров по 4–5 сертифицированных поставщиков, которые между собой стали конкурировать по цене. При этом от каждого они добились качества. Из этого пула выпадали те, кто задирал цену или ухудшал качество. В то же время новые игроки могли в пул попасть, он открытый. Таким образом, программа ментор-протеже — это эффективная мера по поддержке малого и среднего бизнеса. 

Стоит задача развивать МСП через государственные и корпоративные закупки, значит, нужно ставить очень четкие KPI директорам госкомпаний и поддерживать тех директоров, кто реально занимается развитием, а не фиктивно. Никакие императивы не помогут. Чтобы выполнялись нормы по закупкам у МСП, будут создаваться фиктивные компании, которые ничего не производят, а только перепродают. Все это начнет негативно влиять на эффективность.

 

Владимир СТУПНИКОВ, партнер iMARS Communications:

Конечно, современное законодательство обязывает крупных игроков рынка привлекать на свои проекты представителей мелкого бизнеса. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Если взять такое направление, как реклама, коммуникации, маркетинг, то здесь особенности в следующем.

С одной стороны, многие игроки рынка заведомо проводят конкурсы для представителей мелкого бизнеса. Особенность таких закупок состоит как в относительно небольшой цене, так и в упрощенных требованиях к участникам. Однако основные критерии отбора победителей, конечно же, соблюдаются: наличие определенного опыта работы в отрасли, наличие штата специалистов, офиса и т.д. В итоге это позволяет небольшим компаниям участвовать в тендерах госкомпаний и выигрывать, а заказчику дает возможность выбрать среди нескольких претендентов наиболее достойных, так как даже среди небольших компаний существует конкуренция.

Конечно, представители малого бизнеса могут участвовать и в других более крупных тендерах наравне с компаниями среднего и крупного бизнеса, и не допустить их до торгов нет оснований.

Хотя зачастую критерии отбора победителя прописаны таким образом, что соответствовать им в силах лишь очень узкий круг компаний, и небольшие игроки рынка просто не смогут бороться за победу. Одна из наиболее частых причин, не позволяющих пройти предварительную оценку претендентов, — правильность оформления конкурсной документации. Необходимо понимать, что требования к документам в гостендерах очень высокие.

Компания, которая до этого никогда не работала в данной сфере и не имеет свободных финансовых ресурсов, с первого раза собрать справки из налоговой инспекции, предоставить обеспечение участия в тендере либо банковскую гарантию на период оказания услуг, правильно заполнить заявку и т.д. вряд ли сможет.

Нередко в конкурсной документации прописываются специфические квалификационные, а иногда просто необоснованные требования. Скажем, обязательный опыт работы с компанией, объявившей закупку, где напрашивается здравый вопрос: «Игроки рынка, никогда не работавшие с заказчиком, не смогут качественно оказать услуги?». Мы, например, недавно столкнулись с тем, что к коммуникационным агентствам предъявляются требования владения специализированными фотоархивами за последние несколько лет, отражающими деятельность заказчика.

Необходимо также учитывать, что заказчик имеет право внесения изменений в конкурсную документацию практически за несколько дней до окончания закупки, а это значительно влияет на подготовку коммерческого предложения, особенно для представителей мелкого бизнеса, которые не обладают штатом в несколько десятков специалистов. Если такие изменения пропустить, то однозначно конкурсная комиссия не допустит агентство к закупке. Бывают ситуации, когда объявленный тендер отменяется вовсе. О реальных причинах отмены говорить сложно, мы зачастую не зна-ем обоснования конкурсных комиссий. Как показывает практика, за отменой конкурса стоит либо сокращение бюджета на коммуникационные услуги, либо пересмотр технических требований и, соответственно, технического задания. При этом закупка в скором времени объявляется повторно с обновленными техническими требованиями.

В условиях пересмотра и сокращения маркетинговых бюджетов рынок тендеров начинает становиться сверхконкурентным. Если в 2014 году в среднем на один крупный тендер в области маркетинговых коммуникаций приходило 3–4 компании, и это было много, то сейчас количество участников до 10 агентств — норма. В 2008–2009 гг. ситуация была точно такая же: компании-заказчики сокращали бюджеты и максимально снижали расходы на коммуникационные активности. В таких условиях подрядчики диверсифицировались и старались участвовать в максимальном количестве тендеров. Причем все чаще фиксировался следующий тренд: даже если компания никогда не работала в данном сегменте рынка или в конкретном регионе, она все равно шла на тендер.

Сегодня исполнители стараются максимально снизить цену для выигрыша в тендере, порой даже себе в убыток. Дальше возможных пути два: первый — получить контракт, а в дальнейшем решать с заказчиком вопросы по оптимизации требований этого контракта, оставляя практически без изменений свою собственную прибыль. Второй вариант — снижать качество услуг: попроще дизайн-макеты, поменьше размер рекламного баннера, поменьше время в рекламном ролике и т.д.

На первый взгляд может показаться, что гостендеры как-то ограничивают участников рынка. Но на самом деле это не совсем верное утверждение: участвовать в закупке может абсолютно любая компания, конечно, если соответствует перечисленным требованиям к участникам закупки.

 

Всеволод ТЮПА, глава практики фармацевтики и биотехнологий компании CMS:

Государственные закупки (то есть закупки, осуществляемые госучреждениями, государственными предприятиями и т.д.) регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Существует около десятка юридических механизмов закупок: конкурс, аукцион, запрос котировок и др. Основные форматы выглядят следующим образом.

Одна из наиболее распространенных форм закупок — аукцион. По юридической сути аукцион близок к традиционному видению этого процесса в кинематографе и литературе: несколько участников соревнуются друг с другом в предложении заказчику наилучшей цены (вспомним «Двенадцать стульев»). Хотя в закупке товаров государственными учреждениями есть два отличия: (1) современные аукционы проводятся дистанционно в режиме онлайн по сети интернет; и (2) участники соревнуются не в повышении, а в понижении цены: заказчик объявляет, какой товар ему необходим (оборудование, продовольствие и т.п.), а участники по очереди предлагают все более и более низкую цену, за которую они готовы этот товар продать и поставить. «Шаг» аукциона может составлять от 0,5 до 5% от изначальной цены в сторону понижения.

Когда определяется победитель, т.е. участник, готовый поставить товар по наиболее выгодной для заказчика цене, с ним заключается контракт.

Более сложная форма закупок — конкурс. В данном формате участники направляют заказчику комплексные предложения по продаже товара, содержащие не только цену, но и другие параметры предложения (сроки поставки, качество и комплектация товара и т.п.). Конкурсная комиссия заказчика рассматривает полученные заявки по всем параметрам в совокупности и определяет ту, которая удовлетворяет ее в наибольшей мере (по большинству параметров). При этом выгодная цена всегда имеет значение, хотя не обязательно является ключевым приоритетом.

Однако не во всех случаях госзакупки предполагают конкуренцию. Иногда возможно заключение контракта с единственным (заранее определенным) поставщиком. Это происходит в случаях, определенных законом, перечень которых довольно широк: поручение президента, закупка культурных ценностей для государственных фондов, приобретение товаров для ликвидации чрезвычайных ситуаций, заказ услуг гида и др. Б