Наталия ХОЛЬЦМЮЛЛЕР: когда я вижу счастливые лица гостей бала, все трудности забываются

72Рубрика | Проект

Текст | Юрий Кузьмин

Фото | Йозеф Дюрпор

Русский бал в Вене — первый и единственный русский бал в Австрии, входящий в десятку самых престижных и элегантных балов европейской бальной столицы. Зимой 2015 года это красочное событие, ставшее одним из символов русской культуры за рубежом, состоится в девятый раз. О том, как родилась идея этого проекта и как он развивался, рассказывает устроительница Русского бала в Вене и вдохновительница благотворительного проекта «Лики России» Наталия Хольцмюллер.

— Наталия, вы уже больше 20 лет живете в Вене, и тем не менее в значительной степени ваша жизнь и сейчас связана с Россией, российской культурой. Что в этом главное — деловой интерес, или привязанность к Родине, или же, может быть, что-то иное?

— Моя сегодняшняя жизнь определяется осью «Вена — Москва — Петербург», и эти три города основные в моей судьбе. В Петербурге я родилась, окончила консерваторию как пианистка, написала свои первые статьи, которые были опубликованы в газетах, встретила человека, за которого вышла замуж. Петербург для меня — это счастливое детство и счастливая юность, начало моей профессиональной жизни.

Так сложилось, что после окончания консерватории я не попала в аспирантуру, хотя как одна из двух выбранных со всего курса получила рекомендацию, то есть своего рода гарант для поступления. После короткого интермеццо в качестве концертмейстера в тогдашнем Институте театра, музыки и кинематографии стала работать гидом-переводчиком в Интерклубе моряков, где кроме немецкого языка, которым я хорошо владела, выучила французский, английский, итальянский и польский, что впоследствии мне очень пригодилось.

В связи с замужеством я уехала в Мос­кву. Мой тогдашний муж был переведен из обкома партии в ЦК КПСС. Стала работать в ВААПе (Всесоюзном агентстве по авторским правам), а затем по поручению этого агентства основала международный журнал «Музыка в СССР», который успешно возглавляла до отъезда в Австрию в начале 1991 года.

Мой отъезд был обусловлен чисто личными мотивами: развод, проблема с обменом квартиры и, главное, полная безысходность в стране. Я бежала от негатива, который источали тогда и люди, и страна, а также потому, что один из этапов моей жизни, похоже, завершился. У меня не было ни перед кем обязательств, и ничто не удерживало меня в России. Сев в самолет, я сказала себе, вспомнив Булгакова: «Маргарита, ты — свободна!».

К счастью, жизнь моя в Австрии быстро наладилась. Помогли, безусловно, знание языка и мой природный оптимизм. О России не скучала — в то время она осталась в прошлом. Впервые полетела туда спустя шесть лет с моим нынешним австрийским мужем, захотевшим посмотреть великую страну, которая его всегда интересовала. Потом стала ездить в Россию по делам, и теперь не могу даже представить себе, что эти частые поездки могли бы прекратиться. Россия была и остается моей Родиной, и мне отрадно наблюдать, как она расцветает.

— Вы музыкант по профессии. Идея вашего Русского бала подсказана именно принадлежностью к миру музыки?

— Скорее, моей любовью к танцам и веселью. Я люблю состояние праздника, который, правда, вопреки Хемингуэю не всегда с тобой, и люблю дарить радость другим. Быть устроителем Русского бала в моих обстоятельствах, то есть без стабильной финансовой помощи от кого бы то ни было, — это подобно полету под куполом цирка без страховки. Однако, к счастью, все получается. Конечно, не без помощи тех, кто верит в меня и в мои проекты. И, когда я вижу счастливые лица гостей бала, слышу слова искренней благодарности за испытанное чувство счастья, все трудности забываются, и я опять готова начать все сначала.

— Как известно, ваш бал — не единственный Венский бал, ориентированный на Россию. В чем особенности вашего бала и его отличие от других?

— Наш бал, состоявшийся 12 января 2007 года, был первым Русским балом в Вене. К сожалению, путаница с понятиями в названии продолжается до сих пор. Мой бал проходит в Вене, но является именно Русским балом, что и стало основной причиной его создания. В бальной столице Европы, Вене, за сезон, который длится с Нового года до Великого поста, проходит более 350 балов, но только один из них называется Русским. Кстати, первый же Русский бал получил в бальном рейтинге шестое место. С 2008 года Русские балы проводятся в венском Хофбурге и входят в число традиционных балов бывшей кайзеровской резиденции, что также является своеобразным отличием. Русский бал, по мнению журналистов, стал одним из символов русской культуры за рубежом, он причисляется к десяти самым блестящим балам, организуемым в столице Австрии.

— Расскажите о вашем благотворительном проекте «Лики России» в целом и о музыкальных суаре в частности.

— Благотворительный проект «Лики России» возник в 2011 году. Мне было важно расширить сферу своей деятельности и сплотить людей на основе интереса к России, к ее истории и культуре. Русские дворянские и придворные балы, как правило, были благотворительными, и мне хотелось следовать этой традиции. На первом балу мы поддержали Международный балетный конкурс в Вене, на втором — ветеранов сцены Австрии, а затем взяли шефство над Мировским детским домом в Воронежской области. В последнее время в России охотно берут детей-сирот в опеку, что, думаю, надо приветствовать, если все происходит так, как должно происходить. Вот и наших детей «разобрали», и теперь мы поддерживаем Первую музыкальную школу имени Спендиарова в Ялте. Я решила помогать тем, кто связан с культурой и искусством, потому что по собственному опыту знаю, как нелегко им приходится.

Идею благотворительности мы воплощаем на балах и на суаре, которые проводим три раза в год. Суаре, как известно, — форма светского мероприятия, предполагающая наличие художественных выступлений и сопровождаемая угощениями в той или иной форме, то есть своего рода салон, который, как и балы, являлся до революции неотъемлемой частью жизни определенного слоя общества. Хотелось вернуть эту прекрасную традицию и предложить людям разных национальностей и различных профессий возможность не только приятно провести время, но и установить полезные и интересные контакты.

— В прошлом вы были главным редактором журнала «Музыка в СССР». С этим ли связано то, что вы и за границей занимаетесь журналом Art & Business? Каким темам посвящен этот журнал?

— С самого раннего детства я хотела стать писательницей и практически осуществила свою мечту. Для основанного мной журнала «Музыка в СССР» написала бесчисленное количество материалов, статьи мои печатались и в других изданиях. Я стала автором в том числе книги о Владимире Ивановиче Федосееве и по просьбе Тихона Николаевича Хренникова одной из первых написала статью о тогда еще молодом, начинающем дирижере Валерии Гергиеве. С гордостью носила звание члена Союза журналистов СССР. Так что крылатое выражение «ни дня без строчки» могу отнести и к себе.

Журнал Art & Business — часть проекта «Лики России», задача которого совпадает с задачами проекта в целом. Публикации в журнале рассказывают о наших собственных мероприятиях, о выдающихся артистах и музыкантах и о новых именах, о значительных музыкальных событиях и представляют мир бизнеса во всей его многогранности. В соответствии с названием мы стараемся подчеркнуть связь между сферой искусства и деловыми людьми.

— Расскажите немного о членах вашего попечительского совета. Какую помощь они вам оказывают?

— Я благодарна каждому члену нашего попечительского совета, возглавляемого известным европейским политиком Эрхардом Бусеком, поскольку каждый из них старается в меру возможностей оказать мне поддержку.

Замечательный русский художник Иван Глазунов создал символ бала — Жар-птицу, Андреас Рат, совладелец фирмы Lobmeyr, основанной в 1823 году и бывшей в свое время поставщиком австрийского императорского двора, поддерживает меня с первого Русского бала и каждый год предоставляет для награждения кубок «Жар-птица», который мы вручаем за достижения в области пропаганды русского искусства за рубежом.

Профессор Сергей Юрьев, великолепный юрист, всегда готов дать высококвалифицированную консультацию. Он также участвует в финансировании издания журнала Art & Business.

С Ларисой Гергиевой меня связывают и дружеские, и деловые отношения. Мы осуществили с ней несколько совместных проектов.

Для меня большая честь, что в попечительский совет входят такие выдающиеся личности, как певец Владимир Атлантов и танцовщик, нынешний художественный консультант знаменитого Tokyo Ballet Владимир Малахов.

— С какими российскими деятелями культуры и искусства вы поддерживаете наиболее тесные и плодотворные отношения?

— Ни Русский бал, ни его развитие и возникновение проекта «Лики России» не могли бы состояться без поддержки выдающегося музыканта и уникальной личности Валерия Гергиева. Ввиду его огромной занятости нам в последнее время почти не удается общаться, но он один из самых главных людей в моей жизни.

Судьба подарила мне счастье встречи и теперь уже многолетнего общения с кумиром моей юности Василием Лановым, который как истинный рыцарь встает на мою защиту в самых сложных ситуациях, связанных с таким непростым проектом, как «Русский бал». Для меня Лановой — воплощение ума, чести и совести нашей эпохи, если вспомнить бытовавший когда-то лозунг компартии, пафос которого вполне применим к этому потрясающему артисту и человеку.

— Кто ваши партнеры?

— Три первых Русских бала были проведены исключительно с артистами Ма­ри­ин­ского театра — мы представили и певцов, и балет, и прославленный оркестр. В последующих балах участвовали в том числе артисты Театра комедии имени Акимова из Петербурга, Московской оперетты, Камерной оперы и Большого театра России. Я сотрудничаю с венским оркестром Die Klangvereinigung, и, конечно, у меня есть команда, в которую входят художники по свету, флористы и те, кто заботится о плотских удовольствиях, то есть сотрудники кейтеринга. Мне помогают венские предприниматели, в частности коммерческий советник Али Рахими, член попечительского совета Русского бала, оппозиционная австрийская Партия Свободных, разделяющая политическую линию России, а также Посольство РФ в Австрии, Российский центр науки и культуры и особенно Торговое представительство РФ в Австрии и его руководитель профессор Юрий Стеценко.

— Ваш Русский бал — это больше коммерческий или благотворительный проект?

— Многие склонны считать его коммерческим, поскольку участие в нем платное. Однако для каждого, кто хоть немного разбирается в «бальном бизнесе», ясно, что без значительных инвестиций со стороны, даже продавая билеты, окупить столь затратный проект, каким является Русский бал, невозможно. Проект существует и развивается только благодаря моей уверенности в том, что он нужен, а также природной способности убеждать в этом достойных людей.

— Предстоящий девятый Русский бал называется «Образы». Что вы вкладываете в это понятие? Почему именно сейчас, на ваш взгляд, эта тема актуальна?

— Как каждый Русский бал, предстоящий несет в себе некую аллюзию. Мы готовим его совместно с Московской государственной консерваторией имени Чайковского, и лейтмотивом его будут образы балов из классической русской литературы, в том числе из «Евгения Онегина» Пушкина и из эпопеи Толстого «Война и мир». Это даст нам возможность представить шедевры русской культуры и русские бальные традиции, что, на мой взгляд, сейчас особенно важно, поскольку из-за информационной войны имидж России серьезно пострадал, и наш долг состоит в том, чтобы вернуть ему былую славу. Б

 

 

Девятый Русский бал состоится 5 февраля 2015 года.

Это первый и единственный русский бал в Австрии, входящий в десятку самых престижных и элегантных балов европейской бальной столицы — Вены.В историческом зале церемоний, самом элегантном зале дворца Хофбург, открытом в своем нынешнем виде к Венскому конгрессу 1814–1815 годов, есть возможность зарезервировать один из двадцати столиков на десять человек либо места за столиками.

Билеты можно заказать как через официальный сайт www.russianball.info, так и непосредственно у устроителей бала.

Контактная информация:
Наталия Хольцмюллер (Австрия): + 43 676 701 91 37; nat.h@utanet.at
Светлана Чаплыгина (Россия): + 7 916 168 12 04; russianball@bk.ru