Создать новые госаптеки или спасти старые?

70Рубрика | Фармация

Текст | Николай КОЧЕЛЯГИН

Президент России Владимир Путин поручил создать сеть государственных аптек. Таким образом власть рассчитывает решить проблему бесконтрольного удорожания важнейших лекарств. Впрочем, многие эксперты считают, что создавать дополнительную государственную структуру не обязательно, государству достаточно поддержать существующие госаптеки и отрегулировать рынок.

 

Госаптеки без господдержки

Президент поручил правительству до 15 апреля рассмотреть вопрос о создании сети госаптек и разработать механизмы поддержки этих организаций. Соответствующее указание содержится в перечне поручений президента, подготовленном по итогам совещания с членами правительства 4 февраля. Ответственными за исполнение поручения назначены председатель правительства Дмитрий Медведев, а также высшие должностные лица субъектов России.

Госаптеки призваны прежде всего обеспечить россиян доступными лекарствами, «в том числе низкого ценового сегмента», и сильнодействующими обезболивающими.

Эта инициатива стала ответом на повышение стоимости многих лекарств, которое в значительной степени объясняется девальвацией рубля. По данным экспертов, в прошлом году цены на лекарства в российских аптеках выросли более чем на 12%, при этом в начале текущего года рост достигал 20%. В конце января генеральный прокурор России Юрий Чайка сообщил о результатах проверки аптечных сетей, в ходе которой были выявлены случаи завышения цен на лекарства на 400%.

Разумеется, государственные аптеки уже существуют. В настоящее время их доля на рынке составляет около 20%. По сведениям экспертов, государственный аптечный сектор демонстрирует ежегодный рост на уровне около 15%.

На сегодняшний день функционируют государственные и муниципальные аптечные организации, и они нуждаются в дотациях и поддержке государства, отмечает исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «Союзфарма» Дмитрий Целоусов. Это может быть не субсидирование в чистом виде, но различные преференции, например, они могут заключаться в налогообложении, в различных компенсациях.

Дело в том, что государственные и муниципальные аптечные организации осуществляют те виды деятельности, которыми не занимаются другие участники рынка. К примеру, льготное лекарственное обеспечение, изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей, обеспечение наркотическими лекарственными препаратами и их прекурсорами. «Это достаточно затратные вещи в бюджете общественной организации, будь она государственная или муниципальная. Доходы, получаемые от реализации товаров, могут быть запросто съедены этими тремя направлениями», — подчеркивает эксперт.

По льготным лекарствам аптеки получают достаточно маленькие выплаты за оказание услуг, а работникам надо платить заработную плату. Обеспечение наркотическими и психотропными лекарственными препаратами связано с особыми условиями хранения, и заниматься этим тоже не очень выгодно.

Если бы государство поддержало существующие государственные и муниципальные аптечные организации, это крайне положительно отразилось бы на рынке.

 

Несовершенства законодательства

Кроме того, участники аптечного рынка считают необходимым внести изменения в законодательство, чтобы облегчить деятельность госаптек. Эксперты уже на протяжении нескольких лет говорят о том, что нужно исключить аптечные организации из-под действия Федерального закона №223.

Этот закон распространяется на государственные и муниципальные аптечные организации и говорит о том, что они, приобретая лекарственные препараты для последующей реализации, должны осуществлять все действия в рамках схем госзакупок. То есть разместить план закупок, иметь сайт, на котором публиковать информацию о закупках, одним словом, обеспечить прозрачность закупок.

«Одно дело, если государственное предприятие закупает, например, мебель по ценам, превышающим рыночные в несколько раз. Здесь можно усмотреть некие коррупционные схемы. Понятно, что на это стоит обратить внимание, — отмечает Дмитрий Целоусов. — Но когда аптечная организация закупает не мебель, а лекарственные препараты, должна сначала опубликовать план закупок, участвовать в конкурсе, в общем, соответствовать всем нормам этого закона и так далее. Для этого требуются сотрудники, этим нужно заниматься ежедневно. Почему бы просто не исключить государственные и муниципальные аптечные организации из-под действия этого закона?»

В настоящее время сотрудники аптек немного приспособились к этим условиям, однако у аптечной организации далеко не четыре сезона, уточняет эксперт. В зависимости от сезонности планируется закупка лекарственных препаратов. Когда люди начинают болеть, аптечной организации надо быстро изменить план закупок и приобрести другие лекарственные препараты, которые необходимы здесь и сейчас, например при эпидемии гриппа.

Таким образом, усовершенствовав законодательство, власть могла бы оптимизировать работу бюджетных аптек.

 

Количественное регулирование

Наконец, нужно регулировать рынок аптечных организаций. Дело в том, что на сегодняшний день количество аптечных точек уже превышает разумные рамки. Например, на одну аптеку в Европе приходится порядка 3 тыс. человек. Аптечная организация, открываясь в определенном районе, однозначно уверена в том, что она будет обеспечивать лекарственными препаратами 3 тыс. человек, и ей не надо думать о доходности и о механизмах торговли, об увеличении надбавок, о том, чтобы к концу месяца быть рентабельной при достаточно высоких арендных платежах, расходах на коммунальные услуги и т.д.

«У нас на одну розничную точку приходится порядка 1 тыс. человек. Это крайне мало. Конечно, российские аптечные организации уже пропитаны правилами, которые пришли к нам из торговли: маркетинг, выставление товаров определенным способом, понятие «средний чек», который должен быть выше определенной суммы, и лоббизм конкретных групп препаратов со стороны фармацевтических компаний. Для того чтобы вывести всю коммерческую составляющую из работы аптечных организаций, достаточно просто отрегулировать рынок, сделать так, чтобы на одну аптеку приходилось не 1 тыс. человек, а хотя бы 2500–3000 человек, тогда аптеки перестанут думать о выживании», — поясняет Дмитрий Целоусов.

Существует несколько способов соответствующего регулирования. Можно ввести требование о расстоянии между аптечными организациями либо закрепить территории по численности населения. Например, на спальный район численностью 10 тыс. человек должно быть три, максимум четыре аптечных организации.

После этого сотрудники как государственных, так и частных аптечных организаций начнут думать о том, как качественно оказать фармацевтическую помощь, как сделать так, чтобы пациент не просто получал лекарства, а в том числе грамотно их принимал, знал противопоказания, правильно их хранил и т.д. «Вся эта работа с пациентом, все информационное обеспечение раньше лежало на плечах фармацевтов-провизоров. А сейчас все нацелено на продажу, на «средний чек», — подчеркивает эксперт.

 

Есть ли аптеки за МКАДом?

Разумеется, огромное число аптечных организаций сосредоточено именно в Цент­раль­ном федеральном округе, и здесь наблюдается перенасыщение, поэтому желающие открыть аптеку должны ее открывать там, где имеется нехватка, уверен специалист. Это тоже обязано регулировать государство.

В России большое количество территорий, недостаточно обеспеченных аптечными организациями. На протяжении нескольких лет Минздрав вел работу по обеспечению этих территорий фельдшерскими акушерскими пунктами, в которых существует возможность отпуска лекарственных препаратов. Пару лет назад Минздрав отчитывался о создании около 2000 пунктов, которые способны снабжать граждан лекарственными препаратами. Тем не менее это не решило проблему.

«Стоит задуматься об отдаленных территориях, где необходимо открывать дотационные аптечные организации. Такие территории есть, частный бизнес отказывается там работать, потому что доступность этих мест оставляет желать лучшего, — говорит Дмитрий Целоусов. — Удовлетворительные дороги там отсутствуют, а до ближайшего населенного пункта сотни километров. У Минздрава есть дорожная карта покрытия аптечных организаций, и в тех регионах, где их недостаточно, можно было бы создать такие точки».

Сложность заключается еще и в том, что в этих труднодоступных населенных пунктах трудно найти людей, которые могли бы работать в аптеке. Для таких территорий важно разрабатывать альтернативные проекты, например мобильные аптечные пункты, считает эксперт.

Кроме того, государственные и муниципальные организации в регионах часто подвергаются приватизации, в результате чего количество аптек снижается.

«За время существования государственных и муниципальных аптечных организаций мы наблюдали множество примеров, когда в регионах происходила их приватизация. Это разрушает систему, — сетует Дмитрий Целоусов. — Если взять Московскую область, несколько лет назад мы лишились одной из крупнейших региональных аптечных сетей — ГУП «Мособлфармация». В нее входило порядка 500 розничных точек, которые целиком и полностью покрывали Московскую область. Это был отличный способ реализации льготного лекарственного обеспечения. После того как предприятие приватизировали, осталось около 200 точек, остальные 300 отдали под аренду. То есть льготное лекарственное обеспечение на этой территории фактически уничтожили. И таких примеров по регионам очень много. Несмотря на призывы президента, этот процесс продолжается». Таким образом, даже если возникнет система государственных аптек, это не будет панацеей, предупреждает эксперт.

 

Дисконт за счет бюджета

Кроме того, специалисты сомневаются в том, что государство в силах выстроить эффективный механизм снижения стоимости лекарств.

«В аптечной рознице две основных статьи затрат: аренда и персонал. Если предположить, что государство способно серь­езно снизить затраты на аренду (путем предоставления муниципальных или государственных помещений с минимальной арендной ставкой), то это принесет возможность снижения цены на 10–15%, — рассуждает директор по маркетингу и продажам аптечной сети «Дежурные аптеки» Олег Гончаров. — Именно такую долю занимают затраты на аренду у большинства коммерческих игроков по отношению к выручке. А эта разница сейчас обеспечивается большинством аптечных дискаунтеров, предложение которых широко представлено (Аптека оптовых цен, Аптека от склада, Аптека низких цен и т.д. и т.п.). Причем именно в регионах подобных форматов больше. Экономить на персонале вряд ли возможно, особенно в ситуации его острого дефицита на рынке труда. В большинстве регионов России катастрофически не хватает фармацевтов и провизоров».

Можно предположить, что государство надеется получить дополнительный источник снижения цены за счет прямых отношений с производителями: например путем выстраивания системы собственной логистики. Но и здесь рынок, по оценкам маркетолога, достиг дна: дистрибьюторы практически весь прошлый год работали с наценкой от 4 до 5%.

Таким образом, с нуля построить такую эффективную систему вряд ли удастся. «Это будет очередной неэффективный и затратный механизм на деньги налогоплательщиков, который принесет лишь политические дивиденды, не более того», — говорит Олег Гончаров.

По его мнению, решить проблему можно было бы с помощью налоговых льгот для текущих участников рынка, в том числе для частных компаний, и предоставить специальные помещения с минимальной арендой, в случае если они готовы обеспечить особый социальный статус аптеки, например «аптека, работающая с наценкой 5%». Таких аптек может быть лимитированное количество, и в первую очередь они должны появиться там, где отсутствует конкуренция среди аптечных сетей и где нет аптечных дискаунтеров. Текущие реалии рынка таковы, что крупные коммерческие аптечные сети, как правило, имеют в своей структуре формат аптечного дискаунтера, который осуществляет наценку от 7 до 15% (тогда как традиционный формат аптек работает с наценкой от 25% и выше), добавляет эксперт.

Дмитрий Целоусов также считает, что нет необходимости создавать новые аптечные организации федерального или регионального уровня: «Их создание — это в любом случае финансирование государством, скорее всего, за счет наших с вами налогов. Для чего формировать новую структуру, если действующая система уже функционирует? Нужно регулировать рынок, а не создавать искусственные монополии, которые будут дотироваться за счет бюджета». Б