Босс №11 2014 г.

Дальний Восток отправят на опережение

28Рубрика | Главная тема

Текст | Екатерина БАЛАЕВА

На Дальнем Востоке начато осуществление масштабных программ развития, которые призваны превратить регион из сырьевого придатка в мощный промышленный центр. Для этого власти готовы на налоговые послабления и триллионные вливания. При этом они ожидают еще большего от инвесторов. Для повышения инвестиционной привлекательности Дальневосточному федеральному округу будут предоставлены особые условия хозяйствования, а некоторые районы станут территориями опережающего развития.

Работа над ресурсами

В программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» ставится задача перейти от простой добычи и продажи ресурсов к их комплексной переработке и производству более сложных товаров. Как отмечают экономисты, такая задача актуальна для всей России.

В частности планируется освоить глубокую переработку древесины. На сегодняшний день с каждого кубометра древесины регион получает менее $100, тогда как зарубежные регионы, богатые древесиной, — примерно в пять раз больше. Власти считают, что на Дальнем Востоке возможно наладить производство бумаги, картона, целлюлозы и других изделий, а не только продавать необработанный «кругляк».

Кроме того, необходимо начать переработку углеводородных ресурсов. Правительство задалось целью построить ряд перерабатывающих мощностей, ориентированных на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. По прогнозу Министерства по развитию Дальнего Востока, добыча нефти в ближайшие годы останется примерно на том же уровне, однако уровень ее переработки увеличится на 20%. В рамках развития нефтегазового комплекса до 2017 года принято решение создать около 17 тыс. высококвалифицированных рабочих мест и еще более 30 тыс. мест на сопряженных с ними предприятиях.

На формирование ядра будущего дальневосточного нефте-, газохимического кластера планируется привлечь из внебюджетных источников более 2 трлн руб­лей. В частности речь идет о формировании нефтехимического комплекса в Партизанском городском округе При­мор­ского края. Этот проект будет осуществлять Восточная нефтехимическая компания, объем инвестиций составит 400 млрд рублей.

Ожидается появление газоперерабатывающего, гелиевого и газохимического заводов в Белогорске (Амурская область). Необходимый объем инвестиций — более 600 млрд рублей. Примерно такая же сумма потребуется на строительство завода СПГ (сжиженного природного газа, который поставляется цистернами) в районе Владивостока. На создание Ванинского НПЗ в Хабаровском крае предполагается затратить свыше 300 млрд рублей.

Также запланировано строительство газопроводной системы «Якутск — Ха­ба­ровск — Владивосток», стоимость работ составляет более 750 млрд рублей.

Пре­ду­смо­трена программа по добыче драгоценных металлов, программа по развитию горнорудного кластера, которая позволит наладить добычу железных и титановых руд в Амурской и в Еврейской областях.

Некоторые проекты уже запущены: начато строительство завода по сжижению газа и нефтехимического завода в На­ход­ке. Кроме того, появится На­ход­кин­ский завод минеральных удобрений, для запуска которого потребуется около 200 млрд рублей.

Наконец, на Дальнем Востоке будут построены дополнительные предприятия по производству продовольствия. Как известно, регион добывает почти две трети всех биоресурсов России, при этом с их переработкой также существуют проблемы.

К созданию перерабатывающих предприятий в сельскохозяйственном секторе привлекут зарубежных партнеров, например Израиль. В частности сейчас внедряются технологии по переработке сои в Еврейской автономной области. Наличие кормовой базы позволило сформировать сельскохозяйственный кластер, включающий не только растениеводство, но и животноводство. Планируется наладить мясоперерабатывающее производство с помощью крупных российских компаний. Разумеется, необходимо организовать более глубокую переработку рыбной продукции, которая является одним из важнейших ресурсов Дальнего Востока.

По данным экспертов, из-за неэффективного использования ресурсов регион недополучает около 300 млрд рублей в год, более глубокая переработка позволит уменьшить эту печальную цифру.

 

Железные и автомобильные дороги

Ни один регион невозможно поднять без масштабного строительства дорог. Поэтому основным направлением программы развития Дальнего Востока станет улучшение транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день намечено четыре проекта по строительству железных дорог. Первый из них — модернизация Транссиба, которая призвана увеличить грузопоток с нынешних 100 млн т. Второй — развитие БАМа и создание БАМа-2. Планируется построить новый Кузнецовский тоннель, в результате чего общая мощность магистрали возрастет примерно до 20 млн т.

Третий амбициозный проект — строительство Транскорейской магистрали. В июле этого года состоялось открытие перегрузочного терминала в порту Рад­жин (узловая железнодорожная станция в Северной Корее), завершившее пилотную часть проекта по реконструкции Транскорейской магистрали.

Наконец, необходимо соединить с материком Сахалин, поскольку там располагается незамерзающий порт. Постоянная связь Сахалина с материком поможет решить ряд логистических проблем. Кроме того, запланировано строительство тоннеля или мостового перехода для автомобильного сообщения с островом. Подобный проект уже осуществлен в районе Хабаровска. Там построен мост стоимостью $800 млн.

Готовы дороги Чита — Хабаровск, Ха­ба­ровск — Владивосток и дороги, которые должны идти через Якутию на Чукотку, — «Колыма», «Лена» и другие.

 

Госинвестиции и ТОРы

Осуществление столь масштабных проектов невозможно без привлечения инвестиций. Предварительно их рост составит около 350%, то есть объем вложенных инвесторами средств возрастет в 3,5 раза.

Разумеется, первым инвестором должно стать государство. На реализацию программы из федерального бюджета будет выделено 3,7 трлн рублей на 11 лет. Ежегодно станет инвестироваться свыше 300 млрд рублей. При этом власти надеются, что внебюджетные инвестиции увеличатся в 5 раз и за 11 лет составят 12 трлн рублей.

Чтобы задействовать такие солидные средства, необходимо пресловутое повышение инвестиционной привлекательности. Для этого в программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» описаны особые условия хозяйствования в регионе. Предполагается, что они позволят повысить уровень доходности предприятий с 12 до 30%. При этом стоимость кредитов планируется приблизить к западным стандартам, понизив ее до 6% с нынешних 17. Правительство намерено предложить и облегченные условия для создания и оформления новых компаний.

Особые условия хозяйствования коснутся и налоговой сферы: возможна полная отмена налога на прибыль (который сейчас составляет 18%), а также налога на имущество и на землю. Также предлагается дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Сумма налога будет варьироваться в зависимости от наличия инфраструктуры.

Кроме того, в этом году принят закон о территориях опережающего развития, который предоставляет инвесторам, размещающим производства в ТОР, целый ряд льгот. В частности льготы по обязательному страхованию, налогам на прибыль и имущество, льготные условия подключения к инфраструктуре и прохождения таможенных процедур.

Летом этого года выбраны 14 площадок для территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. Эти площадки отличаются наиболее развитой инфраструктурой. Первым ТОРом станет проект промышленного парка в Надеждинском районе Приморья. Надеждинский промышленный парк задумывался как масштабная производственно-логистическая площадка, в которую планируется включить перегрузочный комплекс, зоны транспортных операций и контейнерные терминалы. Его инфраструктура будет полностью готова к 2017 году.

Министр России по развитию Дальнего Востока Александр Галушка отметил, что главное при создании первых ТОРов — «обязательный опыт успеха», поскольку основная цель министерства — формирование не отдельных зон, а целой сети ТОРов в регионе.

Как отмечают эксперты, особые экономические условия и масштабные госинвестиции действительно станут способствовать ускорению роста ВРП Дальнего Востока. Однако существуют сомнения по поводу того, что вслед за государственными инвестициями в регион строевым шагом придут российские и зарубежные инвесторы. «Для этого в регионе и в стране в целом необходимы появление прозрачных правил игры, четкая законодательная база, инвесторы должны доверять местным властям», — отмечает аналитик ИК БКC Денис Мухин.

К тому же экономист не уверен в том, что осуществятся планы по снижению стоимости кредитов до 6% годовых: «По­доб­ные заявления финансовые власти делали и ранее, безотносительно Дальнего Востока, но банки так и не стали выдавать предприятиям дешевые кредиты, ограничившись лишь кредитованием ряда крупных предприятий, близких к государству. Если так произойдет и в этот раз, то все масштабные планы, скорее всего, останутся на бумаге или отложатся до 2050 года». Б

 

 

МНЕНИЯ БОССОВ:

Антон БЕЛОВ, заместитель директора теплового отдела компании «Данфосс»:

Программа хорошая и крайне востребована, но встает вопрос практического исполнения. Иными словами, главное, как обычно, в деталях. Очень хочется надеяться, что в результате этой программы страна не покроется современными хрущевками, которые сейчас тянут на дно все ЖКХ России. Поскольку низкий уровень комфортности проживания в них «удачно» соседствует с высочайшим уровнем потерь энергоресурсов (тепла, воды, электроэнергии). Современный опыт показывает: на том объеме ресурсов, который подчас потребляет хрущевка, вполне может существовать новый дом, в два-три раза больший!

Возведение доступного жилья нельзя вести с пренебрежением к применению энергоэффективного и энергосберегающего оборудования, что превращает дом в пресловутую хрущевку. Строительство доступного, как любого другого жилья, надо начинать с подготовки инженерной инфраструктуры.

Чтобы избежать попыток удешевления строительства, достаточно прописать в программе, что возводимое жилье обязательно должно соответствовать всем нормативам в части энергосбережения. Тогда это будет весьма вдохновляющий пример удачного реформирования ЖКХ и внедрения новых технологий в строительство, и, что самое важное, появятся счастливые молодые семьи, получившие свою первую, красивую и современную квартиру!

 

Иван БИРЮКОВ, директор по развитию, руководитель блока программ по развитию социального бизнеса Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher:

Нелегко оценить перспективы этой программы до того, как будут разработаны и утверждены все ее параметры. Тем не менее, исходя из опыта реализации аналогичных программ в новой России, традиционными методами сделать жилье доступным для большинства россиян достаточно сложно. Думаю, новую программу стоило бы разрабатывать с учетом в том числе советского опыта. Я имею в виду молодежные жилищные кооперативы, когда молодые люди, чаще семейные, фактически сами строили собственное жилье. Они пробивали по разным ведомствам место для застройки и самостоятельно занимались проектировкой будущего дома, закупкой материалов и непосредственно строительством. С переходом на рыночные отношения эта система отмерла. Если появится шанс предусмотреть такого рода систему в рамках новой программы, это может дать серьезный импульс для ее развития в целом. Кстати говоря, подобная практика довольно успешно существует во многих странах мира. В России кооперативные формы взаимодействия постепенно набирают обороты, особенно когда речь идет об объединениях ради решения каких-то социальных проблем. Вопросы о статусе, возможностях и обязанностях, а также ответственности таких объединений сугубо правовые, но преодолимые. Важным моментом здесь мне видится предоставление доступа таких кооперативов к инфраструктуре по всем требованиям, а также обеспечение будущих жилых кварталов социальными объектами — детскими садами, школами, досуговыми центрами и т.п. Как раз сейчас Агентство стратегических инициатив совместно с заинтересованными ведомствами заканчивает работу над дорожной картой «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», которая должна будет снять большинство подобных вопросов. Следовательно, физические лица получили бы шанс реализовывать целые кластерные проекты. Другими словами, в этой сфере существует большой потенциал развития. Реализация сценария жилищных кооперативов позволит наглядно продемонстрировать роль социально ориентированных некоммерческих организаций и в первую очередь социальных предпринимателей в решении действительно насущных проблем общества.

 

Станислав ОРЕХОВ, дизайнер, руководитель Школы дизайна www.d-e-s-i-g-n.ru:

Новая государственная программа, безусловно, важный шаг в социальной политике России. Согласно ей, в целом по стране к 2016 году нужно преодолеть отметку в 75 млн кв.м жилья. Реализация программы будет достигаться за счет строительства эконом-жилья и формирования специальных ипотечных условий для молодых семей.

Однако здесь новоселы могут столкнуться с непредвиденными трудностями, с которыми мы знакомы не понаслышке. Нашу студию, занимающуюся дизайн-проектированием в сегментах «эконом +» и «бизнес», очень часто касаются проблемы, возникающие у клиентов, покупающих или получающих квартиры в строящемся жилье или новостройках. Расскажу подробнее о наиболее распространенных.

Конечно, самая острая проблема при покупке квартиры в строящемся доме — просрочка сдачи жилья и задержка получения прав собственности. Часто заселение дома начинается позднее, чем обещают строители. А это дополнительные расходы жильцов, которые продолжают арендовать квартиры, имеют дело с повышением закупочных цен на строительные материалы и многим другим.

Во-вторых, перед нами нередко встает необходимость перепланировок недавно сданных квартир. Осуществить их можно лишь в случае получения собственности хозяевами жилья. Право собственности на квартиру в строящемся доме возникает только после государственной регистрации договора о передаче жилой площади. А этот процесс, к сожалению, иногда затягивается на долгие годы.

Проблемой новых домов является и качество сданного жилья. Полы в таких квартирах неровные, бракованные стены — между штукатуркой и кирпичной основой пустоты. В некоторых квартирах наблюдаются сложности с вентиляцией, кровлей, звукоизоляцией. Стоимость исправлений подобного рода браков порой обходится жильцу в суммы от $2 до 10 тыс., что значительно увеличивает расходы и сроки на ремонт. В среднем стоимость ремонта под ключ новой квартиры встает в сумму не менее 1 млн рублей.

Еще один нюанс — это то, что зачастую квартиры сдают с муниципальным дизайном: стандартными обоями, линолеумом, низкокачественными отделочными материалами и сантехникой. Планировка квартир таких эконом-вариантов также далека от идеала и не учитывает современные требования жизни. Здесь стоит обратить внимание на европейский опыт, когда новые квартиры сдаются уже с современным дизайном и качественными отделочными материалами, в которых с самого начала комфортно жить. Это позволит новоселам сразу же переехать в новый дом, а не тратить еще полгода на ремонт.

Поэтому только в случае качественного строительства и соблюдения сроков сдачи жилья государственная программа может считаться успешно реализованной.

 

Ольга МАТЮГОВА, финансовый директор ООО «Феникс Групп» (девелопер поселка American Dream):

В идеале каждой семье необходимо иметь собственное жилье, но приобрести его достаточно сложно, и далеко не каждая молодая семья в силах быстро решить этот вопрос. К счастью, существует множество программ, которые предлагают банки, а также есть государственная поддержка, например национальный проект «Молодой семье — доступное жилье–2014». Он предусматривает оказание бюджетной помощи в покупке жилья молодым семьям, нуждающимся в жилье или в улучшении жилищных условий. Им предоставляются бюджетные субсидии на приобретение жилья. Государство может оплатить часть покупки (строительства) жилого помещения или погасить первый взнос при получении ипотечного кредита. Программа «Молодая семья» имеет обусловленные объективными причинами минусы, работа над которыми продолжается на государственном уровне, но сама идея и активное обсуждение этого вопроса на всех уровнях, безусловно, очень актуально, значимо и должно привести к положительным результатам. На наш взгляд, молодым семьям обязательно следует обратить внимание на квартиры и дома в Подмосковье, поскольку свежий воздух очень важен для детей и будущих мам, а наличие хороших детских садов, школ и полной городской инфраструктуры поблизости позволяет не только вести здоровый образ жизни, но и столь же насыщенный.

 

Александр УДОДОВ, частный инвестор, президент НП «Содействие»:

Жилищные программы как основной элемент поддержки населения не теряют свою актуальность. Поддержка молодых специалистов, молодых семей — это, безусловно, перспективное направление. Улучшение жилищных условий этой части населения — главное условие повышения общего показателя качества жизни россиян и улучшения общей экономической ситуации в регионе. И конечно, ответственность за развитие такого рода программ ложится на плечи городской администрации. В столичном регионе подобные программы реализуются из года в год.

 

Александр ФИЛИМОНОВ, младший партнер Artisan Group Public Relations:

К сожалению, все разговоры о мерах обеспечения доступного жилья в России болезненно напоминают разговоры в пользу бедных: при существующем укладе в строительной отрасли добиться адекватной себестоимости квадратного метра и уж тем более его доступности фактически невозможно. Строительная отрасль как в Москве, так и в других городах, что бы ни говорили застройщики и девелоперы, одна из самых коррумпированных в российской экономике. Строительство бюджетного жилья — это в первую очередь земля. Самые лучшие для строительства (и для развития последующей инфраструктуры) части городов отдаются тем, кто заплатит больше и чьи связи в отрасли лучше. Для того чтобы инициировать строительство жилого дома в Москве, необходимо 232 подписи — просто так их не собрать. Все упирается в деньги и связи, которые нужно как-то отбивать, поэтому на таких участках с конца 90-х строилось, строится сейчас и будет строиться элитное жилье. Зачем в России столько элитного жилья, понять трудно: оно доступно от 2 до 7% населения. На жилье экономкласса остаются менее привлекательные участки, где строительные работы дороже. Яркий пример в данном случае — Новая Москва. Между Коммунаркой и Ватутинками — «чисто поле»: ни энергии, ни коммуникаций там нет, и подключить их по большому счету не к чему — инфраструктуру нужно строить с нуля. В итоге фактически все участки от МКАД до Коммунарки уже проданы, Ватутинки обстроены кругом, а между ними ничего нет.

До сих пор неважно отлаженные рабочие процессы в строительстве дополнительно удорожают конечную стоимость жилья. Качество жилья экономкласса (как, положа руку на сердце, и элитного) далеко от идеала. Современные строительные материалы и техника многого не изменили: косые углы и кривые полы никуда не делись. К тому же нередко от девелоперов помимо собственно возведения бюджетного жилья требуют и развития инфраструктуры, что также входит в стоимость конечного продукта. В итоге мы получаем себестоимость квадратного метра в районе 50–60 тыс. рублей в лучшем случае. Вместе с тем при более грамотной оптимизации затрат — и с точки зрения самого девелопера или застройщика, и с точки зрения власти, которая не должна бы облагать «данью» такое жилье, — она не может превышать 30 тысяч.

Но и такие цены для большинства все равно неподъемны. В США жилищный вопрос решили дешевой ипотекой в 2% годовых. В Европе, где стройки днем с огнем не сыщешь, этот механизм более-менее хорошо работал до 2008 года (хотя и в Англии, и во Франции время от времени случались очень неприятные вещи, причем именно в сегменте недорогого жилья). В России же ставки по ипотеке меньше 10% нет и, скорее всего, в обозримом будущем не возникнет, хотя бы потому, что недорогие целевые финансовые ресурсы банкам ЦБ давать отказывается. При существующих ценах на жилье и процентных ставках для средней семьи покупка небольшой двушки в Новой Москве обойдется в лучшем случае в $2,5 тыс. в месяц в течение 20 лет — и это при том, что в новой квартире нужно сделать ремонт, да и жить на что-то надо. Инфляционные ожидания, подстегиваемые ростом доллара и евро, ухудшаются с каждым днем.

Предположим, смогли власти самостоятельно решить проблему инфраструктуры, а застройщики снизили свою маржу и выстроили рабочие процессы — теперь себестоимость достигает 30 тыс. рублей максимум. Банкам выдали ресурсы и обязали не превышать 2% годовых. Жилищные вопросы будут сняты, если одновременно закрепить возможный коридор стоимости квадратного метра и ввести жесткие ограничения на покупку одним лицом нескольких квартир (как это было в Советском Союзе), иначе цены немедленно взлетят, и никакое госрегулирование их не удержит. Это убьет риелторство как отрасль, но жилье станет доступным. Единственная сложность здесь — приток западных инвесторов, которые снова могут сделать его недоступным, покупая в качестве инвестиций и занимаясь перепродажей.