Духовный примат


68Рубрика | Культура

Текст | Мария Степанова

Фото | Из архива Музыкального театра национального искусства Владимира Назарова

Известный московский музыкальный театр начал новую жизнь.

В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности.

Николай Александрович Бердяев

Частный театр может быть очень даже прибыльным и при этом безгранично талантливым, актуальным, нужным. Однако это все-таки антрепризный театр — малое количество актеров, занятых в спектакле, минимум декораций и реквизита, легкий в передвижении и недорогой. Как правило, организуется артистами «из телевизора».

В Москве уже есть замечательный «Част­ный театр». В нем собрались замечательные актеры с именем. Они много гастролируют и радуют своих зрителей безграничным талантом.

Но 24 сентября в столице открыл свои двери зрителям премьерой мюзикла «Загадка Турандот» совсем иной частный театр. Этот театр ставит масштабные музыкальные спектакли для детей и взрослых с большими декорациями, многообразными костюмами, с этнической и авторской музыкой, с оркестром в роли персонажа спектакля, с зажигательными танцами и голосистыми солистами-многостаночниками — они и музыканты, и певцы, и танцоры, и драматические актеры одновременно. Кто-то скажет, что все это есть в заморских мюзиклах. А вот и нет! В этом театре все актеры еще и музыканты-виртуозы, играющие не только на классических, но и на множестве этнических инструментов разных народов мира.

Этот театр называется «Музыкальный театр национального искусства Владимира Назарова». Да, он совсем недавно носил гордое звание Государственного. Однако пути государственной культурной политики и Театра Назарова разошлись. Государство великодушно отдало в аренду Театру Назарова созданные им спектакли с декорациями и костюмами, а в бывшем здании театра в Олимпийской деревне открывает Филармонию-2, где под акустической «ракушкой» сцены похоронило огромное штанкетное хозяйство из 58 штанкетов, 25-метровые колосники, 25-метровый трюм, громадный сейф для хранения мягких декораций и обширные «карманы» сцены для хранения жестких декораций. 250-метровую сцену превратило в пятачок для оркестра, тем самым лишив великолепный зал его многофункциональности. Теперь обещают там выступления малоизвестных классических музыкантов (известные дорого стоят) и бесплатную автостоянку. А если бы помечтать и представить, что эти многомиллионные вложения бюджетных денег потратить на оборудование зала сценой с множеством превращений, какими обладают лучшие мировые театры, то мы имели бы в центре Новой Москвы действительно многофункциональный зал, а не десятую прокатную площадку филармонии. Но это только мечты!

Музыкальный театр национального ис­кус­ства Владимира Назарова родился исключительно благодаря Владимиру На­за­ро­ву, который всю свою творческую 45-летнюю жизнь занимался многонациональным искусством стран мира. Многократно он тратил бόльшую часть семейного бюджета на покупку музыкальных инструментов и передавал их своим музыкантам, которые с блеском ими овладевали, на изготовление костюмов и декораций. Владимир и его труппа, которая представляла культуру народов СССР во многих странах мира, постоянно искала там этнических музыкантов, перенимала у них приемы игры, изучала традиции и потом преподносила музыкально-театральные зарисовки своим зрителям виртуозно и в увлекательной форме. К 2002 году — году учреждения Государственного театра — Назаров уже воспитал свою молодую труппу из учеников своего курса в Академии Гнесиных, уже имел многочасовую программу этнических мини-спектаклей, свои декорации, костюмы и громадную коллекцию музыкальных инструментов.

Государственный театр прожил 12 лет. Много это или мало? Очень мало! Однако за это время было создано множество больших и маленьких музыкальных спектаклей для детей и взрослых, в которых неизменно звучала этническая музыка наряду с авторской. У всех на слуху такие спектакли, как «Поминальная молитва, или Скрипач на крыше», «Лесная песня», «Ала-ад Дин», «Золушка», «Мать Иисуса», «Письмо Богу», «Братья Карамазовы», «Тень», «Сказка о царе Салтане», «Странствующая под музыку» и др. Многие солисты театра стали лауреатами Национальной российской премии «ОВАЦИЯ» в области музыкального искусства, а сам Владимир Назаров удостоился ее аж пять раз! В 2004 году ему было присвоено звание народного артиста России! Но все это не помешало Министерству культуры лишить театр дома, а Россию — единственного в мире государственного репертуарного театра, пропагандирующего национальные искусства.

Вопреки всему масштабной премьерой мюзикла «Загадка Турандот» в Мос­ков­ском международном доме музыки Вла­ди­мир Назаров со своей семьей открыл свой частный театр.

Однако театр такого масштаба не может выжить на самоокупаемости. А становиться похожим на многочисленные антрепризные проекты было бы очень грустно и неприятно. Поэтому Театру Назарова кровно необходимы инвесторы, спонсоры и меценаты. Театр также может многое предложить спонсорам в качестве их рекламы.

Николай Бердяев, обращаясь к новой власти после 1917 года, говорил:

«Никто из вас внутренне не дорожит культурой, не любит ее интимно, не чувствует ее своей собственной ценностью, своим собственным богатством. Культура творилась людьми чуждого вам духа. Ничто в великих памятниках культуры не вызывает в вас священного трепета. Вы с легкостью готовы разрушить все памятники великих культур, все творческие их ценности во имя утилитарных целей (…). Пора окончательно разоблачить ваше двусмысленное отношение к культуре. Новой культуры вы не можете создать, потому что вообще нельзя создать новой культуры, не имеющей никакой преемственной связи с прошлой культурой, не имеющей никакого предания, не почитающей предков».

Очень хотелось бы, чтобы эта ситуация изменилась. Но, к сожалению, не меняется и сегодня.

Между тем Театр Владимира Назарова занимается именно тем, что налаживает «преемственные связи с прошлой культурой», учит новые поколения «почитать предков». А еще воспитывает толерантное отношение к национальностям, отличным от твоей.

И хочется закончить снова словами Н.А. Бердяева о культуре:

«…Нельзя делать культуру приложением к какому-то существенному, основному делу, чем-то вроде воскресного развлечения. Культуру можно творить лишь тогда, когда она сама считается существенным, основным делом».

Именно Театр является основным делом семьи Владимира Назарова! Б

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте