Босс №03 2015 г.

Антикризисные оттенки «серого»

12Рубрика | Взгляд на бизнес

Текст | Михаил ФИЛИППОВ

Государство ужесточает борьбу с «серыми» схемами оплаты труда. Однако убедить бизнес отказаться от них непросто.

Одна из наиболее болезненных проблем в экономике страны во времена кризиса — острая нехватка средств в бюджете государства, в том числе и на выполнение социальных обязательств перед своими гражданами. А среди этих обязательств наиболее существенным на протяжении всех последних лет был и остается Пенсионный фонд России, которому никак не удается собрать достаточно взносов от работодателей на выплату пенсий и компенсацию льгот. В 2012 году из федерального бюджета фонд получил более 1 трлн рублей, в 2013-м — почти 2 трлн рублей, в 2014-м планировалось ограничиться 861 млрд рублей.

Наличие заработков, не облагаемых страховыми взносами, не позволяет не только собрать достаточно средств для выплаты пенсий самим этим работникам, но и не обеспечивает достойный уровень пенсий нынешним пенсионерам. Предпочитая зарплату в «конвертах», мы не просто себя оставляем без пенсии завтра, но и сегодня обкрадываем своих родителей-пенсионеров. Очевидно, что это не может продолжаться бесконечно, и в целях борьбы с «серыми» зарплатами различные ведомства и организации обозначили свои меры.

Так, например, законодатели Республики Хакасия предлагают ввести уголовную ответственность работодателей за сокрытие выплат, облагаемых страховыми взносами, аналогично тому, как сейчас наказывается уклонение от уплаты налогов. А работников при этом заставят платить административный штраф. Кроме того, предполагается также штрафовать на 30–50 тыс. рублей бухгалтера, который недостоверно от­разил суммы заработков в учете. Инициатива очень жесткая и, по-видимому, должна стать серьезной угрозой для нарушителей, но ее практическая сторона выглядит довольно сомнительной. Дело в том, что даже сегодня доказать подобные факты удается очень редко: работодатель совершенно не заинтересован в раскрытии такой информации, а показаний самих получателей недостаточно. Однако если наказывать будут всех участников «серых» выплат, то и работникам может показаться нежелательным обращаться с жалобами на недостаточное социальное обеспечение.

Еще одно предложение внесли специалисты Минтруда: подвергнуть все подозреваемые в уклонении от уплаты страховых взносов организации внеплановым проверкам. Подозрениями внебюджетные фонды будут обмениваться с трудовой инспекцией, которая выявляет и наказывает за нарушения в оформлении работников и оплате труда. В этом предложении нет столь категоричной жесткости, но и его эффективность вызывает сомнения: проверки не всегда выявляют нарушения, да и подозрения могут не подтвердиться, а компания подвергнется необоснованному усилению контроля. Нельзя также забывать и о коррупционной составляющей: наделяя тот или иной контрольный орган большими полномочиями, правительство увеличивает и искушение контролеров воспользоваться ими в корыстных целях.

Бизнес также не остается в стороне и выдвигает свои варианты решения проблемы. К примеру, переложить часть взносов на самих работников, что повысило бы их дисциплину в сфере пенсионного обеспечения. Это предложение изучается и Минфином, который допускает возможность подобных перемен с 2018 года. «Опора России» предлагает снизить тарифы страховых взносов, чтобы не вынуждать бизнес прятать заработки. В ответ на это работодатели, возможно, сами начнут «обелять» заработки своих сотрудников. Заставить это сделать не получается, однако можно попытаться сформировать благоприятные условия для честных отношений бизнеса с государством.

Но тут нет никаких гарантий, что бизнесмены действительно станут добровольно и честно платить взносы, поэтому более вероятным выглядит ужесточение конт­роля и усиление ответственности за нарушения. Б

 

 

 

ФИЛИППОВ Михаил Юрьевич, руководитель практики по сопровождению бизнеса юридической компании «Деловой фарватер».

Член Экспертного совета по налоговой политике при уполномоченном по защите прав предпринимателей в г. Москве.

Михаил Филиппов более десяти лет проработал в подразделениях по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями МВД России. За это время он получил огромный опыт и мощную базу практических знаний по всем вопросам, касающимся безопасности бизнеса.

Специализируется на проверке применяемых налогоплательщиками схем налоговой оптимизации, выявлении рисков возникновения претензий со стороны контролирующих структур и разработке предложений по их минимизации, сопровождает при проверках налоговыми, таможенными органами. Защищает интересы предприятий при недружественном поглощении, рейдерских захватах и банкротстве. Осуществляет сопровождение внешнеэкономической деятельности предприятий.

В юридической практике Михаила Филиппова сотни успешных судебных процессов.