Босс №03 2015 г.

Маргарита ОСИПОВА: отмена лицензирования отрицательно сказалась на положении в отрасли

52Рубрика | Ритуальные услуги

Текст | Иван ФРОЛОВ
Фото | Пресс-служба Минстроя России

Актуальные вопросы государственной политики в области погребения и похоронного дела комментирует заместитель директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России.

— Маргарита Александровна, каковы основные новации нового законопроекта о похоронном деле?

— Законопроект «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает введение новых терминов и определений. Например, «объект похоронного назначения», «останкохранилище», «похоронный дом».

Кроме того, данный документ устанавливает новые полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Чтобы обеспечить единые подходы к регулированию похоронной сферы, закрепляются общие для всей страны принципы похоронной отрасли, правила и требования к оказанию ритуальных услуг, предоставлению мест захоронения, перезахоронению умерших, созданию и содержанию объектов похоронного назначения, порядку признания мест захоронений брошенными, а также к деятельности частных кладбищ.

Вопрос похоронного дела имеет высокую социальную значимость, поэтому вводится институт лицензирования отдельных видов деятельности по оказанию ритуальных услуг. Например, по организации похорон, транспортированию останков умерших, их предпохоронном содержании, по подготовке тел умерших к погребению, захоронению останков и праха, эксгумации и перезахоронению, кремации.

Добавлю, что устанавливается ответственность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления и юридических лиц за правонарушения в сфере похоронного дела, в том числе за незаконные действия по получению и распространению информации о смерти граждан.

— Чем обусловлена новелла о передаче полномочий в сфере похоронного дела с уровня муниципалитетов на уровень субъектов Федерации?

— Минстрой России начал заниматься темой похоронного обслуживания не так давно. Но даже за столь короткое время стало понятно, что общее состояние похоронного дела в Российской Федерации имеет ряд серьезных недостатков, требующих совершенствования федерального законодательства, а также законодательства на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с действующей системой вопросы похоронного обслуживания населения и выделения финансовых средств на эти цели отнесены к вопросам местного значения. Вместе с тем до настоящего момента органам местного самоуправления не удалось в полной мере организовать похоронное дело как самостоятельный вид деятельности и наладить должный контроль за соблюдением ритуальными службами требований законодательства Российской Федерации.

С принятием законопроекта регулирование во многом поднимается на федеральный уровень, расширяются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации. А внутри системы органов местного самоуправления происходит перераспределение полномочий.

— Какие шаги намерено предпринять министерство для демонополизации похоронного дела на уровне населенных пунктов?

— Прежде всего предлагается разграничить основные направления деятельности, осуществляемые на кладбище: предоставление мест захоронения, содержание кладбищ и оказание ритуальных услуг.

Так, функция предоставления мест захоронения на кладбище становится исключительно публичной (государственной или муниципальной).

Содержание кладбищ, в том числе охрана, благоустройство, обеспечение надлежащего санитарного состояния, будет осуществляться любой организацией вне зависимости от ее организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, определяемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Ритуальные услуги вправе оказывать любая организация. А если отдельный вид деятельности по оказанию ритуальных услуг является лицензируемым, то такая фирма должна отвечать установленным критериям. От нее требуются наличие определенной материально-технической базы, соответствующий опыт работы на рынке ритуальных услуг, обученные специалисты.

Одновременно стоит отметить, что организации, осуществляющие услуги по содержанию кладбищ, не имеют права заниматься оказанием ритуальных услуг, а также выполнять функции, отнесенные к компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе по предоставлению мест захоронения.

— Считаете ли вы необходимым создание похоронных СРО?

— Действующих механизмов регулирования рынков на сегодняшний день не так много. Выбирая из двух возможных (СРО и лицензирование), мы делаем ставку на второе.

Лицензирование похоронной деятельности действовало до 2003 года. Его отмена отрицательно сказалась на положении в отрасли, на рынок были допущены недобросовестные субъекты предпринимательской деятельности (без наличия материально-технической базы, обученных специалистов, опыта работы и т.д.). Вместе с тем в большинстве зарубежных стран (США, Франция и другие) данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию.

Благодаря введению лицензирования появится государственное регулирование отдельных видов ритуальных услуг, в том числе возможность оперативно отстранять от оказания ритуальных услуг недобросовестные компании.

Введение института лицензирования отдельных видов деятельности по оказанию ритуальных услуг позволит не только обеспечить доступ на рынок организаций, отвечающих установленным требованиям, но и контролировать их работу путем проведения проверок и возбуждения в отношении правонарушителей административного производства.

Законопроектом предусмотрено осуществление лицензирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании решения лицензионной комиссии с обязательным участием представителей общественных объединений, что исключает коррупциогенные факторы и обеспечивает общественный контроль при выдаче/отказе лицензии.

Минстрой России не поддерживает на данном этапе введение обязательного саморегулирования на рынке ритуальных услуг, так как указанный рынок является теневым. Недобросовестные организации получат возможность создавать такие саморегулируемые организации и вытеснять с рынка добросовестных участников.

— Как вы относитесь к идее формирования реестров похоронных организаций на уровне населенных пунктов?

— Формирование реестра организаций, оказывающих отдельные виды деятельности по предоставлению ритуальных услуг, станет вестись в рамках лицензирования.

Одновременно Минстрой России выступает с инициативой создания единой информационной системы учета умерших и мест захоронений Российской Федерации, при помощи которой будет происходить отслеживание «движения» умершего с момента смерти и до момента захоронения с указанием организаций, осуществляющих его перевозку, хранение, бальзамирование, захоронение и оказание иных услуг.

В будущем планируется обеспечить гражданам доступ к получению государственной или муниципальной услуги по предоставлению места захоронения через Интернет.

— Как министерство строит взаимодействие с общественными организациями в сфере похоронного дела?

— Минстрой России регулярно участвует в мероприятиях, организованных общественными организациями в сфере похоронного дела. В 2014 году сотрудники ведомства посетили III Северо-Западный форум специалистов похоронного дела «Проблемы и перспективы развития похоронного дела в России», Пятнадцатую международную научно-практическую конференцию «Современные подходы к управлению похоронным делом» и выставку «Некрополь-2014».

Кроме того, при Минстрое России создан Экспертный совет по выработке государственной политики в сфере погребения и похоронного дела, в который входит более 30 представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, участников рынка и некоммерческих организаций сферы погребения и похоронного дела.

Мы находимся в постоянном взаимодействии с членами нашего экспертного совета, в оперативном режиме обмениваемся мнениями и вырабатываем объективные решения. Б

 




Сделано в Америке фильм 2017 на сайте http://www.4doma.net. | Север MGSF 103 S, r404а