Чукотке нужно сконцентрироваться

8Рубрика | Регионы

Текст | Николай АНИЩЕНКО

Перед одним из самых малонаселенных российских регионов — Чукотским автономным округом — стоят масштабные инфраструктурные задачи: развитие энергетики и строительство первой полноценной автодороги для связи с Большой землей. Как эти проекты будут реализовываться в новых экономических условиях?

Чукотка как часть Дальнего Востока постоянно присутствует в масштабных программах развития федерального округа. Однако все последние проекты, связанные с развитием ЧАО, имеют отношение и к другому макрорегиону — Арктике, утверждает заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов.

«В последний раз, когда чукотские проекты обсуждались на федеральном уровне, речь шла о развитии небольшой угольной добычи в районе Анадыря. И эти угольные разрезы так или иначе зациклены на перспективе Северного морского пути: будет Севморпуть — появится возможность этим углем дозагружать караваны, которые начнут по нему ходить», — говорит он.

По словам эксперта, ориентация анадырских угольных разрезов на рынок Китая или Восточной Азии всегда вызывала вопросы с точки зрения рентабельности. «Представить себе, что месторождение, находящееся за Северным полярным кругом, в силах дать конкурентную цену для региона, который, конечно, энергодефицитен, но сам добычей угля занимается, было достаточно сложно. И тем не менее этот проект может сработать», — считает собеседник журнала «БОСС».

«Что касается масштабных строительных проектов — вплоть до железной дороги через Берингов пролив, — мне все время казалось, что они больше утопичны. Они могли задавать какой-то общий вектор, но сейчас в условиях того, что все стратегии будут пересматриваться в сторону инвестиционного снижения (де-факто это уже происходит), они вряд ли получат какой-то активный импульс», — говорит Климанов.

Эксперт подчеркивает, что еще несколько лет назад дотации и субсидии в доходной части бюджета Чукотки составляли 60%. Однако сейчас соседняя Камчатка пока входит в список высокодотационных, а Чукотка — уже нет. Собеседник журнала «БОСС» связывает такое положение вещей с успешной работой традиционных для полуострова направлений экономики — золотодобычи и ядерной энергетики.

«В связи с некими особенными экономическими успехами Чукотка нигде не «всплывала». Когда активно говорят о территориях опережающего развития, которые, согласно программе, должны быть в каждом регионе Дальнего Востока, в отношении Чукотки это выглядит немного странным: понятно, что это, скорее, регион для удержания, нежели для формирования точки роста, которая куда-то будет всех тянуть», — уверен эксперт.

Он напоминает, что в России недавно принята отдельная программа развития Арктики. «Наверное, Чукотка станет чаще попадать не в Дальний Восток, а в программу развития Арктики. Потому что очень много здесь связано с Севморпутем. Это тот самый восточный сектор Севморпути, который никак не могут пробить. Что Анадырь, что Певек — важные стратегические точки на этом маршруте».

Климанов говорит, что основной стратегической задачей для отдаленного 50-тысячного региона остается решение проблемы разбросанности населения по достаточно большой территории. «Необходимо осуществлять задачи по стягиванию населения в определенные точки, сохраняющие стандартный набор инфраструктуры. Для Крайнего Севера это достаточно типичная вещь, особенно в районах, где формируются моногорода. Такое наблюдалось в Ненецком автономном округе, когда под Воркутой закрывали угольные поселки. Наверное, что-то похожее может произойти в некоторых районах на Чукотке», — предполагает эксперт. Б