Босс №10 2014 г.

Большие и малые монополисты

10Рубрика | Законопроекты

Текст | Николай АНИЩЕНКО

В начале сентября правительство одобрило четвертый антимонопольный пакет ФАС, который отправился на рассмотрение в Госдуму. Часть перечисленных в нем мер была инициирована бизнесом, а часть — встречена им в штыки.

Старший научный сотрудник Центра институционального развития ИПЭИ РАНХиГС, член Экспертного совета по развитию конкуренции при Правительстве РФ Вадим Новиков поясняет: «Четвертый антимонопольный пакет состоит из нескольких групп мер. Одна группа мер по большей части является консенсусной, ее инициировал и поддерживает бизнес. Это в первую очередь отмена реестра монополистов и решение еще целого ряда спорных моментов».

Предполагается, что со вступлением четвертого пакета в силу в стране больше не будет вестись реестр компаний, которые занимают больше 35% рынка определенного товара. Кроме того, с принятием документа невозможно станет одновременно накладывать на нарушителя антимонопольного законодательства оборотный штраф и выдавать предписание о взыскании в бюджет дохода, незаконно полученного в результате такого нарушения.

«Отрицательно оценивается бизнесом в первую очередь так называемое правило недискриминационного доступа, которое, по сути, вводит возможность прямого регулирования деятельности компаний, не являющихся естественными монополиями, — уточняет Новиков. — Возможности регулирования связаны с тем, как компания покупает или продает свою продукцию. Без сомнения, это очень существенно ограничивает такие компании в работе, по сути, переводит их в регулируемый сектор».

По его словам, документ предусматривает два критерия для компаний, которые могут попасть под пресс подобного регулирования, — экономический и политический. «Менее существенный критерий — это доля на рынке. Он таков потому, что анализ рынка зачастую делается довольно субъективно: при желании можно насчитать, например, очень большую долю рынка. Когда на протяжении одного километра в городе находится лишь один магазинчик, возникает соблазн записать его в городские монополисты, даже если в самом городе есть множество других магазинов», — говорит эксперт.

Второй критерий, на его взгляд, более важен: это то, что правила отнесения предприятий к списку частично регулируемых устанавливает непосредственно правительство. «Очевидно, что правительство не будет устанавливать правила для мелких организаций независимо от того, какая у них доля на рынке. Этот второй критерий, конечно, определяет, что речь может идти только о небольшом количестве крупных компаний», — подчеркивает Новиков.

В Федеральной антимонопольной службе предполагают, что одобренный вариант документа не окончательный и его будут дорабатывать еще минимум полгода. Среди предложений по таким доработкам, которые звучат уже сейчас, — выведение малого бизнеса из сферы применения антимонопольного закона.

Кроме того, важным собеседник журнала «БОСС» считает выведение из-под антимонопольного закона дел об ущемлении контрагентов, то есть тех, которые касаются ограничения конкуренции. «Как правило, речь в этих случаях идет о какой-то естественной монополии, нарушающей некие нормативы, которые никак не связаны с антимонопольными вопросами, — поясняет эксперт. — Например, в сфере ЖКХ, когда что-то плохо или не вовремя починили. У нас это трактуется как нарушение антимонопольного закона, хотя в реальности это мелкая жалоба, которую необходимо рассматривать не на основе антимонопольных методик, и за решением по этому вопросу не должны следовать оборотные штрафы». Б