Босс №12 2014 г.

Нездоровый сигнал

5Рубрика | Налоги / Регулирование

Текст | Николай АНИЩЕНКО

Госдума проголосовала за новый сбор с малого бизнеса. Однако соответствующий законопроект в процессе его принятия претерпел существенные изменения. Число видов деятельности, которые подлежат обложению новым сбором, снижено с 22 до четырех, а сумма сборов уменьшена в среднем в десять раз. Но расслабляться пока рано, говорят предприниматели.

Первый вариант законопроекта о новом сборе содержал «просто космические тарифы» и был «по сути, направлен на уничтожение малого бизнеса», говорит вице-президент НП «Опора России», руководитель Коалиции владельцев малых торговых форматов Владлен Максимов. В итоге новый налог ввели лишь на предприятия, которые ведут торговую деятельность, и сбор назвали «торговым». С 1 июля следующего года он вводится в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, а с 1 января 2016-го — на всей территории России. Является ли такой вариант компромиссным?

«Наверное, любое послабление в каком-то смысле компромисс. Но я категорически не понимаю, почему решили обложить торговлю этим сбором — при том, что у нас именно торговля в самом плачевном состоянии, — недоумевает эксперт. — По данным Роскомстата, коэффициент доходности розничной торговли за 2013 год — 2,1%. По топливу, например, это 22%, по строительству — в районе 8%. Почему именно торговлю надо обкладывать? Это какой-то советский, видимо, стереотип, что там взял, ничего не производя, перепродал, деньги положил в карман. Торговля связана с очень серьезными издержками, главным из которых являются дефицитные и очень дорогие помещения».

К тому же торговля — это товаропроводящая сеть для отечественных производителей, и, ударяя по ней, депутаты одновременно бьют по ним, считает Максимов. «Малая торговля, которая наиболее пострадает от нововведения, — единственный реализатор продукции малых производителей — тех, которые в сети не могут войти», — напоминает он.

Также замглавы «Опоры России» непонятно, почему действие закона начинается с Москвы, которая входит в пятерку регионов с отрицательным коффициентом рентабельности торговой деятельности (минус 1%. — Прим. «БОССа»). «Почему московский малый бизнес понадобилось в первую очередь обкладывать очередными сборами, какая такая бюджетная катастрофа приключилась, я не понимаю. Никаких расчетов нам никто не показал», — говорит эксперт.

«Ни для кого не секрет, что этот закон активно лоббирует Москва, у которой идея фикс обложить всех рублем, а кто не может платить — те пошли вон, — утверждает вице-президент «Опоры России». — Однако, во-первых, дороговизна и уничтожение торгового бизнеса в Москве ударяют по всей стране. Во-вторых, здесь идет речь не только о Москве, но о федеральном масштабе».

Максимов и некоторые другие эксперты опасаются, что в будущем законодатель захочет вернуться к идее распространения введенного сбора на 22 вида деятельности, как планировалось изначально. «Это своего рода пробный камень, который, да, легко распространить на другие виды деятельности. Кроме того, в существующем виде он опасен своей привязкой к патенту, из-за которой регион сможет отрегулировать ставки сбора, как он хочет».

По словам предпринимателя, введенные сборы — тяжелый удар еще и в том смысле, что это сигнал бизнес-сообществу: правила могут меняться очень быстро. «Вот человек, например, знает, что аренда в Москве космически дорогая. Он, предположим, продает вторую квартиру, покупает какое-то помещение под магазин и считает, что теперь, с помещением в собственности, он защищен и волен вести бизнес на других условиях. Но ему говорят: нет, мы сейчас тебе помещение обложим сбором. И дают ему первый сигнал, что это могут быть какие-то огромные деньги, что все, что он зарабатывает, может отбираться. Так что даже если сегодня вообще все отменить — отрицательный эффект уже достигнут. И это в ситуации санкций очень нездорово», — резюмирует эксперт. Б