Босс №02 2015 г.

Проверки на прочность

5Рубрика | Налоги / Регулирование

Текст | Николай КОЧЕЛЯГИН

31 декабря 2014 года был подписан документ, вызвавший неоднозначную реакцию деловой общественности, — ФЗ №532 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок».

В этот федеральный закон, как известно, введена норма, согласно которой Роспотребнадзор получил право без предварительного уведомления проводить внеплановые выездные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот пищевой продукции и оказывающих услуги общественного питания.

На первый взгляд, говорит директор Департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Анна Палагина, налицо ужесточение условий для предпринимателей. Однако часто ли контролирующие органы баловали бизнесменов предупреждениями о своих визитах? Согласно действующему Закону №294-ФЗ процент предусмотренных законом случаев уведомления о внеплановых проверках предельно мал.

По Федеральному закону №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановые выездные проверки предусматриваются в трех случаях:

     1) истечение срока исполнения предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

     2) поступление в органы контроля обращений о серьезных правонарушениях (причинение вреда жизни, нарушение прав потребителей и т.д.);

     3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Исходя из правоприменительной практики проверки по пунктам 1 и 3 проводятся нечасто, самым «популярным» является пункт 2. Согласно 294-ФЗ такие проверки проходят без предварительного уведомления.

Важно обратить внимание на то, что во время работы над законопроектом часть о внеплановых проверках возникла в нем только во втором чтении. Такой прием исключает предварительное обсуждение проекта закона с бизнес-сообществом и позволяет уйти от важной процедуры — оценки регулирующего воздействия, которая тоже предусмотрена законом. Похожим образом едва не приняли закон о муниципальных сборах для 22 видов предпринимательской деятельности в 2014 году.

ТПП РФ неоднократно высказывалась о недопустимости принятия нормативно-правовых актов, касающихся условий для ведения бизнеса в РФ, без участия в обсуждении бизнес-сообщества и процедуры оценки регулирующего воздействия. Б