Ваге СТЕПАНЯН: Россия — это страна возможностей
Рубрика | Строительство
Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА
Фото | ООО «Стегра Ойл»
Директор воронежской компании «Стегра Ойл» Ваге Грантович Степанян — предприниматель с большим опытом работы на территории ближнего зарубежья. Несколько лет назад он связал свою личную и профессиональную судьбу с Россией, переехав в столицу Черноземья и открыв здесь собственное дело.
Бизнес-климат в нашей стране Ваге Грантович оценивает очень высоко, но считает: предприятиям малого и среднего бизнеса, особенно начинающим, нужна дополнительная государственная поддержка.
— Ваге Грантович, с чего начался ваш бизнес, каковы его ключевые направления сейчас?
— Компания «Стегра Ойл» еще очень молода. 17 февраля нам исполнилось два года. Впрочем, сам я в бизнесе довольно давно: 12 лет занимался им на Украине, в Харькове, а три года назад переехал в Воронеж и основал здесь компанию. Ключевое направление ООО «Стегра Ойл» теперь — это оптовая продажа электрооборудования. Поставки электрооборудования были главным направлением и в моем бизнесе на Украине.
Приставка «Ойл» в названии компании говорит о другой стороне ее деятельности — реализации моторных масел. С этого, собственно, и начался мой бизнес в Воронеже. Дело в том, что в Харькове я также занимался раскруткой и реализацией одной марки моторных масел, выпускавшейся в Кременчуге, и, переезжая в Россию, думал, что именно технические масла станут ключевым направлением моей работы. Но, обосновавшись в Воронеже, я увидел, насколько стремительно развивается тут строительный сектор. По сути, столица Черноземья сегодня — это огромная стройплощадка. По объемам возводимого жилья и нежилых помещений наш город занимает одно из первых мест в Центральном федеральном округе, уступая, наверное, только Москве и Московской области. Так я понял: электрооборудование, которым занимался 12 лет и номенклатуру которого очень хорошо знаю, весьма востребовано. И мы занялись оптовыми поставками оборудования предприятиям строительного комплекса.
Недавно наша фирма открыла еще одно направление, тоже связанное со строительством, — производство электрощитового оборудования. Первая партия продукции уже реализована, есть заказы на следующие месяцы. Пока это небольшие объемы, но мы намерены постепенно расширять свое производство и делаем на него ставку.
— Основные клиенты ООО «Стегра Ойл» — предприятия строительного сектора?
— Да. И среди самых важных — строительная компания «Выбор», одна из старейших и крупнейших в Воронеже. Ключевое направление ее деятельности — жилищное строительство.
Я очень рад, что мои и человеческие, и бизнес-отношения и с Россией и с Воронежем начались с сотрудничества с «Выбором». Я общаюсь с очень многими людьми из этой компании, начиная от руководства и заканчивая рабочими, и могу сказать, что это высокопрофессиональные и порядочные люди и, что очень приятно, большие патриоты России.
Сотрудничая с этой строительной компанией, мы открыли еще одно бизнес-направление — выполняем отделочные работы в подъездах домов, которые строит «Выбор». В эту работу у нас вовлечено довольно много людей — около 50 человек.
Также ООО «Стегра Ойл» участвует в долевом инвестировании в объекты, возводимые «Выбором».
Ну и, наконец, чтобы оправдать свое название, наше предприятие поставляет «Выбору» и другим строительным компаниям Воронежа дизельное топливо.
— В Россию вы переехали недавно. Как чувствуете себя здесь?
— Знаете, я всегда любил Россию. Я из семьи строителей — ими были мой отец и дядя, и в детстве очень много ездил с ними по Советскому Союзу, а своим вторым родным городом считал Москву: мой отец часто приезжал в столицу по делам и брал с собой семью.
И я всегда был патриотом России. Я гордился ею, и пока жил в Армении, на Украине, и, конечно, горжусь сегодня, связав свою судьбу с этой страной. Когда я переехал в Россию, я очень часто сталкивался с тем, что народ здесь немного не так воспринимает свою страну. И я даже часто спорил с россиянами, защищая их родину. Например, чисто бытовые ситуации: вам нагрубили в магазине, вы возмущаетесь, а в ответ слышите: «Ну что вы хотите? У нас страна такая!». И вот эту фразу: «У нас страна такая!» — я одно время встречал постоянно! На нее у меня есть ответ: «Если хотите понять, что за страна такая Россия — поживите-ка год в другом государстве, хотя бы на Украине, которую я знаю». А дальше я, как правило, рассказываю о том, с чем столкнулся сам.
Вообще по первой профессии я врач — окончил Ереванский медицинский институт, потом в 1998 году переехал в Харьков, поступил в аспирантуру Харьковского медицинского университета. Два года работал врачом в больнице, «вел» палаты, оперировал. Так вот, гособеспечения в нашей больнице фактически не существовало. Скажу без преувеличения: лекарства, даже самые необходимые, больные должны были покупать сами, питанием они не обеспечивались. Хорошо, если пациент имел деньги на свое лечение, но часто ведь и нет.
А вот мой российский опыт: вскоре после того, как я переехал в Воронеж, у меня случились сильные боли в животе. Я врач, понял, что это грыжа, что необходима срочная операция. Однако для России я тогда еще являлся чужим, иностранцем (в то время я имел гражданство Армении), медицинского полиса у меня не было. Меня отвезли в больницу, где я сказал врачам, что готов все оплатить. И на это получил ответ: «Нет, это ургент, в таких случаях мы оказываем бесплатное лечение. По закону вы должны будете платить только на четвертый день пребывания в больнице, если лечение в стационаре будет необходимо». Итак: меня приняли в больницу, прооперировали, положили в палату, лечили три дня — при этом ни за одно лекарство я не заплатил, все эти дни меня обеспечивали питанием. И все это бесплатно! Вот и почувствуйте разницу.
Не знаю, осознают ли это граждане России, но я, для России новый человек, это ощущаю очень отчетливо: здесь люди защищены, и это самое главное. Такой страной надо гордиться! И еще нужно понимать: если я гражданин этой страны, если за мной стоит такая великая держава, то, естественно, я должен и сам ей соответствовать — необходимо работать во благо своей родины и быть готовым сделать для нее все.
Сейчас, слава Богу, отношение россиян к своей стране изменилось в лучшую сторону, люди стали очень патриотичны. Эта сплоченность, которую я вижу на каждый праздник — на 9 Мая, на День России, весьма меня радует.
— В России объявлен курс на импортозамещение. Насколько оно возможно в строительном секторе, в частности в тех областях, где работает ваша компания?
— Импортозамещение, на мой взгляд, — это очень правильная стратегия. Практически весь мир борется за российский рынок. Сами же россияне — нет, а если и борются, то недостаточно. По крайней мере так кажется мне.
У России колоссальный промышленный потенциал. Здесь есть производственные предприятия, многие из которых известны со времен Советского Союза. Тут выпускается продукция, которая намного превосходит иностранные аналоги. Однако почему-то здесь же распространена точка зрения, что за границей все делают лучше.
Я тоже в своей работе давно придерживаюсь курса на импортозамещение. Например, в щитовом оборудовании, которое мы производим, используется очень много автоматики. В этой сфере есть один достаточно известный и популярный в России производитель. Это российско-китайская компания, но продукция, выходящая под ее брендом, фактически делается в Китае, а здесь только упаковывается. Мы принципиально отказались от применения оборудования этой марки. Взамен покупаем автоматику, произведенную в Курске, на одном известном еще с советских времен заводе. Она хоть и немного дороже китайских аналогов, однако значительно превосходит их качеством. Наш курский партнер во времена Советского Союза являлся монополистом по ряду позиций в автоматике и до сих пор удерживает за собой лидерство по некоторым направлениям. Производственные мощности у этого предприятия очень большие, и я думаю, что если раньше оно обеспечивало своей продукцией весь Советский Союз, то сегодня вполне в состоянии обеспечить и всю Россию — были бы заказы.
![]() |
![]() |
![]() |
Такой же политики мы придерживаемся и в реализации электрооборудования. Номенклатура у нас солидная — около 40 тыс. наименований. Конечно, есть такие позиции, которые в России пока не производятся. Но по остальной продукции мы патриоты и убеждаем заказчиков покупать российские изделия. Они ничем не уступают иностранным, а часто и превосходят их. География наших поставщиков — это Москва и Московская область, Орел и Курск, Пермь и Иркутск, всего около тысячи промышленных предприятий по всей стране.
— Как на вашей отрасли сказывается сегодняшняя сложная ситуация в экономике?
— Вообще я считаю, что бизнесмен должен уметь работать в любых условиях. Если он столкнулся с какими-то сложностями, то надо суметь к ним приспособиться и с достоинством выйти из этой ситуации.
Конечно, поскольку наша основная клиентская аудитория — строительные организации, а эта отрасль одной из первых приняла на себя удар кризиса, его влияние почувствовали и мы. Позже ситуация стабилизировалась. Это связано с восстановлением платежеспособного спроса населения на жилье, в первую очередь благодаря государственным мерам по поддержке ипотечных программ. Сейчас строители в Воронеже загружены работой.
Промышленные предприятия, с которыми мы сотрудничаем, тоже работают, их продукция востребована рынком, и, насколько я могу судить, мощности наших партнеров в производстве не простаивают.
Так что сегодня мы работаем в нормальных условиях, почти в тех же, что были до начала кризиса. Возможно, благодаря тому, что Воронеж остается городом, где идет активное строительство и где присутствует большой спрос на новое жилье. А со строительным сектором, как известно, связано множество смежных отраслей экономики — на продаже одной квартиры могут заработать десятки предприятий других сфер.
— Каково ваше мнение об условиях ведения бизнеса в России? Необходима ли сейчас, в кризис, малому и среднему бизнесу поддержка государства?— Бизнес-климат в России я оцениваю очень высоко. Россия — это страна больших возможностей. Но, чтобы в полной мере воспользоваться этими возможностями, на мой взгляд, взгляд немного со стороны — человека в России нового, — малый и средний бизнес нуждается в государственной поддержке. И в первую очередь поддержка необходима начинающим компаниям.
Крупный бизнес — не для народа, он для государства, и пусть поступающие от него в казну отчисления идут на решение стратегических задач страны. А народ живет за счет среднего и малого бизнеса. От них в значительной степени зависит его благосостояние. Средний и малый бизнес создает максимальное количество рабочих мест, он генерирует активность во многих отраслях экономики.
Самое тяжелое в российском бизнесе — это начинать свое дело. Должно же происходить наоборот: начинать должно быть очень легко, сложно пусть будет потом, когда бизнес встанет на ноги. Я знаю очень много людей, профессионалов с большим опытом работы в частных компаниях, которые задумываются о том, чтобы открыть свой бизнес, однако не решаются. И это не просто боязнь белого листа, это страх не вынести ответственности перед своими работниками и государством, не выдержать налоговой нагрузки.
— То есть начинающие субъекты МСП нуждаются в особом, льготном, режиме налогообложения?
— Если у вас родился ребенок, вы же не можете сразу требовать от него, чтобы он принес вам стакан воды? Пусть он сначала подрастет, окрепнет, возмужает и потом принесет вам не только воду, но еще и многое другое. Так же и с начинающим бизнесом — не надо сразу вытягивать из него все средства, что у него есть, лучше дать ему возможность развиваться, и, когда он встанет на ноги, поступления от него в бюджет окупятся сторицей.
Сегодня налоговая нагрузка на предприятия МСП слишком высокая. Налог на прибыль, НДС — тема снижения их ставок обсуждается довольно давно, хотя не думаю, что в нынешних условиях власти пойдут на такие меры. И это разумно, поскольку эти налоги обеспечивают значительные поступления в государственный бюджет.
Однако есть еще так называемые зарплатные налоги — НДФЛ и взносы во внебюджетные фонды. Сейчас совокупная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда составляет для работодателя 43% (30% социальные взносы и 13% НДФЛ). С одной стороны, хорошо — это солидные отчисления в Пенсионный фонд, ФСС и ФОМС, но с другой — столь высокая нагрузка вынуждает многих предпринимателей либо снижать уровень оплаты труда на своих предприятиях, либо использовать нелегальные «серые» схемы.
О снижении зарплатных налогов, хотя бы для начинающих компаний, можно было бы подумать. Бизнес должен иметь возможность платить своим сотрудникам высокие зарплаты, не боясь превысить лимит, увеличивающий расходы на налоговые затраты на персонал, не проигрывая при этом конкурентам в рентабельности, не обманывая государство «конвертными» схемами. Все равно деньги, которые он заплатит своему работнику, вернутся в казну, возможно, даже в большем объеме — человек сможет позволить себе потратить больше в магазинах, кафе, купит новую машину или улучшит свои жилищные условия.
— На прошедшем недавно Петербургском международном экономическом форуме президент России Владимир Путин вновь поднял вопрос о введении налоговых льгот для производств, начинающих с «нуля»…
— Это весьма своевременная мера! Уверен, эффект от нее будет очень позитивный. Новички в производстве должны иметь право на первую ошибку, на обкатку своей технологии, на раскрутку предприятия.
Еще раз повторю: на мой взгляд, у России огромный промышленный потенциал. Развивать его необходимо, в том числе и используя старые промышленные фонды. Больно, когда закрываются старые советские индустриальные гиганты, когда их превращают в складские помещения, сдают под офисы, рестораны, магазины…
Много правильнее было бы сдавать производственную инфраструктуру, которая по каким-то причинам больше не может работать по прямому назначению, небольшим промышленным предприятиям за символическую стоимость с условием, что они будут заниматься там только производством. Кто-то снял бы цех, кто-то два, кто-то половину цеха — и стал бы выпускать на этих производственных мощностях свою продукцию. Это тоже могло бы стать серьезным подспорьем для начинающих производственников. Я, например, для своего производства арендовал помещение, естественно, без всякой производственной инфраструктуры — ее мы создавали сами с «нуля». Если б у меня была возможность арендовать площади на сохранившем свои мощности заводе, я бы избежал многих побочных трат и смог бы инвестировать эти средства в развитие производства.
— Сталкиваетесь ли вы в своей работе с кадровым дефицитом? Если да, то как его преодолеваете?
— Кадровый дефицит — самая наша большая проблема сегодня. Слава Богу, в ООО «Стегра Ойл» сейчас работают очень хорошие специалисты, но подбирал я свою команду довольно долго.
Недостаток квалифицированных кадров наша компания остро ощущает в производстве и в отделочных работах. Найти хороших рабочих весьма сложно — система ПТУ развалена, молодежь мало интересуется рабочими специальностями, а опытные и состоявшиеся специалисты наперечет. Единственное, здесь спасает то, что Воронеж ныне, по сути, одна большая производственная площадка. Сюда приезжают строительные и рабочие специалисты со всех регионов России, а также из соседних стран.
Есть сложности с подбором квалифицированных менеджеров в офис. Высшее образование хотят иметь все, но нужно оно часто, скорее, для престижа, а не чтобы состояться в профессии. Да, и образование, которое дает большинство вузов, к сожалению, отстает от потребностей экономики. Найти хороших специалистов непросто. Мы даже склоняемся к тому, чтобы набирать на работу старшекурсников воронежских вузов и самим их профессионально растить. Пусть это долгий и затратный процесс, однако в ситуации сегодняшнего кадрового голода, возможно, единственно правильный путь.
![]() |
![]() |
![]() |
— Каковы ваши планы по развитию бизнеса? Собираетесь ли осваивать новые направления, выходить в соседние с Воронежской областью регионы?
— Планов у нас много, но, ведя бизнес в России, я предпочитаю действовать осторожно. Иду пошагово, не стремлюсь охватить все сразу. И вовсе не потому, что не люблю рисковать, напротив, я очень люблю адреналин и понимаю, что бизнес — это всегда риск. Однако мы еще не сверхсостоявшаяся организация. Компания «Стегра Ойл» пока находится в процессе становления, и мне хочется вести ее вперед, не допуская при этом ошибок. Нужно обеспечивать надежной работой и стабильной заработной платой своих подчиненных, а в нашем коллективе в общей сложности трудится 100 человек.
Повторюсь: один из наших приоритетов — производственное направление. Будем вкладывать в него и дальше и, когда почувствуем для этого возможности, постараемся расширить.
Выход в другие регионы, открытие новых направлений — такие мысли у нас тоже есть. Но для этого нужны и дополнительные ресурсы. Пока мы развиваемся исключительно за счет собственных средств, у компании нет ни одного кредита. Конечно, мы рассматриваем возможность привлечения заемных средств, однако любой кредит должен быть подкреплен потенциалом заемщика, и сейчас наша задача — развивать его.
5 июля Ваге Грантович Степанян отмечает день рождения!
Уважаемый Ваге Грантович, примите сердечные поздравления от коллектива журнала «БОСС»! Желаем крепкого здоровья, отличного настроения и успехов во всех начинаниях!
Мира и благополучия Вам и Вашим близким!