Босс №03 2015 г.

Анатолий АГАРКОВ: самое главное — любить свое дело, любить жизнь

34Рубрика | Босс номера

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Высшая школа, прежде всего связанная с подготовкой специалистов для организации и управления производством, может внести большой вклад в решение задач импортозамещения, убежден директор Подольского представительства (регионального факультета) Московского института государственного и корпоративного управления, постоянный эксперт нашего журнала 1, доктор экономических наук, профессор Анатолий Агарков.

24 марта Анатолий Павлович отмечает 75-летний юбилей. Он по-прежнему полон сил, планов и рад тому, что его опыт и знания в области организации машиностроительного производства наконец будут востребованы в связи с необходимостью в импортозамещении.

 

Не ждать прилива

— Анатолий Павлович, какую роль вузы могут сыграть в реализации антикризисного плана правительства и программы структурной перестройки экономики, в частности в импортозамещении?

— Вузы могут сыграть важную роль не только и не столько в реализации антикризисного плана — он ведь связан преимущественно с экстренной финансовой помощью отраслям экономики и отдельным группам населения (хотя и с ней тоже в части научного обеспечения его реализации), сколько в создании и воплощении в жизнь программы структурной перестройки экономики, развития импортозамещения, которая сейчас готовится в Правительстве России. Но, конечно, не следует ждать программы, а действовать уже сейчас: каждый на своем уровне.

Вузы должны участвовать в подготовке концепций и программ структурной перестройки и импортозамещения, в их научно-методической поддержке на стадии реализации и, конечно, в поддержке кадровой. Ведь в импортозамещении нужны научно-методические центры для поддержки перестройки промышленных предприятий, требуются кадры, которые необходимо срочно готовить.

Самое главное, нам надо осознать, что в современных условиях у нашей страны нет альтернативы, кроме воссоздания собственной высокотехнологичной экономики. Это единственный адекватный ответ на давление извне и нарастание внутренних проблем.

— Ждать прилива на сырьевом рынке, как предлагают некоторые, контрпродуктивно?

— Конечно. Противостояние с Западом, особенно с США, наверняка продолжится, а значит, санкционное давление не ослабнет. Разумеется, оно сильно вредит нашей экономике. Однако при этом создает условия, когда мы больше не сможем отказываться от структурной перестройки экономики, от воссоздания высокотехнологичного производства, которым славился СССР.

Мы запустили первый в мире искусственный спутник, мы первыми отправили человека в космос. А теперь российская экономика — в основном ресурсный придаток мировой.

Несколько слов об отношениях с Аме­ри­кой. Я был в Соединенных Штатах, изу­чал опыт в сфере образования. Считаю, это великая нация, но очень зацикленная на своей идеологии, часто не готовая слушать других. В этом природа нынешнего противостояния России и США.

Ключ к тому, чтобы завершить противостояние, дал знаменитый теоретик организационных систем Александр Богданов. Он предложил так называемый треугольник взаимодействий: экономика — вещи (т.е. природа) — идеология (т.е. политика). И с его точки зрения организационно доминировать всегда должна экономика (в частности и в международных делах).

И внутри страны экономика не должна быть под гнетом. Нужно дать больше свободы предпринимателям, но при этом и показать границы такой свободы. Это касается и малого бизнеса, и особенно крупного, в том числе естественных монополий. Государство сегодня недостаточно их контролирует, а внутри этих компаний очень плохо обстоят дела с эффективностью.

Кроме того, государство должно оказывать поддержку отраслям экономики. США, столп свободы рынка, например, давали полубесплатные кредиты для развития своего сельского хозяйства. Нам нужно увеличить количество государственных кредитных программ, особенно в условиях кризиса.

 

Спрос на инициативу

— Каким вы видите переход к практической работе по организации импортозамещения?

— Сегодня очень важно осознать, что непродуктивно сидеть и ждать команды из федерального центра: ждать, когда правительство примет программу структурных реформ, когда распределит деньги…

— Денег на всех не хватит…

— Конечно, возможностей сейчас меньше, чем в 2008 году, к тому же федеральный центр вынужден решать сложнейшие внешнеполитические и военные задачи. Он может сформулировать стратегию, но реализовываться она должна за счет активности людей, инициативы на местах.

Ныне важно проявлять собственную инициативу — на уровне предприятия, вуза, муниципалитета, региона. Каждый должен действовать, не оглядываясь на центр, не ожидать помощи, а проявлять собственную инициативу.

Наш вуз так и поступает. Мы стремимся влиять на экономическую ситуацию в южном Подмосковье и отчасти в Новой Москве на своем уровне, разумеется, в сотрудничестве с органами власти Подольска, Подмосковья, Новой Москвы.

Например, ваш покорный слуга недавно принимал участие в областном конкурсе «Наше Подмосковье–2014». Конкурсной комиссии была предложена разработка модульного учебно-методического комплекса для переобучения специалистов в Подмосковье, Подольском районе, и Новой Москве в условиях импортозамещения, а также выполнение НИР по этой тематике. Кроме того, мы с коллегами выступили с концепцией создания в Подольске и соседнем Климовске научно-промышленного кластера, в рамках которого на базе вузов предлагается организовать научно-исследовательские и инжиниринговые центры.

Московская область — хороший пример развития и поддержки инициатив в области импортозамещения, которые нужно масштабировать на территории всей страны. Губернатор Андрей Юрьевич Воробьев очень активен, и при его поддержке развивается целый ряд проектов по возрождению промышленного производства в области.

Московская область в свое время была крупнейшим промышленным регионом в стране. Но сейчас от прежнего промышленного потенциала мало что осталось.

У нас в Подольске есть машиностроительный завод — ОАО «ЗиО-Подольск» в составе Атоммаша. Это фактически градообразующее предприятие. Я готовил там докторскую диссертацию. Предприятие в целом сохранило свой производственный уровень. Однако это одно из немногих таких предприятий в Подольске и округе — остальные промышленные предприятия либо стагнируют, либо уже в значительной степени разрушены.

 

Повернуть руль

— Подольск был когда-то крупнейшим промышленным центром Подмосковья…

— Да. Более сорока средних и крупных машиностроительных предприятий…

В начале 90-х годов я работал в администрации города — ее тогда возглавлял Александр Васильевич Никулин. Я отвечал за поддержку промышленности. Следил за ситуацией на каждом предприятии, находился в постоянном контакте с руководством, трудовыми коллективами, собирал комиссии по тем или иным острым вопросам…

Но почти ничем, кроме консультаций специалистов по финансам, по развитию в новых условиях, помочь не мог. Денег у областной администрации не было, права собственности в рамках приватизации уступлены фактически за бесценок.

После появления первых частных собственников турбулентность на заводах не закончилась: предприятия подвергались рейдерским захватам, приходили новые собственники, которых заводы интересовали прежде всего как объекты недвижимости, складские помещения… В лучшем случае они использовались для выпуска простой, низкотехнологичной продукции.

Консультативная помощь, которую я вместе с другими организовывал, мало что давала предприятиям. Потому что ветры в экономике дули совсем в другую сторону — в сторону финансово-сырьевой, сервисно-закупочной экономики, где машиностроительное производство, которому я отдал десятки лет жизни, мало кого интересовало, да и не было выгодно.

— Происходила деиндустриализация?

— Да. Поэтому в середине 90-х годов я принял решение уйти на преподавательскую работу — сначала в Институт сервиса, где занимался преподавательской и научной работой на стыке маркетинга и организации выпуска продукции. Там подготовил первый вариант своей докторской диссертации, который вышел затем в виде монографии.

Потом перешел в Подольское представительство МИГКУ, где уже в большей степени концентрировался на своих «родных» вопросах организации промышленного производства. Я увидел, что постепенно потребность в промышленном производстве стала возвращаться.

Первый толчок к реиндустриализации произошел после кризиса 1998 года, когда на потребности в импортозамещении поднялись ранее простаивавшие цеха и предприятия, конечно, те, что к тому времени удалось сохранить. Но, к сожалению, этот импульс не был поддержан в должной мере, и мы опять перешли к экономике продажи сырья на экспорт и покупки потребительских товаров и оборудования по импорту.

Сейчас новый, поистине неизбежный толчок к тому, чтобы возродить промышленность. Стране необходимы масштабная реиндустриализация, развитие собственного производства сложных технических систем, отказ от экономической политики, сводящейся преимущественно к регулированию финансово-экономических процессов. Нужно решительно повернуть руль в сторону промышленной политики и инновационной высокотехнологичной экономики!

Тот опыт, тот потенциал, которым обладают еще советские поколения специалистов, должен быть востребован. Он может быть аккумулирован и масштабирован именно с помощью вузов: их факультетов, в том числе факультетов повышения квалификации, а также научно-методических и образовательных центров.

— В частности вашего вуза?

— Безусловно. В нашем институте и ряде других есть преподаватели, работавшие в лучших советских технических вузах, научившие не одно поколение еще советских инженеров технологии и организации производства.

Я сам 30 лет отдал оборонке, всю свою сознательную жизнь занимаюсь проблемами организации машиностроительного производства, технологическим развитием машиностроительных предприятий. Прошел все ступени производственной иерархии: от должности рядового технолога после окончания Новочеркасского политехнического института до должности зам. главного инженера — главного технолога Подольского электромеханического завода, которую занял после окончания аспирантуры Московского инженерно-экономического института, позднее Московского института управления, также носящего имя Серго Орджоникидзе (ныне Московский государственный университет управления).

Организация производства — сфера на стыке экономики и технологии. Она требует двойной квалификации — инженерной и экономической, и именно такую квалификацию давал МИУ — главный советский вуз, готовивший кадры в сфере организации промышленного производства. Мне посчастливилось быть одним из первых выпускников его аспирантуры.

Мы — остатки уходящего племени профессионалов, знающих, как правильно организовать машиностроительное производство… Слава Богу, мы пока активны и можем передать знания и опыт, в состоянии научить еще хотя бы два-три поколения современных российских инженеров-машиностроителей.

 

Время инноваций

— Итак, стране нужно восстанавливать машиностроение?

— Уверен в этом. Весь машиностроительный комплекс — начиная со станкостроения и производства современного технологического оборудования и до транспортных, дорожных, строительных машин, автомобилей и тракторов.

Говорят, сегодня в России почти не произ­водят современных станков и металлообрабатывающего оборудования — потому мы критически зависим от импорта оборудования, в частности из Германии. Но такое производство, на мой взгляд, вполне реально восстановить — заделы в советское время создавались на десятилетия. Существуют отечественные разработки, которые до сих пор конкурентоспособны.

Один из моих, например, патентов связан с обработкой материалов резцами из сверхпрочного материала эльбора — он эффективнее алмаза. Этот материал был получен в одном из институтов РАН в Троицке, из него нами на Подольском электромеханическом заводе разработаны и изготовлены резцы, которые могут обрабатывать поверхность твердостью 30–40 единиц по Роквеллу.

После распада СССР данное технологическое направление перестало развиваться… Однако его можно восстановить и стать одним из мировых лидеров в нише обработки сверхпрочных и труднообрабатываемых материалов.

— То есть восстановление технологического потенциала возможно?

— Убежден, что да. Тем более что значительная часть технологий известна еще с 80-х годов. Например, я как главный технолог завода внедрял робототехнику: у нас были целые участки, где работали автоматические манипуляторы. Понятно, что технологии с тех пор шагнули далеко вперед, однако основы их использования принципиально не изменились.

Обратите внимание: в советское время прикладные разработки шли рука об руку с фундаментальной наукой. Сегодня этого, увы, нет. И по весьма симптоматичной истории с пожаром в ИНИОНе видим, что в системе РАН проблемы будут только усугубляться.

Вся надежда ныне на вузы, на базе которых надо развивать и фундаментальную, и прикладную науку в содружестве с производством.

 

Вузам нужно перевоплотиться

— Каких изменений программа импортозамещения потребует от вузов?

— Высшие учебные заведения, готовящие кадры для экономики, должны перевоплотиться. Они долгое время ковали полуабстрактных «менеджеров» — организаторов всего на свете. Теперь им необходимо будет готовить организаторов производства для условий инновационной экономики. Специалистов, к которым предъявляется масса требований: им предстоит работать со сложной, высокопроизводительной автоматизированной техникой, широко использовать в своей деятельности информационные технологии, учитывать быстроменяющиеся требования рынка, особенно по параметрам качества производимой продукции.

К тому же для современных условий характерна ускоренная подготовка и организация производства. Она требует от инженеров и менеджеров гибкости, быстроты принятия решений как в контрукторско-технологических службах предприятий, так и на всех уровнях их управления. Сегодня надо уметь делать точные расчеты экономической эффективности любого технического или управленческого решения. Этому мы учим, и довольно успешно.

При частой сменяемости изделий в рыночной экономике также важно постоянное профессиональное обучение по программам переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов — в сроки, разрабатываемые и утверждаемые на основе профстандартов (квалификационных требований).

Не менее важно реанимировать систему среднего профессионального образования. Наш вуз, кстати, занимается и СПО.

Раньше в Подольске было три крупных ПТУ, готовивших кадры для промышленности. ПТУ №27, например, побеждало во всесоюзных конкурсах. Александр Николаевич Никулин, многолетний мэр Подольска, — выпускник этого училища, которое потом носило его имя.

Сейчас все эти училища плюс ПТУ в Кли­мов­ске объединены в единое учебное заведение — Промышленно-экономический техникум, выпускающий уже не рабочих, а фактически бакалавров.

— А рабочих готовить некому?

— Получается, что так. Их можно готовить только непосредственно на производстве. Именно поэтому машиностроительные предприятия ныне сталкиваются с острейшим дефицитом квалифицированных рабочих кадров.

Структура профессионального образования, как вы знаете, в последней версии Закона «Об образовании» полностью пересмотрена. Совершенно исчезла ступень начального профессионального образования — осталось только среднее профессиональное. Разница между ним и бакалавриатом неясна.

 

Бумажная ориентированность

— И сам по себе институт бакалавриата пока непонятен работодателю…

— Совершенно верно. Он рассматривается как незаконченное высшее образование, и бакалавры не пользуются спросом на рынке труда. К сожалению, Минобрнауки России плохо взаимодействует с Минтруда, нет единой политики в области формирования кадрового корпуса. ФГОСы — отдельно, профстандарты по специальностям — отдельно: они никак не взаимосвязаны.

Практикоориентированность образования у нас сегодня, к сожалению, больше на бумаге. Лозунг такой есть, но механизмов его реализации не создано.

Настоящей практикоориентированности удается добиваться лишь некоторым вузам, преодолевая многочисленные препоны, установленные Минобрнауки, в виде не всегда разумных требований к учебным программам и планам.

Например, наш вуз стремится, чтобы на уровне муниципалитета, региона заработал крупный научно-образовательный центр. Чтобы образование было привязано к конкретным потребностям, готовило специалистов прежде всего для нашего муниципалитета, южного Подмосковья, Новой Москвы. Многое нам удается, но это скорее исключение, чем правило…

К сожалению, не только на федеральном уровне, но и в регионах сейчас также нет внятной политики в области профессиональной подготовки кадров. В Германии, к примеру, вопросы формирования кадрового корпуса для экономики находятся в ведении в первую очередь земельных министерств образования. У нас же министерства и департаменты образования субъектов Федерации занимаются в основном дошкольным воспитанием и школами: вопросы профессиональной подготовки кадров на региональном уровне мало кого интересуют.

Одна из причин — большинство государственных вузов, даже регионального значения, относится к федеральному уровню, а федеральное Минобрнауки просто не в состоянии вникать в региональные проблемы.

К тому же сегодня чуть ли не все выпускники школ стремятся получить высшее образование: рабочие специальности непрестижны. Из-за этой общественной тенденции, с одной стороны, расплодилось огромное число слабых вузов, а с другой, растет неконтролируемая миграция. Ведь работодатели вынуждены рекрутировать рабочие кадры в основном из числа мигрантов.

Государственную политику в этих вопросах нужно срочно менять, особенно учитывая негативный международный опыт, например Франции, где всеобщее бесплатное высшее образование, хорошие социальные пособия для тех, кто не имеет работы, а молодые люди, окончив вуз, сидят и ждут выгодного предложения, в то время как «обычные» рабочие места занимают приезжие из арабских стран.

Очень важно укреплять взаимосвязь между обучением и производством, чтобы учащиеся учреждений СПО или студенты вуза сразу, с первого дня обучения, были погружены в реальное производство, в реальные условия функционирования хозяйствующих субъектов. Мы живем в быстроменяющемся мире, и чисто теоретическое обучение неспособно дать актуальные знания и навыки.

Руководители и специалисты на предприятиях работают в нестабильных условиях многозадачности, частых изменений во внутренней и внешней среде организаций. Выпускники, проходившие лишь теорию, к этому практически не готовы.

Подготовка в вузе должна носить модульный характер, курсы необходимо постоянно корректировать по содержанию и форме, к обучению надо привлекать руководителей и специалистов передовых промышленных предприятий и компаний. И конечно, сами учащиеся должны получить систематическую возможность проходить практическое обучение на этих предприятиях и в компаниях.

Сейчас этого в большинстве случаев не происходит. Поэтому выпускники большинства учебных заведений не могут сразу прийти на современное производство и начать работать по специальности: им нужно пройти дополнительное обучение. Именно из-за оторванности образования от практики выпускники — при колоссальном дефиците рабочих и инженерных кадров — не востребованы работодателями.

В развитии практикоориентированности важно использовать положительный зарубежный опыт. Например, в Германии действует так называемая дуальная система, когда параллельно с обучением каждый школьник работает на производстве.

— В советское время похожая система была и в нашей стране: старшеклассники одновременно с учебой работали на учебно-производственных комбинатах, шефских заводах и получали рабочую специальность.

— Да, и к этому позитивному советскому опыту сегодня нужно возвращаться. Разумеется, система практического обучения на производстве должна быть и на уровне СПО, и на уровне вуза — в обязательном порядке. Ныне в законодательстве не проработана обязательная организационная связь между образовательными учреждениями и производственно-хозяйственными структурами в процессе профессионального обучения, получения учащимися профессиональных компетенций, последующей работы. В Закон «Об образовании» необходимо внести соответствующее дополнение.

Очень полезен советский опыт практикоориентированной подготовки кадров, в том числе в ОПК и гражданском машиностроении, в частности институт наставничества, система переподготовки кадров, тесно привязанная к предприятиям… Этот опыт может и должен быть применен в современных условиях.

 

Во главу угла — полезность

— С какими трудностями сталкиваются вузы в своей организационной деятельности?

— Нерешенных проблем у вузов множество. Об отсутствии настоящей практикоориентированности мы только что поговорили. Следующая проблема — неадекватная оценка вузов со стороны контролирующих органов, причем как государственных, так и негосударственных.

Для оценки вузов предлагаются надуманные критерии эффективности — из-за них пострадал не один вуз. Оценочные параметры настолько произвольны, что нередко используются для борьбы с не­угодными ректорами.

Точно так же вызывают вопросы рейтинги вузов — методика их составления далека от совершенства. Они должны быть не формальными, схематическими, как сегодня, а привязанными к показателям конкретной научно-образовательной деятельности вузов.

В частности, нужно оценивать большой объем прикладных НИР для потребностей развития территорий: муниципалитетов, производственных кластеров, отдельных предприятий. Должны оцениваться востребованность специалистов, которых готовит вуз, постоянное повышение качества этой подготовки, использование инновационных подходов к обучению.

За основу оценки вуза надо брать его реальный вклад, полезность для развития экономики.

 

Импортозаместители

— Как ваш филиал будет готовить «специалистов по импортозамещению»?

— С реализацией программ импортозамещения в Подольске и Новой Москве более востребованными становятся инженерно-экономические специалисты (организаторы производства среднего звена, хорошо знающие технологию производства). На их подготовку и направлены усилия Подольского представительства МИГКУ и созданного на его основе научно-образовательного центра в Подольске, специализирующегося на научной поддержке и переподготовке кадров.

ПП МИГКУ позиционируется как «территориальное» учебное заведение: готовит кадры прежде всего для потребностей городского округа Подольск, Новой Москвы и близлежащих районов. Такая модель подразделения вуза предполагает открытие специальностей, соотнесенных с нуждами жителей территории. Это не только специальности, связанные с машиностроением, экономикой и организацией производства, но также с сервисным сектором, финансами и банковским делом, государственным и муниципальным управлением, управлением в социальной сфере.

При обучении в ПП МИГКУ и в проф­ориентационной работе уделяем внимание таким наиболее востребованным в регионе специальностям/направлениям обучения, как: «Экономика и управление на предприятии»; «Организация производства и управленческие деловые игры»; «Государственное, региональное и муниципальное управление» (с усвоением студентами материалов по инновационным региональным промышленным кластерам); «Планирование производства и бизнес-планирование»; «Высокие (информационные) технологии»; «Финансы и кредит» и другие. Открывается специальность «Юриспруденция».

— Большинство вузов ее закрывает, а вы открываете?

— Да. Это требование жизни. Дело в том, что в Подольске сконцентрировано довольно много учреждений силовых структур и фискальных органов, и для их сотрудников оптимально было бы организовать юридическое образование в самом Подольске, чтобы им не приходилось ездить в вечернее время или в выходные дни в Москву в свои ведомственные вузы. Сейчас проходим аккредитацию нашей юридической специальности.

Отмечу, что координацию деятельности в сфере профессионального образования в нашем городе обеспечивает Ассоциация вузов в городе Подольске, наблюдательный совет которого возглавляет заместитель мэра Подольска по образованию и молодежной политике Татьяна Юрьевна Ропот.

ПП МИГКУ принимает активное участие в мероприятиях ассоциации, в том числе общественных. Например, в марте сего года намечено выступление на круглом столе, организованном Общественной палатой Подольска, «Проблемы возрождения патриотической общности в молодежной среде» (к 70-летию Победы).

На мой взгляд, воспитательная работа не должна упускаться ни в школе, ни в системе СПО, ни в вузе. Несмотря на то что главная задача учреждения СПО или вуза — подготовить профессионала, гражданская, общественная составляющие обучения также должны быть.

Сегодня очень важно возвращать в сферу образования воспитательную функцию начиная с детских садов и школ. Провал памяти, замена истинной истории ложной — это самое опасное, пример чему мы видим сегодня на Украине, где постсоветские поколения учили уже по новым учебникам.

Необходимо принципиально переформатировать патриотическое воспитание, в том числе в системе среднего профессионального образования, в вузе. Тем более что для этого есть такой прекрасный повод, как 70-летие Победы. Надо развивать у молодого поколения историческую память и ответственность за страну, ее будущее.

 

Союз поколений

— Как обеспечить в современных условиях преемственность поколений — в производстве и высшей школе?

— Без преемственности поколений не может быть развития страны. Эта преемственность сейчас у нас нарушена, прежде всего в сфере материального производства.

Отчасти это объективное явление. В советское время отсутствовали институты рыночной экономики, отчасти по субъективным причинам. В прошлые десятилетия произошел фактически отказ от развития высокотехнологичной экономики: «Нам это не нужно, мы это купим на Западе».

Ныне традиции производственной дея­тельности необходимо восстанавливать. Например, привить современным инженерам и организаторам производства системный подход к организации производства — об этом была моя докторская диссертация. У нас зачастую любую проблему пытаются устранить за счет покупки специалистов или готовых технологических решений.

Однако без системы работы это почти ничего не дает, что мы видим во всех сферах: от наноиндустрии до футбола. Есть четыре стадии, которые обязательно должны быть соблюдены: подготовка производства, организация производства, создание продукции и ее эксплуатация, то есть управление всем жизненным циклом продукции.

Первые две стадии в современных условиях традиционного подхода пропускают. Почему в советское время самолеты не падали? Потому что существовали планово-предупредительный ремонт и профилактическое, техническое обслуживание.

Это традиции, которые старшие, советские поколения обязаны привить молодежи. Но есть и опыт, который получили поколения 90–2000-х годов и которым мы, «старики», не обладаем: у молодежи тоже многое можно взять.

Современная молодежь у нас очень пробивная — и это не обязательно минус, она хорошо умеет работать с информацией — это также ее немалое достоинство. Хотя ей важно различать поверхностную информированность и глубокое понимание явлений, научиться этому глубокому пониманию…

 

Обязаны вдохновлять

— Один из инструментов обеспечения преемственности поколений — профессорско-преподавательский состав…

— Совершенно верно. Потому очень важно для вуза обеспечить правильное развитие профессорско-преподавательского корпуса. Правильное по соотношению поколений, по реализации устремлений тех или иных специалистов. У нас есть преподаватели, которым за 80, и есть совсем молодые специалисты. Они учатся друг у друга, дополняют друг друга.

Я всегда очень бережно отношусь к людям, стараюсь использовать разные приемы для их мотивации. Но для этого многое необходимо уметь: тонко управлять таким творческим коллективом, как профессорско-преподавательский состав вуза, чувствовать людей, понимать высоту и дальность их полета, помогать их росту.

Особые требования предъявляются к вузовским управленческим кадрам. Вузовские управленцы должны быть одновременно и хорошими, авторитетными педагогами и учеными, и дипломатами, и психологами, и рыночными стратегами.

Для создания эффективно работающей команды нужно научиться искать креативных работников, самим быть инициаторами инноваций, уметь вносить мощный заряд вдохновения в работу коллектива.

 

Работать в полную силу

— Вскоре вы отмечаете 75-летний юбилей. При этом, судя по всему, не собираетесь «снижать обороты» в своей деятельности…

— Это очень важно в нашем возрасте — продолжать работать в полную силу. Мой бывший руководитель — директор Подольского машиностроительного завода им. Орджоникидзе Анатолий Арсентьевич Долгий — продолжал работать, несмотря ни на какие внешние и внутренние трудности. Он для меня пример для подражания.

На заводе сменился собственник, Ана­то­лий Арсентьевич уже не занимался практическим руководством предприятия, но трудился ради родного предприятия. Однако как только он совсем ушел на пенсию, часто стал болеть и умер. Наше поколение не может без работы, без дела, которому служишь. Мы так устроены.

Я не рыбак, не охотник, но много хожу пешком, принимаю контрастный душ, занимаюсь физкультурой. На здоровье, в общем-то, не жалуюсь — недавно супруге звонили из поликлиники по поводу того, что я более пяти лет не приходил на обследование. В этом не было необходимости — надеюсь, она не скоро возникнет.

Планов, как говорится, громадье: стремлюсь активно работать и как педагог, и как ученый, и как консультант предприятий. За последние годы написал пять учебников для высшей школы — единолично и в соавторстве. Это, например, «Теория организации», «Практика организации производства», «Управление качеством»… Открываем в нашем подразделении, как я уже сказал, новые специальности.

Активно занимаюсь преподавательской деятельностью. Считаю, что руководитель вуза обязательно должен вести крупные лекционные курсы и семинарские занятия, прежде всего по бизнес-планированию, организации промышленного производства, менеджменту и разным его аспектам, в том числе управлению качеством, чтобы владеть ситуацией во вверенном ему учебном заведении изнутри.

На мой взгляд, самое главное для любого руководителя — любить свое дело, любить жизнь. Всю свою трудовую биографию стараюсь следовать этому принципу. Б


1 См. интервью А.П. Агаркова в №№2, 3/2013 и 1/2012.

 

 

 

Подольское представительство (региональный факультет) МИГКУ было создано в 2002 году.
Обучение ведется по следующим направлениям:

  • бухгалтерский учет, финансы и кредит, специальность «Финансы и кредит»;
  • корпоративное управление, специальности «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии»;
  • государственное и муниципальное управление, специальность «Го­су­дарственное и муниципальное управление»;
  • информационные технологии в управлении, специальность «При­клад­ная информатика в экономике»;
  • управление социальным сервисом, специальность «Социальный сервис, страховой сервис».

Возможны дистанционное, дневное, заочное обучение, получение второго высшего образования, сокращенный курс обучения, курсы повышения квалификации.

Вуз предлагает Европейское приложение к диплому.

 

 

 

Агарков Анатолий Павлович, директор Подольского представительства Московского института государственного и корпоративного управления, доктор экономических наук, профессор.

Родился 24 марта 1940 года в Воронежской области (Абрамовский район).

В 1962 году окончил Новочеркасский политехнический институт по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».

В 1974 году — заочную аспирантуру МИЭИ им. Серго Орджоникидзе. В мае 2011 года защитил докторскую диссертацию в МГТУ МАМИ на тему «Теория и практика повышения эффективности управления подготовкой машиностроительного производства и его инфраструктурой».

С 1962 по 1992 год работал на Подольском электромеханическом заводе.

С 1992 по 1999 год — на машиностроительном заводе ОАО «ЗиО-Подольск». В 2000–2001 годах — главный специалист администрации Подольска по поддержке промышленных предприятий города. С 2001 года — заместитель директора Подольского института сервиса МГУС. С октября 2002 года — ­директор ПП МИГКУ.

Единственный из сотрудников ПЭМЗ награжден золотой, серебряной и бронзовой медалями ВДНХ за внедрение достижений науки и техники, а также медалями «К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, «850-летие Москвы», «За трудовое отличие», медалью общества «Знание» России «Подвижнику просвещения» к 300-летию М.В. Ломоносова, знаком отличия «За заслуги перед городом Подольском»
2-й степени.

В 2011 году стал лауреатом ежегодной международной премии «Элита национальной экономики».

Действительный член Международной академии науки и практики организации производства. Автор более 200 научных работ. Участник всероссийских форумов руководителей образовательных учреждений, международных конгрессов «Global Education — Образование без границ», международных семинаров «Система профессионального образования в Германии».