Александр БУКСМАН: работа по противодействию коррупции приобретает все более наступательный характер

48Рубрика | Правозащита

Текст | Николай ФЕДОРОВ

Первый заместитель генерального прокурора России — об антикоррупционной деятельности этого надзорного ведомства.

По словам Александра Буксмана, борьба с коррупцией — это ежедневная кропотливая работа, которая, безусловно, только начинает приносить свои плоды. С 2010 года наблюдается тенденция снижения числа выявляемых коррупционных преступлений: преступлений против государства, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе более тысячи совершенных в крупном или особо крупном размере или группой лиц. К уголовной ответственности за них привлекаются тысячи человек.

Большой процент приходится на взятки. Средний размер взятки по стране, по словам Буксмана, увеличивается в размерах и составляет порядка 70 тыс. рублей.

Снижение числа выявленных коррупционных преступлений отчасти можно объяснить общим снижением уровня преступности в стране. При этом, уточняет первый заместитель генерального прокурора, возымели действие и принимаемые меры.

Однако реальный уровень коррупции, как представляется, снижается медленнее, чем число регистрируемых преступлений. А это говорит о том, что работа правоохранительных органов пока еще пробуксовывает в условиях крайне высокой латентности коррупции.

Одним из факторов уменьшения количества выявленных коррупционных преступлений Александр Эмануилович считает реформирование МВД России: численность личного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции сократилась почти на треть, и это не могло не сказаться на количественных результатах работы. Но реформа была необходима, для того чтобы очистить сами правоохранительные органы от нечистоплотных работников.

Специализированное управление — по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции — в структуре Генеральной прокуратуры существует уже 5 лет. Оно было образовано в августе 2007 года. По словам Александра Буксмана, «мы повышаем профессионализм наших сотрудников, в том числе путем обмена опытом с зарубежными коллегами».

 

Социология коррупции

Для выполнения рекомендации Группы государств против коррупции (ГРЕКО) Правительство РФ поручило Мин­эко­ном­раз­вития организовать в 2010 и 2011 годах социологические исследования среди всех слоев населения в различных регионах страны, которые позволили бы оценить уровень коррупции и эффективность принимаемых антикоррупционных мер.

В 2010 году была разработана специальная методика, и фондом «Общественное мнение» (ФОМ) проведено первое исследование — по проблематике так называемой бытовой коррупции, возникающей при взаимодействии граждан с органами власти. Опрос проходил в 70 субъектах РФ, было опрошено 17,5 тысяч респондентов — по 250 в каждом регионе.

В 2012 году прошло второе исследование, уже направленное на оценку состояния «деловой» коррупции, то есть коррупции, возникающей при взаимодействии представителей бизнеса и государства. Итоги позволяют составить объективное и аргументированное мнение о коррупционной ситуации в России в целом.

Согласно результатам социологического исследования уровня «деловой» коррупции в России, проведенного ФОМ по заказу Минэкономразвития, в коррупционные отношения вовлечено 63% предприятий. По мнению руководителей коммерческих организаций, наиболее коррумпированными являлись органы внутренних дел, судебные, налоговые органы, органы МЧС, а также структуры, занимающиеся вопросами предоставления земельных участков и помещений.

Показатели общественного мнения соотносятся с оценками правоохранительных органов о пораженности коррупцией отдельных сфер общественных отношений. Президиумом Совета при президенте РФ по противодействию коррупции принято решение о проведении таких исследований на постоянной основе, и это отражено в Национальном плане противодействия коррупции.

 

Главное — профилактика

Вся система органов прокуратуры нацелена прежде всего на постоянную работу по выявлению и профилактике коррупционных правонарушений и привлечению виновных к ответственности. По требованию прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечен не один десяток тысяч должностных лиц, в том числе тысячи служащих федеральных ведомств, регио­нальных и муниципальных чиновников. Немало чиновников привлечено и к административной ответственности.

В 2012 году была введена возможность расторжения служебного контракта/трудового договора со служащим за коррупционное правонарушение.

Дисциплинирующим фактором стала и обязанность декларировать свои доходы и доходы супругов и несовершеннолетних детей. Прокуроры выявляют соответствующие правонарушения, по всем фактам представления недостоверных или неполных сведений о доходах требуют привлечь виновных лиц к ответственности. Число таких нарушений постепенно уменьшается.

 

Традиционно коррупционная сфера

Результаты проверок органов прокурорского надзора, считает Буксман, указывают на стабильно высокую криминализацию закупочных отношений, в том числе значительную коррупционную составляющую. По его словам, «здесь мы имеем и хищения, и завышение цен на приобретаемые товары, работы и услуги, и злоупотребления полномочиями, вымогательство взяток, нарушения конкурентной среды с использованием различных противоправных схем, то есть целый букет. Но надо понимать, что эта сфера практически во всех странах, даже тех, где уровень коррупции традиционно оценивается как невысокий, наиболее подвержена коррупции».

По преступлениям в сфере госзакупок ежегодно расследуются сотни дел, бóльшая часть из них передается в суд. Число выявляемых нарушений только растет.

Стабильно высоким, по утверждению Буксмана, остается число размещений заказов у единственного поставщика без проведения торгов либо с нарушением порядка их проведения. Такие незаконные контракты оспаривались прокурорами через суд.

В этой сфере прокуратура очень плотно сотрудничает с МВД, ФСБ, Рос­фин­мо­ни­торингом, ФНС, а также Контрольным управлением президента России.

 

Межведомственная группа действует

Межведомственная рабочая группа по противодействию преступлениям в сфере экономики, созданная в 2006 году, продолжает работать, и весьма результативно. Она была сформирована по поручению президента Российской Федерации. В нее вошли представители МВД, ФСБ, ФНС, Росфинмониторинга и Банка России. Приоритетным направлением ее деятельности определены декриминализация банковской сферы и противодействие теневой экономике.

Совместными усилиями пресечена деятельность ряда коммерческих банков и их клиентов, а также нескольких «финансовых площадок», участвовавших в обналичивании и конвертации десятков миллиардов рублей, как на территории Московского региона, так и в ряде других.

 

Работа продолжается

В соответствии с рекомендациями ГРЕКО по распоряжению генерального прокурора Российской Федерации начата работа по подготовке проектов изменений в Уголовный кодекс. Речь идет о том, чтобы считать взяткой не только деньги или другие выгоды, имеющие денежную стоимость, но и вообще любые преимущества нематериального характера, ввести уголовную ответственность за так называемую торговлю влиянием, увеличить минимальные сроки давности за совершение подкупа, и о других рекомендациях.

Так что работа по противодействию коррупции продолжается, она приобретает все более наступательный характер. Б

 

По материалам официального портала Генеральной прокуратуры РФ

 

 

В Генеральной прокуратуре и прокуратурах субъектов Российской Федерации с 2012 года работают подразделения по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Основная их деятельность связана с тем, что органами контроля не изжита практика усложнения и затягивания разрешительных процедур, незаконных отказов в реализации прав предпринимателей. Выявляются десятки нарушений в этой сфере. При формировании сводного плана проверок контролирующими органами субъектов хозяйственной деятельности утверждается в лучшем случае половина их предложений.

Прокурорами устанавливаются и оспариваются тысячи правовых актов, которыми вводились не преду­смотренные законами запреты и процедуры, истребовались излишние документы, устанавливались чрезмерные сроки рассмотрения обращений предпринимателей.
Происходит защита предпринимателей и от необоснованного уголовного преследования, незаконных оперативно-разыскных и иных внепроцессуальных действий. Отменена не одна сотня постановлений о незаконном возбуждении уголовных дел в отношении предпринимателей. Отказано в утверждении обвинительных заключений по таким делам.

При этом на фоне существенного снижения экономических преступлений число различных оперативных мероприятий, проводимых в отношении юридических лиц, не сокращается. Выявляются десятки проверок полицией коммерческих структур, в том числе по поступившим по телефону доверия якобы анонимным сообщениям, сделанным самими полицейскими. Виновные привлекаются к ответственности.