Симптомы ненадежности
Рубрика | Взгляд на бизнес
Текст | Павел ИВЧЕНКОВ
Расчистка банковского сектора продолжается. Юридическим лицам, клиентам банков, у которых ЦБ отозвал лицензию, такая ситуация доставляет немало неудобств. Можно ли ее избежать?
Полностью обезопасить себя от отзыва у банка лицензии нереально, но можно принять меры, чтобы не попасть в такую ситуацию. Для этого, во-первых, лучше выбирать для сотрудничества крупный банк, давно существующий на рынке. При этом следует учесть, что у банков с госучастием очень небольшие шансы попасть под массовый отзыв лицензий, поэтому их и стоит использовать для работы. Во-вторых, важно знать, на что обращать внимание при выборе банка и какие признаки могут быть тревожными сигналами о проблемах банка и возможном отзыве у него лицензии в скором будущем.
Среди тревожных признаков можно назвать падение спроса на депозиты банка и повышение ставок по депозитам. Это не явный признак и не свидетельство того, что банк скоро закроют, но о некоторых проблемах банка он говорит, особенно если есть и другие признаки или это происходит регулярно на протяжении уже длительного времени. Неожиданное и резкое повышение ставок по депозитам используется банками для привлечения новых клиентов, увеличения существующих в обороте средств и повышения ликвидности, что необходимо банку для оплаты его долгов.
Падение спроса на депозиты, а также учащение случаев закрытия депозитов клиентами банка приводит к массовому выводу капитала из него. Это может говорить о финансовых проблемах банка и их усугублении на фоне вывода капитала.
О проблемах в банке говорит и ограничение проводимых клиентами денежных операций. Это появление новых лимитов, например лимита на дневное снятие средств или на суточный объем операций. Если раньше таких ограничений не было, а теперь они появились и их никак не объясняют в банке или объясняют общими фразами, то это свидетельствует о трудностях банка, которые могут оказаться временными, а могут закончиться и отзывом лицензии.
Тревожный признак и плохие новости о банке в СМИ и Интернете, например информация о сорванных сделках, проводимых регулирующими органами частых проверках, судебных тяжбах (особенно громких и связанных с высокими претензиями). Также стоит обращать внимание на отзывы клиентов банка о том, не ухудшились ли условия сотрудничества, не участились ли случаи замораживания банком счетов и карточек для проведения проверок самим банком, не стал ли банк навязывать больше комиссий, чем раньше.
Следует отслеживать, нет ли у выбранного банка споров с Центральным банком РФ. Например, не было ли со стороны Центробанка обвинений в плохой работе, мошенничестве и т.п. Если имелись, то к этому банку станут пристально присматриваться контролирующие органы, что может затруднять его работу. Подобное произошло с Мастер-банком.
Уменьшение количества банкоматов банка и проблемы с банком в платежных терминалах или электронных платежных системах также могут свидетельствовать о наличии у банка трудностей. Плохим признаком является понижение рейтинга кредитной организации. Если рейтинговые агентства, а особенно международные, например Fitch, Moody’s, S&P, понижают рейтинг или ухудшают прогнозы, то это иногда говорит о наличии у банка сложностей. Но тут важно помнить, что небольшим банкам указанные агентства рейтинги не устанавливают, как и многие российские агентства.
Признаком проблем может считаться закрытие отделений банка и изменение графика их работы, особенно если сокращаются время и дни работы. Сюда же можно отнести сокращение числа сотрудников банка и уменьшение предлагаемых банковских услуг и продуктов.
Перечисленные выше признаки не дают гарантии, что у банка есть сложности. Все зависит от ситуации. Возможно, это просто стечение обстоятельств. Однако если присутствует сразу несколько из указанных сигналов, то вероятность наличия проблем довольно высока. Выявить их достаточно легко: нужно просто регулярно мониторить новости о своем банке. Это касается не только сообщений в прессе, но и различных форумов и сайтов, где клиенты банков и их сотрудники делятся новостями и отзывами о них. Б
ИВЧЕНКОВ Павел, руководитель арбитражной практики компании «Налоговик», член независимого экспертного центра «Общественная Дума».
Выпускник Следственного факультета Академии ФСБ России. На протяжении долгого времени работал в подразделениях экономической безопасности ФСБ России. В компании «Налоговик» специализируется на защите интересов клиентов в арбитражных судах всех инстанций; сопровождении судебных споров в области корпоративного, налогового права; сопровождении реорганизации, добровольной ликвидации и банкротства компаний.
Имеет большой опыт представления в арбитражных судах интересов российских и международных компаний, общественных организаций, представителей власти.