Льготы для ответственных
Рубрика | Президентские / Правительственные программы
Текст | Николай АНИЩЕНКО
24 июля в Кремле прошло заседание Комиссии при президенте по делам инвалидов, которое практически полностью было посвящено проблемам образования детей с ограниченными физическими возможностями.
Среди принятых решений — прекращение массового закрытия коррекционных учебных учреждений без создания полноценных условий для инклюзивного образования в общеобразовательных школах. Заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов Александр Клепиков инициативу поддерживает.
«Сначала возникло такое чисто механическое копирование Запада: давайте «закрывать» всех инвалидов в обычные школы. На поверку оказалось, что это решение было неподготовленным. И родители инвалидов, и родители здоровых детей выступили против. А спецшколы ликвидировали».
Он утверждает, что добиться полной вовлеченности детей-инвалидов в образовательный процесс нельзя, и дело совсем не в специфических российских условиях. «Западные страны — например Италия — часто говорят, что у них полная инклюзия. Хотя, когда наши специалисты едут туда, они этого не видят».
«Всегда надо понимать, что инклюзия имеет некие реальные границы. И если государство разумное, то в нем все время будут существовать и инклюзивные, и специализированные школы. Пример: в школе для слепых дети получают образование гораздо лучше, чем в любой инклюзивной школе. Для слепоглухонемых же вообще невозможно в обычной школе сделать инклюзию».
Клепиков утверждает, что неподготовленная инклюзия способна причинить ребенку значительный вред. «Надо, чтобы обучение в обычной школе было доступно ребенку и физически, и психологически, чтобы была грамотно подобрана модель инклюзии; должны быть специалисты, методики. Откровенно говоря, хороших полностью инклюзивных школ я у нас не видел».
Дело, однако, не только в психологическом климате и образовательной программе. Инклюзивное образование — это межведомственная проблема, и здесь во взаимодействии различных органов не все всегда гладко, заявляет эксперт. С одной стороны, нужно организовать сопровождение детей-инвалидов: в штате школ должны присутствовать психологи, врачи. С другой, как и в ситуации с обеспечением инвалидов работой, недостаточно просто создать рабочие места — надо еще, чтобы люди имели возможность к этим местам добраться.
Этому помогает программа «Доступная среда», развитие которой замглавы ВОИ оценивает в целом позитивно, несмотря на ошибки. «Мне нравится, что там отрабатывается методика взаимодействия государственных органов власти с организациями инвалидов. Инвалиды приглашаются к выбору приоритетных объектов, которые надо приспосабливать в каждом конкретном городе».
Борются в обществе с кнопками вызова для инвалидов, когда при возникновении препятствий для передвижения к человеку с ограниченными возможностями выходят, чтобы помочь. «Это мы считаем неправильным. Сам инвалид должен иметь возможность зайти или заехать куда-то без посторонней помощи. Кнопка вызова решает не проблемы инвалида, а хозяйствующего субъекта», — уверен Клепиков.
По его словам, государство активно выделяет инвестиции на создание новых рабочих мест для инвалидов и поддержку существующих, заинтересовывает в этом работодателей. Однако у предприятий, которые трудоустраивают инвалидов, часто возникают проблемы с конкурентностью. Эксперт считает, что ее нужно повышать, предлагая для социально ответственных предпринимателей преференциальные условия. Б