Амнистия капиталов не озолотит бюджет

Рубрика | Законопроекты
Текст | Николай КОЧЕЛЯГИН

Внесенный правительством законопроект «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках» принят Госдумой в первом чтении. Под законопроект подпадают ценные бумаги, акции и доли в капитале организаций, недвижимое имущество и подконтрольные российским гражданам иностранные компании.

В условиях финансового кризиса и ужесточения экономических санкций к России, сопровождающихся существенным оттоком капиталов из страны, необходимость проведения амнистии капиталов не вызывает сомнения, уверен доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Алисен Алисенов. Главная задача амнистии — декларирование капиталов, вывезенных за границу. Проведение амнистии необходимо также и для деофшоризации экономики. А налогообложение капиталов возможно лишь в том случае, если Российской Федерацией не подписано Соглашение об избежании двойного налогообложения с государством, откуда вывозятся капиталы, подчеркивает экономист.

При этом, как показывает существующая практика налоговой амнистии, налогообложение капиталов должно осуществляться по минимальной ставке, как правило, существенно меньшей, чем это предусмотрено действующим налоговым законодательством. Приемлемой ставкой налогообложения может быть признана ставка в пределах 1-2,5%, о чем свидетельствует опыт большинства промышленно развитых стран. Налогообложение капиталов по ставке 13% в рамках проводимой налоговой амнистии может быть признано чрезмерным, принимая во внимание тот факт, что и раньше с вывезенных капиталов был уплачен налог.
Также под налоговой амнистией понимается предложение государства бизнесу погасить недоимки по налогам и сборам без уплаты пеней и штрафов в обмен на отмену наказания, которое могло бы быть на них наложено в случае выявления правонарушений. Отсутствие выявленных правонарушений послужит сдерживающим фактором налоговой амнистии.
«На данном этапе не стоит ожидать от амнистии сколько-нибудь значимых поступлений в бюджет, — отмечает Алисен Алисенов. — В сложившейся ситуации считаю необходимым создание экономических условий для возвращения средств в Россию. Важным критерием налоговой амнистии следует признать сохранение налоговой тайны. Разглашение информации, составляющей налоговую тайну, определено в качестве одной из основных угроз безопасности деятельности налоговых служб. В случае утечки таких сведений возможна активизация криминальных элементов. В связи с этим в новом законе нужно предусмотреть ответственность лиц за распространение конфиденциальной информации, а государство должно гарантировать налогоплательщику возмещение потерь и ущерба в связи с утечкой конфиденциальной информации».
Таким образом, на данном этапе необходимо работать над улучшением делового и инвестиционного климата в стране, уверен эксперт. Для этой цели требуется разработать инвестиционный кодекс, который гарантировал бы всем инвесторам сохранность инвестиций. Другим стимулом для возврата капиталов в страну может быть общее снижение налоговой нагрузки на бизнес и улучшение налогового администрирования. А принятие закона об амнистии капиталов стоит рассматривать как мост, прокладывающий дорогу к взаимному доверию государства и бизнеса.