Аукционами не разовьешь
Рубрика | Отрасли
Текст | Николай АНИЩЕНКО
Ожидалось, что введение Россией антисанкций в отношении западного продовольствия подстегнет развитие соответствующих отечественных секторов экономики. Но российские рыбаки, например, остались недовольны как самим введением санкций, так и мерами, которые предпринимает правительство ради упорядочивания отрасли.
По словам председателя Координационного совета «Севрыба», члена Совета по развитию рыбохозяйственного комплекса России Вячеслава Зиланова, с новых условий работы, озвученных летом, ничего в лучшую сторону не изменилось, а «все эти разговоры об импортозамещении — это болтовня для публики».
«Наши санкции непродуманны, их готовили и вводили неквалифицированно. Нам только говорят: занимайте нишу внутри страны. А как с Дальнего Востока довезти до европейской части рыбу? Тарифы (РЖД. — Прим. «БОССа») какими были, такими и остались», — сетует Зиланов.
Эксперт подчеркивает, что из-за введения санкций на сырье и на те позиции, которые Россия самостоятельно производит в ограниченных количествах или не производит вообще, серьезные трудности испытывает переработка.
«Надо было спросить у рыболовного сообщества. Мы бы сказали: введите санкции на готовую продукцию по сельди, по мойве, по тем лососевым, которые мы производим и ловим. Да даже по лососевым — не выращивается у нас такое огромное количество форели и семги, как за рубежом», — говорит собеседник журнала «БОСС».
Поэтому, поясняет он, «это великое слово «импортозамещение» по отношению к рыбе имеет спекулятивно-политическое значение».
Вячеслав Зиланов уверен, что перспектив наращивания добычи в российском рыболовстве нет — из-за того, что вылов ограничивается общедопустимыми уловами. «Наука рекомендует вылов исходя из сохранения ресурсов. И говорить, что мы сегодня нарастим вылов каких-то видов рыб, несерьезно. К примеру, такая картина по лососевым: за какой-то один год мы добыли 500 тыс. тонн, а в этом году будет меньше 400 тыс., даже где-то 350 тыс. тонн. Видите, какие большие колебания происходят. Как можно заместить эту брешь самостоятельно?»
Эксперт уточняет: недавнее присоединение Агентства по рыболовству к Министерству сельского хозяйства и продовольствия не добавляет рыбакам оптимизма, а серьезные реформы отрасли надо начинать с придания отраслевому органу соответствующего статуса. «Сейчас какое-то дохлое агентство по рыболовству присоединили к Минсельхозпроду. Если уж сделали это, то хотя бы так и назовите — Министерство сельского и рыбного хозяйства».
Зиланов отмечает присутствие «группы федеральных чиновников, которые навязывают свое видение развития рыбной промышленности». «И даже не рыбной промышленности: они нашли другое выражение — «рыбохозяйственный комплекс». Какой комплекс рыбохозяйственный в рыночных условиях? — задается он вопросом. — У нас занимаются рыбным хозяйством, как правило, чиновники «московского» разлива, никогда не работавшие на производстве. О чем тут говорить-то можно?»
По словам собеседника журнала «БОСС», «федеральные органы оторваны от таких далеких мест, как Дальний Восток, Приморье, Сахалин». Особенно беспокоят рыбаков последние усилия Федеральной антимонопольной службы, которая «показала своими выступлениями в лице ее главных руководителей, что они вообще не понимают, что такое рыбная промышленность». «Видение у них простое: отобрать у одних рыбные ресурсы и выставить их на аукцион. Почему именно на аукцион? «А это конкурентная среда». Какая конкурентная среда? Это среда, где бал правят деньги, а не рациональное использование ресурсов», — резюмирует эксперт. Б