Босс №11 2014 г.

Не до отдыха

14Рубрика | Взгляд на бизнес

Текст | Михаил ФИЛИППОВ, юрист компании «Налоговик»

Туристическая отрасль вошла в фазу нестабильности и, судя по всему, выйдет из нее не скоро.

Нынешняя ситуация с массовым закрытием туроператоров спровоцирована сразу несколькими причинами. Сказались политическая и экономическая нестабильность в России и за ее пределами. Не менее решающую роль сыграли неэффективное управление и недостаточный контроль над туристической отраслью. Ушедшие с рынка компании просто не смогли справиться со всеми накопившимися проблемами и в результате обанкротились. Впрочем, среди тех, кто громко покинул туррынок, были и фирмы, закрывшиеся из-за своих финансовых махинаций и обмана клиентов.

По оценкам экспертов, даже кризисные 2008–2009 годы принесли туристической сфере меньше проблем, чем нынешний 2014 год, который уже с первого месяца задал устойчивую тенденцию к существенному сокращению спроса на услуги туристических компаний. Значительная часть туристов отложила свои отпуска из-за произошедшего конфликта на Украине и последовавших за ними антироссийских санкций. Возросшее в мире негативное отношение к России и ее гражданам побудило часть туристов сменить заграничный отдых на отечественный. Введенный в этом году запрет военнослужащим и силовикам выезжать на отдых за границу также лишил туроператоров значительной части клиентов. Сыграла свою роль и увеличившаяся популярность самостоятельной организации путешествий.

С одним только снижением спроса туристические компании могли бы еще справиться, но ситуацию усугубило то, что многие из них, ориентируясь при бронировании мест в отелях и самолетах на прошлогодние показатели, крайне плохо спланировали свою деятельность и не предусмотрели возможности резкого изменения поведения потребителей их услуг. При этом уже давно снижающаяся рентабельность всей туристической отрасли не позволила им восполнить полученный финансовый ущерб и образовавшийся кассовый разрыв. И даже активная продажа «горящих» путевок не помогла возместить потери. Проблемы российской экономики с ослаблением рубля, ростом инфляции и цен лишь увеличили убытки туроператоров. Все это в совокупности с многолетним демпингом и высокой конкуренцией на рынке исчерпало запас финансовой прочности компаний, что и привело к банкротству первых из них. Это запустило цепную реакцию для других участников рынка, поскольку среди туристов началась паника, и они стали чаще отказываться от туров или затягивать с их оплатой.

Среди внезапно закрывшихся туристических компаний оказалось и много недобросовестных игроков. Кто-то из них пошел на преднамеренное банкротство, чтобы не расплачиваться с кредиторами, кто-то закрылся после продажи фиктивных путевок, собрав с обманутых туристов деньги за несуществующие туры. Сюда можно отнести и тех, кто продавал путевки, не имея договора страхования, и тех, кто использовал турбизнес для отмывания доходов и создания видимости деятельности. Нарушители решили закрыться, испугавшись, что из-за проблем в отрасли контролирующие органы начнут более пристально следить за оставшимися компаниями, и поэтому предпочли добровольно уйти, пока их махинации не обнаружили. Все это, конечно, ухудшило статистику туристической отрасли в этом году.

На наш взгляд, нестабильное состояние в туристической индустии, скорее всего, продлится до середины 2015 года. Если к этому моменту ситуация в стране усложнится, то проблемы туроператоров могут затянуться на весь следующий год. Пролонгировать нестабильную ситуацию на туррынке на 2016 год способны и законодательные изменения в данной сфере. В случае выполнения обещаний властей о законодательной реформе еще как минимум несколько сотен туристических компаний постепенно покинут рынок в 2016 году. Стоит ожидать, что за этим последует глобальная «чистка» туристической отрасли. В итоге порядка 20–25% туристических компаний прекратят свое существование. Среди ушедших в основном будут финансово неустойчивые организации и нечестные игроки.

Все это приведет к структурным изменениям в туристической индустрии. Вероятно, поменяется контроль над ней со стороны государства: он станет более жестким и более ориентированным на защиту прав и интересов потребителей. Можно ожидать также повышения цен на большинство туристических услуг и появления новых турпродуктов. Б

 

 

ФИЛИППОВ Михаил Юрьевич, руководитель практики по сопровождению бизнеса компании «Налоговик».

Член Экспертного совета по налоговой политике при уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве.

Михаил Филиппов более десяти лет проработал в подразделениях по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями МВД России.

В компании «Налоговик» специализируется на следующих направлениях:
– сопровождение бизнеса при проверках налоговыми, таможенными органами;
– налоговая оптимизация, аудит налоговых рисков;
– защита бизнеса от недружественного поглощения;
– сопровождение внешнеэкономической деятельности предприятий.

Принимал участие в разработке комплексных систем информационной безопасности крупных организаций, работающих по государственным и муниципальным контрактам, а также предприятий — участников ВЭД.

Регулярно приглашается в качестве эксперта в ведущие федеральные СМИ, является постоянным автором колонки на радиостанции «Столица ФМ».