Помогут, но не деньгами
Рубрика | Законопроекты
Текст | Николай АНИЩЕНКО
Госдума приняла в первом чтении проект закона «О промышленной политике», который призван расширить поддержку промышленных предприятий. Это предполагается сделать преимущественно за счет нефинансовых мер.
Одна из главных новелл, которые предлагает законопроект, — фиксация в российском законодательстве такого инструмента, как инвестиционный контракт. Это договор между государством и инвестором сроком на десять лет, который не требует участия бюджетных средств, но предоставляет бизнесам, входящим на рынок в высокоприоритетных сегментах экономики, ряд существенных льгот.
«Например, предприятие на какое-то время освобождается от налогов с целью того, чтобы развить его производство, и после такого развития оно эти налоги выплачивает», — поясняет суть новой схемы первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике, инвестиционному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов.
По его мнению, на заключение инвестиционного контракта должны иметь возможность претендовать предприятия всех сфер экономики. «Само выделение приоритетов промышленной политики, на мой взгляд, не совсем верно. Поскольку в такой большой стране, как Россия, в мировой державе нужно поддерживать все сектора экономики, — считает депутат. — Господствующая в либеральных кругах идея о том, что надо выделить несколько приоритетных отраслей и их развивать, — эта теория хороша для малых стран — Австрии, Чехии, Словакии, может быть, Польши. Но у всех крупных развитых стран — таких как Япония, Германия, Соединенные Штаты — все отрасли практически функционируют. Россия также должна к этому стремиться».
Депутат отмечает, что сейчас в некоторых отраслях иностранные производители находятся в более комфортных условиях, нежели российские. И потому важно, чтобы в новый закон была введена норма о равных условиях конкуренции между импортными и российскими товарами.
Эксперт с сожалением подчеркивает, что в нынешней редакции законопроекта нет упоминания о Фонде развития промышленности. «Правительство настаивает, чтобы оно решало вопросы поддержки Фонда развития промышленности своими постановлениями. Но мы считаем, что это неверно. И ко второму чтению готовим поправки, с тем чтобы хотя бы в рамочном виде Фонд поддержки промышленности был закреплен в законе», — говорит он.
Меры финансовой поддержки занимают в законопроекте немного места. В основном они касаются субсидий промпредприятиям на участие в выставках, рекламу за рубежом, стимулирование экспорта. По словам парламентария, финансовая поддержка необходима не отраслям, а конкретным проектам, поднимающим экономику страны на более высокий технологический уровень.
Отдельной строкой в документе проходят технопарки и промышленные кластеры, которые в обилии создаются в нашей стране. «Законом закрепляются эти институты экономического развития, которые в последнее время неплохо себя зарекомендовали в России. Их централизованная поддержка определяется как один из инструментов промышленной политики. Она включает в себя меры налоговой, финансовой, таможенно-тарифной поддержки», — уточняет парламентарий.
Он добавляет, однако, что закон «О промышленной политике» не панацея, и одним этим документом проблем промышленности не решить.
«Надо предложить прежде всего макроэкономические условия, комфортные для промышленности. Я имею в виду эффективный курс национальной валюты, налоговую систему, не депрессивную по отношению к ней. Необходимо сдержать рост тарифов естественных монополий, удешевить кредиты, усилить государственную составляющую в инвестициях в экономику. Эти меры в законе содержаться не могут, они находятся в компетенции правительства», — говорит Емельянов. Б