Босс №04 2015 г.

Айталина КОЛОДЕЗНИКОВА: прежде всего я бы обратила внимание главы государства на колоссальные возможности, которые создает малый и средний бизнес для развития страны

64Рубрика | Предпринимательство

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Фото | ООО «Торговый дом „СтройСити”»

Торговля в России, как и во всем мире, — одна из очень важных отраслей, целая индустрия, дающая солидный вклад в ВВП страны. Важность ее для экономики трудно преувеличить.

Еще и потому, что торговля — сфера, которая делает рыночную экономику рыночной, обеспечивая встречу между производителем/поставщиком продукции и ее потребителем. Она чувствует изменения рынка. Потому во время изменений в экономике так важно обращаться к предпринимателям в сфере торговли: они лучше других чувствуют ситуацию и тенденции.

При этом очень важно опираться на опыт настоящих предпринимателей, а не спекулянтов и тех, кто стремится к быстрому получению максимального дохода, не считаясь с социальной ответственностью бизнеса.

Одно из надежных, крепких, социально ответственных предприятий — Торговый дом «СтройСити» из Республики (Саха) Якутия — самого большого субъекта Российской Фе­де­ра­ции. Компания, занимающаяся как оптовой, так и розничной торговлей строительными материалами, лесоматериалами, сантехникой и вспомогательными товарами для строительства в Якутске и Республике Саха (Якутия) в целом. Предприятие существует уже довольно длительное время и зарекомендовало себя с самой лучшей стороны — имеет престижные общественные награды.

Его директор Айталина Колодезникова пришла в бизнес из сферы образования. И как педагог всегда с огромной ответственностью относилась к своим шагам на рынке, к репутации своей фирмы.

На таких надежных, ответственных предпринимателях держится экономика России. Потому именно к Айталине Иннокентьевне мы не впервые обращаемся за экспертными комментариями. На этот раз журнал «БОСС» попросил ее прокомментировать ситуацию в сфере малого и среднего предпринимательства в нашей стране.

— Айталина Иннокентьевна, как вы относитесь к необходимости встречи, прямого общения президента и представителей малого и среднего бизнеса?

— Я убеждена, что глава государства и ключевые сотрудники его администрации уделяют самое пристальное внимание экономике вообще и сектору малого и среднего предпринимательства в частности и осуществляют необходимую степень поддержки. А сейчас, в кризисной ситуации, требуются нестандартные решения, которые можно выработать только во взаимодействии с социально ориентированным, ответственным бизнесом. Встречи важны именно для выработки подобных решений, и, на мой взгляд, таких встреч нужно несколько, они должны быть регулярными.

Дело в том, что сегодня у нас существуют предпринимательские объединения, ведущее из них — РСПП. Этот союз, как известно, представляет в первую очередь крупный бизнес. Крупный бизнес регулярно встречается с президентом, с сотрудниками Администрации президента, руководством правительства, министрами и парламентариями. Недостатка возможностей высказать свое мнение, рассказать о проблемах у него нет.

Но имеются специфические интересы малого и среднего бизнеса. Его проблемы значительно острее в данный момент, вот их необходимо донести до руководства страны.

— Почему так происходит? Ведь существуют же предпринимательские объединения среднего и малого бизнеса — «Деловая Россия» и «ОПОРА России»?

— Да, и эти объединения активно работают. Нельзя сказать, что голос малого и среднего бизнеса совсем не слышен или не учитывается. Однако фактически малые и средние предприниматели могут донести свою точку зрения только до некоторых фигур из руководства страны — не первых лиц. На первом месте идет крупный бизнес глобального и национального значения, затем просто крупный бизнес, потом средний и, наконец, малый. Но проблемы и потребности малого и среднего бизнеса не менее важны, чем проблемы крупного. Они имеют отнюдь не второстепенное значение.

Во-первых, малый и средний бизнес — основа налоговой стабильности и местных, и региональных, и федерального бюджета, во всяком случае, может ей стать, судя по опыту развитых зарубежных стран. Есть немало регионов, где МСБ дают очень существенную долю налоговых поступлений.

Во-вторых, малый и средний бизнес создает основу для решения проблемы занятости населения, причем без скрытой безработицы, как сейчас иной раз происходит, а также стабильного увеличения его доходов.

В-третьих, МСБ обеспечивают конкуренцию и увеличение эффективности в экономике, снижение цен. Благоприятные условия для развития предпринимательства в стране способны сами по себе сформировать экономический рост, ведь ниш для бизнеса в России, слабоконкурентных рынков еще очень много.

Значение для экономики и социальной сферы страны малого и среднего бизнеса сегодня почти совершенно заслонено значением бизнеса крупного. Его потребности фактически приравниваются к потребностям бизнеса в целом, хотя интересы крупнейших компаний и небольших предприятий в чем-то совпадают, но во многом отличаются.

Например, крупный бизнес заинтересован в том, чтобы все госзаказы получал именно он. А малые и средние предприятия стремятся составить ему конкуренцию. Ведь часто они обладают не меньшей квалификацией, при этом работают более эффективно.

— В том же самом заинтересовано государство…

— Правильно. Кроме того, небольшие торговые компании испытывают ныне натиск крупных торговых организаций. Концентрация в торговле очень вредна, как мы помним еще по советским временам. Она приводит к дефициту и росту цен. Здесь интересы малого и среднего бизнеса смыкаются уже с интересами общества.

Чтобы у малых и средних компаний было право голоса такое же, как у крупного бизнеса, очень важно создать канал прямого общения малого и среднего бизнеса и главы государства, желательно, общения регулярного, какое мы видим с главами крупнейших компаний. Тогда ситуация изменится. И интересы малых и средних предприятий не будут страдать. Их перестанут рассматривать как крайних при необходимости пополнения местных бюджетов, как происходило с введением торгового сбора в крупных городах. На должном уровне станет обеспечиваться их защищенность от проверяющих, от необоснованных действий фискальных служб.

Предпринимательским объединениям, представляющим разные сферы бизнеса, важно научиться между собой договариваться, прежде чем выходить с предложениями в правительство и Администрацию президента, а для этого идти на компромиссы.

— Как себя чувствует сегодня в кризисной ситуации малый и средний бизнес в регионах?

— Экономическая погода неблагоприятная. После новогоднего скачка спроса наступил спад, связанный не столько с тем, что у покупателей нет финансовых возможностей, сколько с тем, что есть страх тратить деньги, так как непонятно, что будет завтра.

Именно это главная проблема для бизнеса и его партнеров, именно из-за этого останавливаются проекты. Ну и еще, конечно, из-за того, что валютные рынки нестабильны, и, с одной стороны, это стимулировало продажи, а с другой — мотивирует участников хозяйственной деятельности делать валютные сбережения.

— То есть они откладывают покупки, проекты из-за нестабильности валюты и не­определенности?

— Да. Хотя сейчас определенности на валютном рынке стало больше. Очень важно, чтобы наступила определенность в том, что касается дальнейшего развития экономики, понимание перспектив на ближайший год.

— Какова ситуация с банковским кредитом?

— Кредит предоставляется при очень высокой процентной ставке банка. Она не может быть покрыта показателями рентабельности ни при каких условиях. Ставка теперь стала фактически запретительной, и кредиты даже при такой ставке практически не выдаются. Существенно подорожали также кредиты от поставщиков. По сути, единственным источником поступления средств в торговые организации ныне выступают деньги конечных покупателей.

— Это один из факторов повышения цен?

— Безусловно. Хотя ни мы, ни другие торговые предприятия не повышаем цены механически, только чтобы компенсировать свои затраты и сохранить доходы. Мы вынуждены считаться с платежеспособным спросом на реализуемую продукцию. Повышение цен в нашем торговом доме было минимальным и, разумеется, привело к тому, что мы сегодня работаем на грани безубыточности.

— Вы ведете торговую деятельность в строительной сфере. Какие меры поддержки строительства сейчас необходимы?

— Учитывая проблемы с ипотекой, нужны государственные инвестиции в строительство на основе государственно-частного партнерства. Также следует завершить программу снижения административных барьеров в строительстве. Кроме того, очень важны дотации малоимущим семьям на строительство собственного жилья, покупку квартиры, ремонт. И конечно, поддержка ипотеки — субсидирование, появление «дешевой» ипотеки, субсидируемой государством. Насколько я знаю, такие варианты ныне обсуждаются в правительстве.

— Правительством в конце января принят антикризисный план. Как, на ваш взгляд, стабилизировать ситуацию в экономике?

— Антикризисный план — в первую очередь поддержка банков, импортозамещения, социально незащищенных слоев населения. Однако это факторы необходимые, но недостаточные. Стабилизация — это прежде всего появление у бизнеса и граждан понимания того, каким будет завтрашний день. И создание стимулов для увеличения инвестирования и покупок за счет «окончательной» стабилизации валютного курса и роста кредитного и инвестиционного предложения.

— Какова роль в развитии экономики политики поддержки доходов граждан, а также стимулирования банковского кредита?

— На мой взгляд, это ключевые факторы «перезапуска» экономики. С одной стороны, нужно поддержать доходы, в том числе за счет государственных средств. Многие страны мира использовали поддержку доходов для восстановления экономического роста. В России также необходимо применять этот метод: своевременно индексировать зарплаты в госсекторе и пенсии, стимулировать частных работодателей к индексации зарплат.

С другой стороны, поддержать предприятия. Сейчас, как я уже сказала, у компаний нет финансовых ресурсов для развития. В результате продается меньше, заказывается торговлей меньше, поставляется и производится меньше.

Получается спираль неразвития. Разорвать ее можно лишь за счет увеличения денежного предложения по более низким ставкам.

— Какие первоочередные меры поддержки необходимы МСБ?

— Думаю, надо рассмотреть возможности снижения налогового бремени и льготного кредитования малого предпринимательства, наверное, не прямо сейчас: все-таки острый период кризиса, но после наступления некоторой стабилизации.

Примерно в годовой перспективе стране нужна налоговая реформа, касающаяся малого и среднего бизнеса. В результате возрастут объемы сборов с увеличившегося количества малых компаний или с увеличившегося объема белых доходов. Это лучше, чем ставить малые компании на грань выживания.

В рамках указанной налоговой реформы, я считаю, следует установить низкие налоговые ставки, в первую очередь по налогам с заработной платы, предложить налоговые каникулы начинающим предприятиям. Параллельно обеспечить субсидированием процентной ставки и бюджетное кредитование производственным предприятиям, особенно тем, кто занимается импортозамещением.

Очень важно также упростить механизмы уплаты налогов, по возможности перей­ти на единый налог, во всяком случае, разработать такую систему уплаты налогов, чтобы не возникало вариантов трактовки.

Разумеется, требуются меры поддержки на региональном уровне.

Руководство нашей республики делает многое в этом направлении, но программу поддержки малого и среднего бизнеса у нас, на мой взгляд, целесообразно расширить.

— О каких проблемах вы готовы рассказать президенту в первую очередь?

— Прежде всего я бы обратила внимание главы государства на колоссальные перспективы, которые предлагает малый и средний бизнес для развития страны, на важность максимального использования его потенциала для роста ВВП, импортозамещения. И создание условий для процветания малого и среднего предпринимательства. Б

 

 

КОЛОДЕЗНИКОВА Айталина Иннокентьевна родилась в с. Бердигестях Горного района Якутской АССР.

Среднюю общеобразовательную школу №2 с. Бердигестях окончила в 1990 году.

В том же году поступила в Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова на педагогический факультет (дошкольное отделение). Окончила в 1995 году данное учебное заведение с присвоением специальности «Преподаватель педагогики и психологии».

В 1997 году совместно с мужем начала собственный бизнес.

В декабре 2014 года компания получила звание «Национально значимое предприятие» в рамках ежегодной национальной премии «Экономическая опора России».

В настоящее время — директор ООО «Торговый дом „СтройСити”». Воспитывает двоих детей.

 

 

От редакции

Поддержка предпринимательства в Республике Саха (Якутия) находится на довольно высоком уровне. В этом самом большом субъекте Российской Федерации немало программ по развитию предпринимательства. За их реализацию отвечают Министерство по делам предпринимательства и развития туризма, а также подведомственные ему структуры: некоммерческая организация «Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)», республиканское ГКУ «Центр поддержки предпринимательства Республики Саха (Якутия)», республиканский ГБУ «Бизнес-инкубатор Республики Саха (Якутия)», автономное учреждение дополнительного образования «Бизнес-школа Республики Саха (Якутия)», технопарк города Нерюнгри, ОАО «Центр кластерного развития „Якутия”» и другие. Ведется Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, выделяются средства на поддержку малого и среднего бизнеса, которые распределяет специальная республиканская комиссия, осуществляется также имущественная, информационная и образовательная поддержка МСБ.

Солидная инфраструктура! Она создана, для того чтобы обеспечить максимальную поддержку развитию предпринимательства в республике. Заметим, республике, весьма богатой полезными ископаемыми, в которой работает целый ряд компаний мирового значения.

Республиканское руководство во главе с президентом Егором Афанасьевичем Борисовым ставит целью максимальную диверсификацию экономики региона.

Республиканские власти помогают снимать такие проблемы, как дисбаланс развития отдельных муниципальных преобразований, очень высокие транспортные и энергетические затраты предприятий, что влияет на себестоимость товаров и услуг малых и средних предприятий, ограниченность муниципальных рынков из-за того, что республика малонаселенная.

Но не все в руках региональных властей. Очень многое в развитии предпринимательства зависит от макроэкономической ситуации в стране, а также от состояния налоговой системы, многочисленных систем контроля за деятельностью компаний, кредитной системы, особенно в части привлечения долгосрочных кредитов.

Ныне они нетолерантны к бизнесу, и это главная причина, почему в России расцветают каждый год не десятки тысяч, не тысячи, а лишь сотни компаний малого и среднего бизнеса. Государственная политика должна быть нацелена на то, чтобы сильных, социально ответственных фирм, подобных компании Айталины Иннокентьевны Колодезниковой, было много.

Главная задача государства сегодня — создать условия, чтобы предпринимательство в России стало максимально привлекательным и им начали бы заниматься миллионы россиян. Тогда прогресс России, в том числе технологический, станет неизбежным, потому что другими факторами развития: образованными инициативными людьми, природными ресурсами, платежеспособным спросом — наша страна обеспечена, как немногие страны мира.