Босс №01 2015 г.

Молодой и конкурентный

12Рубрика | Взгляд на бизнес

Текст | Илья БОГАЧЕВ

Российский рынок интернет-рекламы переживает серьезные изменения.

На российском рынке интернет-рекламы я бы выделил несколько влияющих друг на друга тенденций. Первая: с падением курса рубля и общей депрессией в экономике рынок довольно сильно просел по деньгам. Рекламодатели стремятся сэкономить, однако по-прежнему заинтересованы в интернет-рекламе как самом динамичном и эффективном канале коммуникации. Вторая: долгое время в Интернете лидировали две категории рекламных продуктов — контекстная и медийная реклама. И если контекст продолжает расти и в кризис, медийка уступает место performance-рекламе, то есть сложным технологическим продуктам, нацеленным на результат. Это, в частности, технология RTB (Real-Time bidding, дословно: «торг в реальном времени». — Ред.), идеология которой заключается в продаже рекламодателю уже не определенного количества показов на конкретных сайтах, а в продаже показов конечным пользователям наиболее релевантной целевой аудитории вне привязки к конкретному сайту или порталу. Важной особенностью RTB является и принцип аукциона, где рекламодатели в реальном времени конкурируют за ту или иную аудиторную группу. Эффективность performance-рекламы в разы превышает традиционные каналы распространения рекламного контента в онлайне. И при этом обходится рекламодателю существенно дешевле. Еще одно достоинство performance-рекламы заключается в том, что результат ее нетрудно измерить как в количественных, так и качественных бизнес-KPI. Третья тенденция — активное развитие видео- и мобильного сегмента.

Наш рынок рerformance-рекламы еще очень молод (ему всего лишь два–три года) и сегодня переживает свой расцвет. Сюда идут деньги инвесторов, здесь открываются новые компании, тут сосредоточены интересы работодателей. И при этом на рынке ощущается довольно острый дефицит специалистов, который компании восполняют, переманивая друг у друга ценные кадры.

Особенно востребованы три категории специалистов. В первую очередь, конечно, программисты, работающие на Python, C++, JavaScript и других актуальных языках программирования. Кроме того, очень ценится сейчас опыт работы с Большими данными. Программисты «стоят» дорого, но вопрос цены, если речь идет о хорошем специалисте, никогда не стоит для работодателя на первом месте. Как правило, если опыт и знания кандидата устраивают, компании соглашаются на те материальные условия, которые озвучивает им сам будущий сотрудник. Однако деньги — это далеко не единственный и не главный фактор, который может повлиять на решение программиста сменить работу. Программисты — люди особенные. Они запросто могут отвергнуть предложение международной корпорации в пользу работы в малоизвестной российской фирме, если там им предложат более интересную и сложную задачу.

На втором месте математики-аналитики. С ними ситуация похожа на ту, что складывается с программистами, но в абсолютных цифрах математики-аналитики «стоят» все же немного дешевле.

И третья дефицитная позиция — сотрудники коммерческих служб. От продавца сложной технологической рекламы сегодня требуется, во-первых, понимание технологий, хотя бы на уровне пользователя. В рerformance-рекламе продавец должен отчасти быть «евангелистом». Ему нужно уметь пробудить у покупателя (возможно, пока не знающего преимуществ сложной технологической рекламы) интерес к своему продукту. Второе требование к продавцам традиционное — база контактов. И, наконец, третье требование, скажем так, подвижность мозгов. Дело в том, что в рerformance-маркетинге сейл выступает своего рода медиатором. Он доносит до технической команды проекта пожелания клиента, на основе которых создается новый рекламный продукт.

Рост рынка рerformance-рекламы, по нашим оценкам, продлится и в 2015 году. Также мы прогнозируем его консолидацию, в результате которой к концу следующего года на рынке вместо 20–30 небольших конкурирующих между собой игроков появятся три-четыре крупных лидера. Процесс укрупнения на рынке, скорее всего, несколько понизит градус сегодняшнего кадрового дефицита. Б

 

 

БОГАЧЕВ Илья, партнер компании FIRST (входит в Ward Howell Group), руководитель практик Digital и Retail.

Окончил Московский институт журналистики и литературного творчества.

Присоединился к команде First в 2014 году. До прихода в First развивал практику E-Commerce & Digital в компании Antal Russia.

С 2006 по 2012 год отвечал за развитие бизнеса в корпоративном секторе туристической компании Travelmart, а также возглавлял компанию по миграционному консалтингу Sanders Know-How.