Сдача ВТО

1Рубрика | Страница редактора

Российские контрсанкции — сбывшиеся мечты противников вступления России в ВТО. Мечты сбылись (пока?) не полностью, только в сельскохозяйственной части. Доступ на наш рынок иностранной техники, в частности автомобилей, еще свободный (ранее, как известно, он был ограничен высокой пошлиной, благодаря чему развивались российские заводы иностранных автоконцернов). Однако правительство уже приняло постановление об ограничении закупок иностранной техники для государственных и муниципальных нужд. Госзакупки — это весьма значительная доля платежеспособного спроса российского рынка автомобилей, коммунальной и специальной техники.

Санкционное противоборство Запада и России фактически ликвидирует пространство свободной торговли, предусмотренное ВТО. После вступления России в ВТО, казалось, на планете не осталось территорий глобального значения, не охваченных международной относительно безбарьерной торговлей.

Конечно, картинка не была идеальной: так называемые нетарифные ограничения использовали многие страны, в частности США, да и не только они. Российские металлурги, шедшие в авангарде лоббирования вступления России в ВТО, не получили чаемого снятия барьеров для своей продукции на Западе.

Но все же ограничения на торговлю в связи с взаимными санкциями не идут ни в какое сравнение с шероховатостями «довоенных» времен. Сложившаяся ситуация вредит и России, и западным странам. Вряд ли Запад захочет платить потерей российского рынка за более глубокую интеграцию Украины. А это значит, санкционное противостояние будет со временем ослабевать (и российские контрсанкции оказались весьма полезны для уменьшения санкционного ража, по крайней мере европейских политиков).

Однако произойдет ли в полной мере возврат к «довоенной» эпохе? В этом есть сомнения. Дело в том, что глобальная экономика в стагнации. Лишь несколько emerging markets демонстрируют рост выше статистической погрешности (но при этом много меньший, чем они же демонстрировали в прошлые годы). Бóльшая же часть экономик мира балансирует «около ноля», и как добиться их развития, пока непонятно.

Все стараются спастись поодиночке — и очень велик соблазн включить форсаж за счет искусственных конкурентных преимуществ собственных производителей перед иностранными. Это будут делать в ближайшие годы все страны мира — без оглядки на нормы ВТО.

 

Александр Полянский