Босс №06 2015 г.

Валентина ПАРФЕНОВА: основополагающим критерием оценки состояния системы здравоохранения в том или ином субъекте Федерации должно быть состояние первичного звена

Рубрика | Лекарственное обеспечение
Текст | Иван САВЕЛЬЕВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Об острых проблемах развития лекарственного обеспечения в стране в целом и в регионах в частности мы побеседовали с директором Хабаровского краевого ГУП «Фармация» Валентиной Парфеновой.

— Валентина Петровна, какие решения жизненно необходимы сегодня для развития здравоохранения и лекарственного обеспечения?
— Я считаю, необходимо отказаться от разного рода мегапроектов в этой сфере, поскольку они увеличивают непроизводительные затраты, в частности на пиар-кампании. И, чего уж греха таить, повышают коррупционную составляющую. Оптимальное расходование денежных средств в сфере здравоохранения и ЛО — это, я считаю, расходование их прежде всего на увеличение норматива затрат на одного пациента в поликлиническом, госпитальном звене и систем лекарственного обеспечения, в том числе необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС).

Штрафы, взимаемые страховыми компаниями в системе ОМС, не должны оставаться в страховых компаниях, а должны уходить в бюджет территориального ФОМСа в полном объеме. Кроме того, нужно законодательно исключить практику перечисления (возвращения) неиспользованных денежных средств в федеральный ФОМС. Они должны оставаться на территории.

На мой взгляд, необходимо запретить назначение лекарственных препаратов по торговым наименованиям в стационарах. Это исключит лоббирование интересов фармацевтических компаний и позволит достигнуть преемственности в лечении при переводе пациента в амбулаторное звено. В связи с простоем закупленной ранее аппаратуры (по нацпроектам) во многих ЛПУ нужно организовать ее перераспределение между ЛПУ субъекта. Дальнейшие закупки оборудования вести с учетом имеющихся резервов.
Далее. Нельзя допускать дисбаланс в направлении финансовых средств между высокотехнологичной медицинской помощью, помощью в стационаре и первичном амбулаторно-поликлиническом звене.
При расчете заработной платы медицинских работников и фармспециалистов стаж работы по специальности должен быть определяющим для работников сельской местности, малых городов и отдаленных районов. Отмененные ранее льготы этих категорий нужно приравнять к действующим ныне для работников образования.
Частные медицинские и фармацевтические организации необходимо перевести на классическую систему налогообложения.
Перечисленные меры, конечно, не являются исчерпывающими. Но уже их реализация позволит существенно улучшить ситуацию.
— Каковы, на ваш взгляд, главные меры по наведению порядка в сфере лекарственного обеспечения?
— Во-первых, необходимо запретить рекламу всех лекарственных препаратов в СМИ, поскольку это приводит к бесконтрольному самолечению и значительному увеличению количества запущенных случаев.
Во-вторых, нужно установить норматив по размещению аптечных учреждений при тех или иных параметрах территории или населенного пункта.
В-третьих, надо исключить из нормативной базы понятие аптечного киоска как не имеющего практического смысла.
В-четвертых, требуется восстановить перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача. Остальные лекарственные средства отпускать только по рецепту врача с целью недопущения самолечения.
В-пятых, нужно отменить действие 223-ФЗ для унитарных предприятий в части закупки лекарственных средств для коммерческой деятельности, так как согласно уставу предприятий наряду с решением социальных задач в области обеспечения населения и лечебных учреждений лекарственными средствами они являются коммерческими организациями, созданными в том числе в целях получения прибыли.
— В чем главный смысл деятельности государственных аптечных предприятий? Каким требованиям они должны отвечать?
— Государственные аптечные предприятия являются составной частью системы по укреплению и сохранению здоровья граждан, а не торговыми предприятиями. Именно этим принципом они должны руководствоваться в своей деятельности.
— Какие главные требования следует предъявлять к кадрам государственных управленцев, работающих в сфере лекарственного обеспечения?
— Они должны иметь опыт работы с пациентом, а не с покупателем. И в своей работе ориентироваться в первую очередь на интересы больного.
— Какие кадровые проблемы существуют в системе управления здравоохранением и как их решать?
— Сегодня кадры специалистов оторваны от практического здравоохранения. Работа управленцев направлена на решение конкретно поставленных задач, как то: вакцинация, диспансеризация, выполнение отдельных показателей по смертности и заболеваемости. Отсутствует единая система здравоохранения.
— Как добиться того, чтобы государственная политика в области здравоохранения отвечала интересам граждан?
— Основополагающим критерием оценки состояния системы здравоохранения в субъекте Федерации должно быть состояние первичного звена. Для всех должностных лиц главным в системе здравоохранения должен быть конкретный пациент, порой один, без поддержки семьи и близких. Это нужно учитывать при принятии решений, постановлений, распоряжений и т.д.
Состояние здоровья населения и демографические параметры напрямую отражают и положение экономики, в том числе уровень развития инфраструктуры, и уровень экологии, и криминогенную обстановку, и т.д. Это наиболее универсальный показатель оценки деятельности региональных и муниципальных администраций.

ХКГУП «Фармация» — старейшая и крупнейшая аптечная сеть в Хабаровском крае с 90-летней историей. Все 19 муниципальных образований края обслуживают 107 аптек и аптечных пунктов, два магазина «Оптика», три аптечных склада, городская аптечная справочная служба.
ХКГУП «Фармация» входит в число предприятий — лидеров Хабаровского края по совокупности показателей их финансово-хозяйственной деятельности с присуждением федерального сертификата «Лидер России — 2014». Предприятие — лауреат межрегионального конкурса «Лучшие товары и услуги Дальнего Востока — ГЕММА», обладатель знака «100 лучших товаров России» и Всероссийской премии «Национальная марка качества».

ПАРФЕНОВА Валентина Петровна родилась 2 октября 1963 года на Украине.
В 1980 году переехала по месту службы родителей в Комсомольск-на-Амуре.
В 1981 году успешно окончила школу и поступила в Хабаровский государственный фармацевтический институт.
В 1987 году по окончании вуза работала в Амурской области, а с 1991 года в п. Ванино Хабаровского края — провизором-аналитиком в аптеке №33 ХКГУП «Фармация».
С 1994 года организовывала лекарственное обеспечение жителей района, создав и возглавив аптеку центральной районной больницы п. Ванино.
В январе 2012 года прошла конкурсную процедуру и с февраля 2012 года — директор ХКГУП «Фармация».
Замужем. Две взрослые дочери, двое внуков.