Босс №08 2015 г.

Премьер идет на второй срок

Рубрика | Сюжет месяца/В России
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Стало известно, что, скорее всего, Дмитрий Медведев возглавит партийный список «Единой России» на грядущих парламентских выборах.

 

По данным ряда федеральных СМИ, определился формат участия «Единой Рос­сии» в парламентских выборах, в частности то, что первым номером списка партии на выборах станет действующий премьер и председатель партии Дмитрий Медведев. С одной стороны, решение логичное. Но с другой, Дмитрий Анатольевич в последние годы чаще терял позиции, чем приобретал их.

 

Премьер второго плана?
Положение Дмитрия Анатольевича в 2012 году, сразу после ухода с поста президента России, было очень высоким. Он позиционировался фактически как «младший президент», во всяком случае, политический премьер.
Напомним: после перехода на пост премьера весной 2012 года он принял участие как представитель России в саммите G8 в США. Как премьер, он получил возможность сформировать бόльшую часть социально-экономического блока правительства по собственному усмотрению и даже повлиять на часть политического блока. В качестве зама и руководителя аппарата правительства он приобрел Владислава Суркова, патриарха российской политики, прежде всего внутренней, еще со времен Бориса Ельцина, многолетнего куратора внутриполитического блока Администрации президента России. Министром регионального развития был назначен Олег Говорун, экс-начальник Управления внутренней политики президента России.
Разумеется, Медведев не мог остаться без присмотра: пост первого вице-премьера, осуществляющего текущее руководство кабмином, в его правительстве сохранил Игорь Шувалов, «главный управляющий» второго правительства Путина.
Министром экономического развития по инициативе президента Вла­­ди­­ми­­ра Путина стал Андрей Белоусов, а министром финансов переназначили Ан­тона Силуанова, преемника Алексея Кудрина, назначенного осенью 2011 года по предложению Кудрина. Оказался в правительстве Медведева в качестве вице-премьера и политический противовес, по некоторым сведениям, альтернативный кандидат на пост премьера в 2011 году Дмитрий Рогозин, курирующий ОПК и Военно-промышленную комиссию правительства.
Уже через год произошел конфликт между правительством и Ад­ми­ни­стра­ци­ей президента, жертвой которого оказался Олег Говорун, наказанный за вмешательство кабмина во внутриполитические вопросы. После того как он подал в отставку, у Медведева получилось назначить «на Минрегион» своего кандидата — Ни­ко­лая Слюняева, но восстановить внутриполитическое значение министерства не вышло. И в конце концов его, как известно, ликвидировали.
Осенью 2013 года разразился скандал в Министерстве обороны — вокруг министра Анатолия Сердюкова, которого, по некоторым сведениям, поддерживал Мед­ве­дев, и команды Сердюкова. Сер­дю­ков был снят с должности и чуть не стал фигурантом уголовного дела, а на его место назначили Сергея Шойгу, одного из самых популярных отечественных политиков, который, получив портфель министра обороны и публично возглавив борьбу с перегибами и коррупцией, довольно быстро затмил Медведева как российского политика номер два.
Весной 2013 года разгорается новый кон­фликт, формальным поводом для которого стала недисциплинированность кабмина при исполнении майских указов президента. Результат — отставка Вла­ди­слава Сур­кова, место которого занял Сергей При­ходь­ко, в прошлом также крупный кремлевский функционер, однако по своему весу и влиянию с Сурковым несопоставимый.
В качестве компенсации Медведеву удалось «убрать» из своего кабинета Анд­рея Бе­ло­усова, который был заменен Алек­се­ем Улюкаевым, ранее вторым лицом Цент­раль­ного банка. Но позиции премьера в целом оказались весьма ослаблены.
Дальнейшее ослабление связано с украинскими событиями, когда на первый план вышли представители силового блока, прежде всего министр обороны Шой­гу и секретарь Совета безопасности Рос­сии Ни­ко­лай Патрушев. В новой ситуации боль­шинство ведомств и даже заместителей премьера оказались «завязаны» непосредственно на президента и его администрацию. Премьер же остался одним из членов высшего политического руководства, время от времени публично комментирующим те или иные решения от имени «либерального» крыла российской власти.
В контексте разговоров о сокращении политического цикла: досрочных выборах Думы и возможных досрочных выборах президента (эту идею озвучил Алексей Кудрин, связав необходимость таких выборов с перезапуском реформ) — пошли разговоры о том, что одна из причин — завершение «контракта» о премьерстве с Медведевым, который якобы распространялся только на текущий политический цикл.


Риски невелики
Тем удивительнее стала новость, просочившаяся в прессу. Ведь она означает, что Медведев, скорее всего, вновь займет пост премьера после выборов — как лидер правящей партии. Если это так, то слухи об уходе Медведева на второй план слегка преувеличены.
«Единая Россия», по некоторым данным, рассчитывает на 70% — почти на триумфальную победу. Но, по мнению политтехнологов, это завышенные ожидания. Партия получила 64% в 2007 году и 49% в 2011-м. Сейчас еще сохраняется так называемый посткрымский эффект поддержки партии власти, однако за год он может несколько снизиться.
По последнему опросу Левада-Центра, рейтинг «Единой России» составляет 68% (от числа определившихся и готовых прийти на участки). При отсутствии социально-экономических шоков вряд ли стоит ожидать и существенного снижения рейтинга «Единой Рос­сии». Хотя нет гарантий, что ситуация останется неизменной в течение года.
По мнению экспертов, существуют риски относительно неудачной кампании — как в 2011 году. В этом случае лидер списка может быть объявлен причиной неудачи. Но риски эти довольно невелики, учитывая, что рейтинг «Единой России» сейчас весьма высок.
Кроме того, по-видимому, принято решение обойтись без серьезной реформы «Единой России» накануне думских выборов. Тем более что те или иные электоральные минусы партии есть возможность компенсировать за счет Об­ще­рос­сийского народного фронта. По одномандатным округам, например, можно выставить беспартийных политиков, являющихся членами ОНФ, которые затем станут членами фракции «Единой России» в парламенте. Им не обязательно вступать для этого в партию.
К тому же сформирован пул системных партий, ни одну из которых нельзя назвать в полном смысле оппозиционной. Представители всех парламентских партий, как известно, интегрированы в систему государственного управления. Это также позволяет свести риски будущей думской кампании к минимуму.
Итак, можно с высокой вероятностью предположить, что Дмитрий Анатольевич Медведев останется председателем Пра­ви­тель­ства России на второй срок.