Босс №10 2014 г.

Анатолий СОБОЛЕВ: нужно действовать сообща и вместе идти вперед

24Рубрика | Мнение

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Итоги единого дня голосования 14 сентября комментирует предприниматель, постоянный эксперт нашего журнала Анатолий Соболев.

— Анатолий Анатольевич, нигде на губернаторских выборах не было второго тура, хотя некоторые подошли близко к возможности его проведения…

— Второй тур для некоторых — фетиш демократического процесса. Но есть ли за ним по-настоящему демократическое содержание?

Во многих случаях политическое противоборство на региональном уровне было противоборством групп местных элит, поддерживаемых теми или иными региональными или федеральными корпорациями, стремящимися к переделу рынка: либо рынка госзаказа, либо завоеванию доминирующих позиций при поддержке руководителя территории. То есть чисто верхушечное явление.

Вы посмотрите явку на выборы: она во многих регионах оказалась очень низкой. Почему? Да потому, что простые люди считают себя чужими на этом «празднике жизни», они понимают, что не более чем статисты.

Им предложили выбрать из кандидатов, фамилии и фотографии большинства из которых они видят первый раз, не говоря уже о том, что они впервые слышат их программы. Да и программ-то никаких нет — сплошное пустословие… У многих из них отсутствуют необходимый управленческий опыт и видение будущего. Отсюда и результаты по явке.

Выборы прошли так, как они прошли, потому что на них не были затронуты струны, касающиеся массового избирателя. Сегодня в нашем обществе нет единства. С одной стороны, есть власть и высший класс, с другой — народ.

Народ не идет на выборы, потому что происходящее на них волнует только очень узкий слой сограждан, имеющих отношение к крупному федеральному или довольно крупному региональному бизнесу, местному чиновничеству, то есть так называемым элитам. Именно эта группа сограждан отслеживает и понимает процессы в регионе, решает, почему условный Иванов для них лучше, а условный Петров — хуже. А Кремль иной раз настаивает на условном Сидорове, параллельно обеспечивая переформатирование той или иной региональной элиты.

Простого народа все это почти не касается. Ему нужны хорошие дороги, нормальная зарплата, обеспеченное будущее. Но он видит, что в региональных администрациях от замены условного Петрова на условных Иванова или Сидорова ничего не меняется. Потому что администрация как таковая неэффективна с точки зрения интересов простых людей, она не руководствуется критериями работы с их потребностями.

Люди не понимают, какое отношение замена Петрова имеет к их насущным проблемам — зарплатам, дорогам, медицине…

— То есть к уровню и качеству жизни?

— Да. Причем не как к некоей абстракции, а воплощенному в конечных параметрах — высоких стабильных доходах, качественной медицине, хороших дорогах… То есть не одному какому-то «потемкинскому» медицинскому центру, в который можно водить высоких гостей из Москвы. А простому человеку нужно в него записываться за год вперед. Не одной какой-то хорошей дороге через областную, краевую или республиканскую столицу, по которой не стыдно предложить проехать кортежу президента. Необходимо множество хороших медицинских центров, масса хороших дорог, масса новых, перспективных и на внутреннем рынке, и на глобальных предприятий и рабочих мест…

— То есть главное сегодня — практическая работа в экономике и социальной сфере?

— Да, прежде всего важно формирование доходной базы региона. Для этого нужно слаженно работать, а не заниматься политиканством.

А что даст второй тур?.. Ничего. Но при этом потребует дополнительного финансирования, которое могло бы пойти на более важные цели, да потраченного времени.

На мой взгляд, надо в первом туре определяться с фигурой губернатора и начинать работать. Ведь «основной» кандидат в губернаторы был отобран на основе практики работы, приемлем и для местных элит, и для федеральных. Это уже кое-что.

Чем могут похвастаться многие из альтернативных кандидатов? Поддержкой оппозиции?

На таком фундаменте трудно построить результативную работу. А сегодня регионам нужна прежде всего кропотливая экономическая работа. Именно способность ее осуществлять должна быть главным критерием отношения к политическому процессу и выбора той или иной персоны для занятия губернаторского поста.

В конце концов губернаторскую лямку тянет тот, кто в состоянии ее тянуть. Это очень непростой труд. Не факт, что те кандидаты, которые претендовали на губернаторский пост, но не прошли, смогли бы ее тянуть. А критиковать легко…

— Некоторые кандидаты обижаются, говорят, что они были административными методами выключены из избирательного марафона…

— Какие у них основания считать, что именно они сегодня требуются, для того чтобы придать импульс процессу развития, объединить граждан для решения задач региона? Что, они справятся с этими задачами лучше, чем те, кого предпочли избиратели на прошедших выборах и кто получил поддержку на федеральном уровне?

Граждане проголосовали за тех, кому отдал предпочтение президент Владимир Владимирович Путин. Это совершенно закономерное явление. Абсолютное большинство граждан — с Путиным, и оно доверяет тем, кого предпочел Путин. Потому что многие местные политики пока не могут похвастаться популярностью среди массового избирателя того или иного региона.

— Как говорится, страшно далеки они от народа…

— А раз так, нет причин удивляться, что у них почти отсутствует собственный электоральный ресурс…

В ряде регионов безо всякого второго тура сформировали коалиции из конструктивных местных политиков. Амбиции перспективных политиков были удовлетворены местом в команде: кто-то из них стал сенатором от региона, кто-то — руководителем законодательного собрания, кто-то получил ответственный пост в региональном правительстве. По-моему, это гораздо лучшее решение, чем открытое противоборство, и позволяет использовать энергию оппонентов действующего губернатора «в мирных целях».

Убежден: политическое противоборство малопродуктивно. Да еще ведет к раскачиванию ситуации в том или ином регионе… Наоборот, нужны объединение усилий, консолидирующие всех цели. И тогда фигуры, оказывающиеся у руля, не будут так довлеть над политической повесткой, как сейчас: фамилии первых лиц окажутся второстепенными.

Подчеркну: сегодня, в сложной экономической ситуации, важно сохранить стабильность в стране в целом и в регионах в частности. От сохранения стабильности надо постепенно переходить к улучшению социально-экономических показателей.

— Стабильность — ныне это важнейший, в том числе внутриполитический, вопрос…

— Безусловно. Запад ведет против нас настоящую экономическую, а в отдельных случаях и не только экономическую, войну. Задача — разбалансировать нашу экономическую систему и систему власти.

Значительные социальные обязательства и крупные инфраструктурные проекты государства необходимо финансировать в безусловном порядке, при этом должны оставаться средства на развитие.

Однако экспортные доходы, связанные с нефтью, газом, металлами, агрохимической, лесной продукцией, продукцией ОПК, сокращаются, источники внешнего кредитования для нас из-за санкций во многом закрыты. Это заставляет полностью пересмотреть парадигму экономического развития и развития регионов.

Наша экономика сегодня переживает не самые лучшие времена — и в результате накопившихся структурных проблем, и в результате санкций. Но, на мой взгляд, у нас есть шанс благодаря санкциям серьезно вырасти экономически, переделать свою экономику. Мы можем благодаря санкциям шагнуть на 20 лет вперед — абсолютно убежден в этом!

— Не было бы счастья, да несчастье помогло?

— Думаю, нам необходим был такой фактор встряски.

Да, сегодня тяжело, но это шанс для нашей экономики и нашей страны. Мы же пережили 1991 год, 1998-й, 2008-й… Пережили и вышли из всех этих кризисов сильнее. Преодолеем и нынешние проблемы.

Тем более что есть программа экономического рывка. Она сформулирована на последнем заседании Государственного совета 18 сентября с.г. Президент заявил, что «речь идет о формировании такой экономической политики, такой стратегии, при которой все усилия федеральных и региональных органов власти должны быть ориентированы на развитие реального сектора».

Речь в программе о повышении доступности кредитов по низким ставкам, преду­сматривающих минимальную банковскую маржу. Лучше всего было бы уменьшить налоговое бремя, оставлять больше денег на предприятиях, но бюджетная ситуация сложная, и понятно, что сейчас уменьшение налогового бремени для бизнеса в целом чревато рисками недофинансирования социальных обязательств.

Вообще правительство и президент очень верно делают акцент на сохранение и увеличение экономической активности, а не на увеличение налогового бремени и на перераспределение доходов государством.

Кроме того, президент указал на важность опережающего развития народно-хозяйственной инфраструктуры, прежде всего транспортной. Мировой опыт экономической политики свидетельствует о том, что развитие инфраструктуры — ключевой фактор поддержания экономического роста.

Президент сказал также о подготовке современных специалистов для экономики, потому что главное в экономике — люди. Именно они создают инновации и обеспечивают эффективность.

Но самое главное Путин заявил о важности фронтального стимулирования отраслей реального сектора экономики — как промышленности, так и сельского хозяйства. Сегодня в реальном секторе немало активно развивающихся предприятий и сегментов, но этого недостаточно для кардинального преобразования российской экономики. Для этого предлагается комплекс мер по импортозамещению (в частности предпочтению отечественных товаров при государственных и муниципальных закупках), дополнительной поддержке экспорта, переориентации на внутренний спрос.

Речь в программе Путина идет о современной рыночной политике структурных преобразований в экономике, а не о какой-то мобилизационной модели, к которой призывали некоторые. Социализм нам не нужен — социализм у нас уже был, и мы от него правильно отказались…

Вообще очень важно, решая экономические проблемы, оставаться современными, а не обращаться к каким-то рецептам прошлого вроде мобилизационной экономики.

— Учитывать опыт прошлого, но использовать его в современных условиях?

— Да. Нужно жить настоящим и будущим, но не прошлым. Не должно быть ностальгии по прошлому: вот в СССР была мощная промышленность, Советский Союз был сверхдержавой… Четверть века минуло, у нас другая страна, другая экономика, в мире все изменилось.

Прошлое стало достоянием истории, из него надо сделать выводы и идти дальше. А не пытаться, превратив прошлое в идеал, пятиться назад.

То, что было в прошлом, соответствовало своему времени, а сейчас время другое. Мы должны на базе современных технологий, современных подходов, в соответствии с духом нынешнего времени создавать то, что позволит нам шагнуть в завтрашний день.

Да, 20 с лишним лет назад обрабатывающая промышленность в нашей стране была лучше, чем сейчас. Но не существовало таких технологий, такого уровня благосостояния, какой есть сейчас, на котором можно строить промышленность совершенно нового типа. Не руководствуясь пожеланиями партии и правительства, а откликаясь на спрос граждан.

Именно внутренний спрос обеспечивал нашей экономике до середины 2008 года экономический рост и, уверен, продолжит обеспечивать. Если мы научимся удовлетворять этот спрос за счет продукции, производимой в России, обрабатывающая промышленность расцветет вновь, но она будет принципиально иной, не такой, как в советское время, когда доминировали тяжелое машиностроение, «большая» химия и оборонка. Она станет развиваться от потребительского спроса, как, например, автомобилестроение. Этот позитивный опыт развития крупной высокотехнологичной отрасли промышленности нужно тиражировать на все другие отрасли.

Важнейшим приоритетом должна быть и строительная индустрия, учитывая ее колоссальную как экономическую, так и социальную роль. Нет другой такой отрасли экономики, которая столь же сильно сказывалась бы на других отраслях, давала такие объемы заказов в другие сферы производства, как строительство. Промышленное строительство формирует новые, современные производственные мощности, транспортное — инфраструктуру народного хозяйства, жилищное — обеспечивает жителей той или иной территории современным комфортным жильем, то есть решает ключевой вопрос качества жизни людей, закладывает основу для решения проблемы миграции из российской провинции и основу для решения демографической проблемы.

Речь идет о совершенно новом круге экономических задач, и важно, чтобы губернаторский корпус им соответствовал, чтобы выстроил на местах определенную работу.

— Кадровая проблема на местах создает главные риски для реализации стратегии экономического развития, сформулированной Путиным?

— Совершенно верно. Как на региональном, так и на федеральном уровнях нужно постоянно искать и подбирать для выполнения ответственных управленческих задач тех, кто может работать лучше и эффективнее. Людей, умеющих делать, создавать, разумно рисковать, но идти вперед, а не порученцев, которые много лет сидят на зарплате и выполняют задания, спущенные сверху, не проявляя собственной инициативы.

Требуются новые менеджеры, способные зарабатывать для региона, создавать предпринимательскую региональную экономику. Умеющие грамотно рисковать, если нужно. Потому что инвестиционный процесс, процесс развития немыслимы без разумного риска.

— То есть нужны губернаторы-«пред­при­ниматели»?

— Если угодно, да: то есть те, кто способен обеспечить опережающий рост доходов, инновационное развитие. А не те, кто умеет осваивать региональные бюджетные поступления и федеральные трансферты, да так, что потребность в них не уменьшается, а зачастую даже увеличивается.

Подобных мастеров потратить, к сожалению, слишком много еще в губернаторских креслах, а тех, кто умеет зарабатывать, развивать местную экономику, пока мало. Среди них калужский губернатор Анатолий Артамонов, белгородский губернатор Евгений Савченко, тульский губернатор Владимир Груздев — они на виду больше других… Надеюсь, что новые губернаторы будут им под стать. Научиться зарабатывать в регионах сегодня очень важно, потому что именно опережающий рост доходов способен обеспечить не только стабильность, но и развитие территорий, а вместе с ними и всей страны.

И самое, пожалуй, главное. Для того чтобы решать проблемы региона, нужно уметь объединять людей. Не консолидировать элиты, а консолидировать массы простых людей.

Точно так же, как мы объединились в поддержку присоединения Крыма, в отношении к ситуации на Украине. Это темы, в отношении к которым абсолютное большинство российского народа едино.

В каждом регионе есть такие темы — их необходимо выявить, объединить людей на их основе. Вот тогда в субъектах Федерации будет реальная демократия, а не формальная.

Очень важно, чтобы руководитель региона выступал с позиций большинства граждан, а не только элит, ставил своей задачей решение проблем большинства, а не узкого круга. Вот за такого руководителя пойдут и проголосуют всем миром, как голосуют за Путина.

Причем нужен не популист, а настоящий лидер, способный обеспечить участие этого самого большинства в процессе развития региона. Он может быть не очень приятным человеком, со скверным характером, но эффективным управленцем, действующим в интересах народа. Эффективность скажет сама за себя, и за него пойдет голосовать абсолютное большинство.

Сможем реализовать подобную схему в ключевых регионах России, получим качественно иной результат в сфере регионального развития нашей страны. Это сейчас самая главная задача. Сегодня нам нечего делить — нужно работать сообща, вместе идти вперед. Б

 

 

Соболев Анатолий Анатольевич родился в 1981 году в г. Долинске Сахалинской области.

В 2003 году окончил Институт ускоренного обучения руководящих сотрудников Санкт-Петербурга (специальность «Экономика и управление на предприятии транспорта», квалификация «экономист-менеджер»), в 2012 году — Северо-Западную академию государственной службы при президенте РФ.

В 2011 году завершил обучение по программе «Деятельность по строительству зданий и сооружений 1-го и 2-го уровня ответственности» Московской академии рынка труда и информационных технологий, в том же году — обучение по программе «Осуществление деятельности генерального заказчика и генерального застройщика» Международной академии менеджмента, маркетинга, инжиниринга.

Основные вехи карьеры: с 2003 года — заместитель главного инженера «МТП ГРУЗИНО», затем главный инженер предприятия.

В 2009 году приглашен на должность исполнительного директора одной из строительных компаний.

С 2010 года занимает должность генерального директора строительной компании.

С 2011 года — президент Северо-Европейской строительной компании (СЕСК) и Северо-Европейского строительного холдинга.

С 2014 года — председатель совета директоров СЕСК.