Любовь БОНДАРЬ: количество опасной продукции не сокращается, фиктивные центры сертификации процветают
Рубрика | Правозащита
Текст | Николай ПЕТРОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН
НП «Ассоциация по техническому регулированию» (НП АССТР), созданное ведущими органами по сертификации и испытательными лабораториями с большим опытом работы на рынке и ответственным отношением к делу, уже более года отстаивает права и интересы членов ассоциации в связи с проводимыми Федеральной службой по аккредитации документарными и, как считают в ассоциации, фактически заказными проверками в отношении добросовестных органов по сертификации.
Штрафные санкции в сумме нередко составляли до нескольких миллионов рублей, из-за чего многие организации оказались в сложном финансовом положении. Только объединение усилий и обращение к судебной защите позволило переломить ситуацию. Арбитражными судами отменяются результаты проведенных Росаккредитацией выездных и документарных проверок, а основания для их проведения именем Российской Федерации признаются необоснованными.
Об итогах года борьбы за законность в сфере контроля за деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий журналу «БОСС» рассказала президент АССТР, постоянный эксперт нашего журнала (См. интервью Л.А. Бондарь в №№5/2011, 3/2012.) Любовь Бондарь.
— Любовь Александровна, насколько мы знаем, ассоциации и ее членам пришлось в последние месяцы помимо основной работы «трудиться» в сфере урегулирования правовых споров с Федеральной службой по аккредитации, в частности многочисленных арбитражных процессах?
— Совершенно верно. Могу сообщить, что этот труд не пропал даром — более сотни дел в арбитражных судах нам уже удалось выиграть.
Из 100% правовых споров по поводу проверок 2013–2014 годов 80% Росаккредитация проиграла в судах. На сегодняшний день статистика еще более показательна: например, в Санкт-Петербурге практически 100% судебных решений вынесены против позиции Федеральной службы по аккредитации. Так, в отношении одного из участников ассоциации было подано 57 исков о привлечении к административной ответственности при том, что, как установлено судами и первой, и апелляционной инстанций, не существовало не только оснований для привлечения к ответственности, но даже был пропущен срок давности, по которому наступает административная ответственность.
Должна отметить, что ассоциация поддерживает все пострадавшие органы по сертификации, как являющиеся ее участниками, так и не являющиеся. Работу по защите их прав координируют адвокаты Галина Викторовна Петрова, Максим Геннадьевич Волынский и Артем Евгеньевич Белов.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, как развивалась ситуация в 2013 году.
— Началось все еще летом прошлого года, когда ФСА заявила о внеплановых проверках у нескольких органов по сертификации. Одной из первых организаций в Москве, которые попали под проверку, была возглавляемая мной организация — АНО «Юридическо-правовая компания ПРОГРЕСС».
Даже если предположить, что ФСА имела право на подобные проверки, они проведены с нарушениями. Согласно статье 11 Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления каких-либо противоречий контролирующий орган обязан, не прерывая проверку, информировать проверяемых и предоставить им возможность в течение 10 дней дать пояснения. Проверяемые органы по сертификации такого права были лишены. Акты с выявленными нарушениями органы по сертификации получали по почте с предписанием устранить их в трехмесячный срок уже после того, как меры административного воздействия со стороны Росаккредитации в отношении них были предприняты.
Так, например, 9 сентября прошлого года было приостановлено действие аттестатов аккредитации 18 органов по сертификации. Причем аттестаты аккредитации приостановили не в какой-либо одной или нескольких областях аккредитации, в которых, возможно, и выявили нарушения, а сразу по всем областям. Фактически действия должностных лиц Росаккредитации явились для органа по сертификации не приостановлением действия аттестата аккредитации, а административным приостановлением деятельности юридического лица, что относится исключительно к компетенции судов и предусмотрено ч. 2 ст. 17 Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 года в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Кстати, все 18 органов по сертификации — это центры с большим опытом работы, действующие в ответственных областях сертификации, существующие на рынке более 10 лет.
Самым «проверяемым» стал Центр подтверждения соответствия и испытаний «Электросерт» — фирма с именем и 17-летним опытом работы, в штат которой входят профессиональные эксперты и испытатели. Он пережил за год семь проверок и оказался под угрозой крупных штрафных санкций: на него Росаккредитация составила заявлений по одному и тому же административному правонарушению (выдача сертификата иностранному заявителю) на общую сумму более 6 млн рублей! Надо отметить, что в ходе 4 из 6 проведенных в «Электросерте» проверок нарушений вообще не выявлено, 7-я еще продолжается! Кстати, интересный факт: органы по сертификации продукции в Санкт-Петербурге и других регионах выигрывают суды в 90% случаев, а в Москве с теми же «нарушениями» проигрывают.
— А что послужило основанием для проверок?
— Почти все проверки в рамках данной кампании проводились на основании письменных жалоб в Росаккредитацию гражданина Шухмана Григория Моисеевича (потом подключились и некоторые другие граждане, например некто Постнов М.В. и им подобные). Шухман Г.М. (или те, кто за ним стоит) заходил на открытый реестр сертификатов, анализировал сертификаты и целенаправленно находил, к примеру, отсутствие телефона или факса заявителя. Или какие-то другие моменты, которые ему казались сомнительными. В некоторых случаях обнаруживались и действительные нарушения, не связанные, однако, с причинением вреда потребителю сертифицированной продукции или возникновением предпосылок к нему.
Но подчеркну: Шухман Г.М. не являлся потребителем продукции, которая прошла сертификацию, и не представлялся лицом, пострадавшим в результате обнаруженных им несоответствий! При этом его претензии касались сертификации самого широкого спектра продукции: от продукции для детей и подростков до машиностроительного оборудования.
Статья 10 Федерального закона №294-ФЗ содержит исчерпывающий перечень заявлений от физического лица, на основании которых контролирующий орган может инициировать проверку: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; угроза безопасности государства или угроза чрезвычайной ситуации; нарушение прав потребителей.
Наша правовая позиция состоит в том, что до 1 июля с.г. (до вступления в силу нового Федерального закона — №412-ФЗ от 28 декабря 2013 года «Об аккредитации в национальной системе аккредитации») Росаккредитация правом осуществлять госконтроль не обладала.
— То есть весь 2013 год служба этим правом пользовалась незаконно?
— Да. Поводом к проведению выездной проверки могут служить обращения граждан, а повод для проведения документарной проверки совсем другой — сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, в соответствии со ст. 11 №294-ФЗ от 26.12.2008 года.
Что же до Федеральной службы по аккредитации, то постановлением Правительства РФ №854 «О создании Федеральной службы по аккредитации» ей было дано право применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или пресечение нарушений юридическими лицами или гражданами обязательных требований в той или иной сфере деятельности, контроль за которой возложен на Росаккредитацию, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений. Правительством РФ на Росаккредитацию были возложены только проведение аккредитации и инспекционный контроль за деятельностью органов по сертификации. Осуществление плановых и внеплановых документарных проверок в рамках Федерального закона №294-ФЗ в ее полномочия не входило.
— Оцените, пожалуйста, претензии проверяющих по существу.
— Основная часть выявленных нарушений относилась к заполнению бланков сертификатов соответствия: не указаны фактический адрес, факс, электронная почта заявителя, наименование и реквизиты документа, в соответствии с которыми изготовлена продукция, и т.п.; не указан орган, выдавший аттестат аккредитации. Все эти якобы «нарушения» можно классифицировать как технические ошибки при оформлении сертификатов, которые не могут поставить под сомнение тот факт, что показатели сертифицированной продукции соответствуют требованиям законодательства.
В период перехода к законодательству в области технического регулирования Таможенного союза центры сертификации остались без какой-либо правовой поддержки. Ведь ранее методическую помощь по правилам и порядкам проведения работ по сертификации оказывал Росстандарт России, но сегодня центры по сертификации остались без такой поддержки и вынуждены самостоятельно принимать решения о порядке оформления сертификатов. А практических вопросов по применению технических регламентов Таможенного союза возникает очень много.
Нарушения, касающиеся правил заполнения бланка сертификата, не содержат угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций.
— Вы сказали о кампании против добросовестных органов по сертификации. Что дает основания так интерпретировать события?
— Всего в 2013 году были проведены 292 внеплановые проверки, большинство из них по жалобе одного и того же физлица — Шухмана Г.М. — и в отношении в основном одних и тех же организаций, давно зарекомендовавших себя добросовестными участниками рынка. Других проверок практически не проводилось!
Эти данные были обнародованы депутатом Государственной думы, членом Комитета по безопасности и противодействию коррупции Сергеем Владимировичем Марининым во время правительственного часа в Думе 16 апреля с.г.
— Все ли проверки в рамках этой кампании касались добросовестных органов по сертификации?
— Не могу сказать, что под эту проверочную кампанию попали только добросовестные органы по сертификации. Но львиная доля пострадавших — серьезные и ответственные организации, более 10 лет работающие на рынке.
Не секрет, что существуют структуры, которые создали и аккредитовали по нескольку органов по сертификации, работающих до первой проверки со стороны Росаккредитации, занимающихся фиктивной сертификацией. Так вот, эти организаторы фиктивной сертификации имеют в своем распоряжении десятки, если не сотни фиктивных органов по сертификации и испытательных лабораторий, которые являются, по существу, инструментами их незаконного обогащения, и для них закрытие одного органа по сертификации или лаборатории некритично. В то время как для добросовестной организации даже кратковременное приостановление действия аттестата аккредитации может привести к прекращению ее деятельности, потере рабочих мест. Но самое страшное не в этом: рынок заполнен продукцией, не соответствующей требованиям безопасности, не говоря уже о ее качестве.
Совсем недавно на сайте Госстандарта Республики Беларусь появилась официальная информация о том, что была обнаружена продукция для детей, не соответствующая требованиям технических регламентов Таможенного союза, сертифицированная российским органом по сертификации. И это далеко не единственный пример. Представляете, какую репутацию имеют российские органы по сертификации и испытательные лаборатории в других странах Таможенного союза?
Результаты проверок, проводимых Росаккредитацией по жалобам физических лиц, не являющихся потребителями продукции, не меняют положение к лучшему.
Интересно: впоследствии Шухман Г.М. утверждал, что часть этих жалоб не писал… Так что вызывает большие вопросы само назначение проверок по этим письмам.
— Как вы объясняете эту ситуацию?
— История непонятная, возможно, речь идет о переориентировании рынка сертификационных услуг в направлении фиктивной сертификации.
И потому само по себе проведение проверок по жалобам лиц, которым не нанесен ущерб в результате сертификационной деятельности, очень опасное явление. Механизм может использоваться теми или иными органами по сертификации для недобросовестной конкуренции. Для этого берется открытый реестр сертификатов, находится некий «Иванов», пишется от его имени жалоба… И, даже если она не подтверждается, ущерб конкуренту гарантирован.
16 апреля этого года депутат Государственной думы С.В. Маринин задал во время правительственного часа вопрос министру экономического развития Алексею Валентиновичу Улюкаеву (а Минэкономразвития — вышестоящий орган по отношению к ФСА) по поводу ситуации с проверками в отношении органов по сертификации в основном по жалобам Шухмана Г.М.
Алексей Валентинович Улюкаев заявил, что не знает об этой ситуации и разберется. Однако наш юрист Галина Викторовна Петрова еще в декабре прошлого года обращалась в Минэкономразвития и 2 января получила ответ за подписью руководителя одного из департаментов, что проверки проводятся обоснованно. Более того, Минэкономразвития ссылалось на то, что Росаккредитация обладает правом осуществлять государственный контроль, хотя Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» на тот момент не вступил в силу.
— И при этом ФСА с 1 июля все-таки приобрела право осуществлять госконтроль…
— Да, приобрела. Теперь надежда только на то, что будет налажен прокурорский надзор за осуществлением госконтроля со стороны Федеральной службы по аккредитации.
Наконец-то при Росаккредитации создана апелляционная комиссия, которая, как мы надеемся, возьмет на себя решение спорных вопросов, в том числе таких, которые находятся в арбитражных судах.
— Как вы оцениваете эффективность работы Росаккредитации в части контрольной деятельности?
— Громкие кампании проводятся, огромные штрафы выписываются. Причем они затрагивают прежде всего те органы по сертификации, кто на виду, кто стремится к выполнению требований законодательства, кто располагает высококвалифицированным персоналом, несет нагрузку в содержании дорогостоящего оборудования, соблюдает законодательно установленные требования по безопасности.
Однако в Реестре аккредитованных лиц имеются органы по сертификации и испытательные лаборатории, которыми не выдано ни одного сертификата соответствия, что видно в открытом Реестре выданных сертификатов.
А некоторые органы по сертификации превратили свою деятельность в конвейер, что опять-таки прослеживается в открытом Реестре выданных сертификатов соответствия.
— Что означает конвейер по выдаче сертификатов и протоколов испытаний?
— Добросовестный орган по сертификации способен работать только в определенном темпе — число экспертов ограничено, в сутках 24 часа, есть научно обоснованные нормативы работы и правила проведения работ по сертификации. А в недобросовестном органе по сертификации не будут осуществлять идентификацию продукции, не будут отбирать образцы и отправлять их на испытания в лабораторию, анализировать результаты испытаний, не будут соблюдать правила и сроки проведения работ, сразу выпишут сертификат соответствия, а номер протокола испытаний получат в испытательной лаборатории по телефону.
При этом расценки у недобросовестных организаций выше, чем у добросовестных, так как некоторые заявители на сертификацию готовы заплатить большую сумму, чтобы не предоставлять необходимые документы и образцы продукции.
Дальше — лаборатории. Возникает вопрос: как прошли аккредитацию некоторые испытательные лаборатории, не имеющие ни оборудования, ни помещений, отвечающих установленным требованиям? Есть просто комната, в которой пишут протоколы испытаний. Тем не менее подобные испытательные лаборатории успешно проходят аккредитацию…
— А много ли производственных предприятий предпочитает услуги по торговле сертификатами?
— Сформировался устойчивый спрос как раз на услуги настоящих центров по сертификации — только за счет него мы и выживаем.
Сегодня немало предприятий стремится к настоящей сертификации, а не просто к получению бумажек. Они не боятся получить отрицательное заключение — они готовы доработать свою продукцию в соответствии с требованиями законодательства.
Однако здесь возникает другая проблема. Дело в том, что отрицательные протоколы испытаний мы обязаны выкладывать во ФГИС Росаккредитации — фактически для всеобщего обозрения. Но зачем же подрывать репутацию производителей, если они не выходят с этой продукцией на рынок? На наш взгляд, это должно быть коммерческой тайной заказчика и профессиональной тайной органа по сертификации.
Вообще ФГИС Росаккредитации — предмет отдельного разговора. Ранее, в Росстандарте, существовала автоматизированная система. Ясная, понятная, прекрасно работавшая.
— Как вы оцениваете деятельность Росаккредитации?
— Три года назад, когда Росаккредитация только создавалась, все участники ожидали системной, методичной работы по наведению порядка, формированию системы оценочных параметров деятельности организаций, сокращения количества несоответствующей и опасной продукции на рынке. От руководства Росаккредитации все ждали неукоснительного соблюдения действующего законодательства. Вместо этого мы получили сложнейшую ситуацию в области контроля за деятельностью аккредитованных лиц. У них нет уверенности в том, что они не станут объектами незаконных проверок, вызванных сфабрикованными жалобами.
Хотя уже сегодня арбитражные суды выносят решения о незаконных действиях Росаккредитации. И есть ли польза от такого стиля работы государству, хотя бы бюджету? Думаю, что бюджет остается в минусе. По вынесенным решениям арбитражных судов, вступивших в законную силу, Росаккредитации будут предъявлены судебные издержки. Причем на судебные процессы в других городах руководство Росаккредитации направляло представителей центрального аппарата при том, что в этих городах развернуты региональные представительства. То есть очевидно: командировочные, проезд, проживание — это также заведомо выброшенные деньги. И самое печальное в этом то, что пострадает бюджет страны.
Однако вступление в действие 1 июля этого года Федерального закона от 28.12.2013 года №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» позволяет надеяться, что ситуация изменится в лучшую сторону.
— Какие задачи ставит перед собой ваша ассоциация, каковы ваши планы?
— Ассоциации удалось объединить в своих рядах добросовестные органы по сертификации и испытательные лаборатории с многолетним опытом работы, имеющие собственное оборудование и располагающие высококвалифицированным персоналом.
НП АССТР ведет активную деятельность по защите аккредитованных лиц, включая обращения в вышестоящие организации, проводит разъяснительную работу по вопросам выполнения требований технических регламентов Таможенного союза, юридическим и иным вопросам, возникающим у ее членов.
Одна из приоритетных задач НП АССТР — подготовка квалифицированных кадров для работы на рынке сертификационных услуг. Ассоциацией заключены соглашения о взаимодействии с ведущими учебными и научными организациями. В рамках систематических научно-практических семинаров, проводимых ассоциацией, рассматриваются актуальные вопросы деятельности специалистов органов по сертификации и испытательных лабораторий.
В 2013 году НП АССТР зарегистрирована и успешно функционирует «Система добровольной сертификации персонала в области технического регулирования».
Мы, некоммерческое партнерство, стремимся со своей стороны субъектов рынка сертификационных слуг сделать сферу сертификации в России более цивилизованной. Б
НП «Ассоциация по техническому регулированию» — объединение организаций, работающих в области подтверждения соответствия, проведения исследований и измерений, стандартизации; союз профессионалов, объединенных целью защиты потребительского рынка от проникновения фальсифицированных, контрафактных и опасных для здоровья и окружающей среды товаров, продукции, работ и услуг.
Ассоциация осуществляет поддержку органов по сертификации и испытательных лабораторий на рынке:
— представление и защита интересов членов партнерства в исполнительных органах государственной власти Российской Федерации, в органах Таможенного союза, органах местного самоуправления;
— подготовка и переподготовка специалистов, повышение квалификации, расширение возможностей профессионального развития в области
— подтверждения соответствия;
— помощь в разрешении споров и различных конфликтов;
— юридическая консультационная поддержка в административных и судебных органах;
— содействие в решении других задач, возникающих перед членами партнерства при осуществлении их профессиональной деятельности.