Предвыборный поход в Европу
Рубрика | Сюжет месяца / Вокруг России
Текст | Тимур ХУРСАНДОВ
В прошлом номере мы уже публиковали анализ белорусской политики (см. № 8/2014, с. 22).
Однако Александр Лукашенко выступает со все новыми инициативами, и возникла потребность их проанализировать.
Когда в 1991 году Александр Лукашенко опубликовал свою первую программную статью «Диктатура: белорусский вариант», направленную против тогдашнего главы Верховного совета Станислава Шушкевича, мало кто мог подумать, что название окажется пророческим, хотя и в отношении совсем другого человека.
Довольно скоро бывшего директора совхоза, подавшегося в политику и ставшего главой государства, самого окрестят «последним диктатором Европы». Однако нынешний украинский кризис отобрал у Лукашенко пальму первенства в списке «плохих парней», и это дает белорусскому лидеру возможность для его излюбленного маневра между Европой и Россией.
Советский Союз в отдельно взятой стране
В июле исполнилось ровно 20 лет, с тех пор как Лукашенко является первым и пока единственным президентом Белоруссии. За эти годы он сумел стать полным и единоличным хозяином страны. Умело играя на ностальгических настроениях населения, Лукашенко в отличие от большинства своих коллег на постсоветском пространстве не обещает перемен и реформ, а наоборот — сохраняет островок СССР. Он даже грозится ввести то, что сам без стеснения называет крепостным правом. Белорусское правительство подготовило декрет, по которому сельским жителям будет запрещено менять сферу деятельности и переезжать в город. Мера знакомая: в Советском Союзе вплоть до начала 1970-х годов колхозники тоже могли отлучаться только по справке, подписанной председателем, да и то на срок не более 30 суток. Им не выдавали даже паспорта. Странно, что белорусский президент еще не перенял и эту советскую практику.
Казалось бы, при таком ущемлении свобод, помноженном на, откровенно говоря, не самый высокий уровень жизни, по Белоруссии то и дело должны прокатываться акции протеста, а то и бунты. Но нет. Большинство населения или симпатизирует Лукашенко — он, мол, против богатых, за бедных, за село, или инертно. Опросы, проведенные еще в конце 1990-х, показывали, что почти 70% белорусов поддерживали ограничения на ведение оппозиционной деятельности, а около 50% одобряли репрессивные действия по подавлению акций протеста. Эта статистика вряд ли сильно изменилась с тех пор.
Революция в подарок
«Подарки» белорусскому президенту преподносят и соседи. Одним из них стали события этого года на Украине. Пожалуй, именно Лукашенко оказался едва ли не самым главным политическим выгодополучателем от Майдана, последовавших за ним смены власти в Киеве, войны в Луганской и Донецкой областях и стремительного охлаждения отношений Россией с Западом. Его позиции внутри Белоруссии, и без того кажущиеся железобетонными, активно укрепляются. Добиться этого оказалось очень просто: Лукашенко всего-навсего заявляет, что в Белоруссии он никакого Майдана не допустит. В этом плане ситуация схожа с российской: и здесь, и там большинство населения считает, что даже плохонькая стабильность лучше, чем те ужасы, которые белорусские и российские телеканалы рассказывают о послемайданной Украине.
Конечно же, не воспользоваться ситуацией и не закрутить гайки еще крепче был бы грех. И вот белорусский парламент уже существенно расширяет полномочия силовиков. Поправки, принятые в закон о военном положении, подразумевают, что оно теперь может быть введено в Белоруссии в случае «посягательств на конституционный строй страны». Военные получат право применять оружие при подавлении массовых акций протеста, власти смогут запрещать деятельность любых неугодных им СМИ в период действия военного положения. То есть Лукашенко показывает, что готов самыми жесткими методами подавлять любые попытки устроить хоть какое-то подобие Майдана. И колебаться он в отличие от Януковича, так и не решившегося применить силу против киевских демонстрантов, явно не станет.
На Запад через Украину
Но внутриполитическими дивидендами выигрыш Лукашенко не ограничился. В то время как Москва, Вашингтон и европейские столицы все активнее рвут друг друга на куски, Минск выбрал очень правильную тактику. Не прибегая к открытой конфронтации с Россией, Лукашенко в то же время не скрывает, что не намерен присоединяться к антиукраинской истерии.
Для начала он отказал в поддержке Виктору Януковичу, которого российская сторона долго и упорно называла единственной легитимной властью Украины. Потом завел близкое знакомство с новыми властями в Киеве, принимал у себя в Минске Петра Порошенко, побывал на его инаугурации, предоставлял белорусскую столицу в качестве площадки для встречи контактной группы по урегулированию ситуации на Украине.
Белорусский президент скептически отнесся к присоединению Россией Крыма, не оценил идею федерализации Украины, о которой Москва с особым упорством говорит уже несколько месяцев, не поддержал инициативу о введении таможенных ограничений для украинских товаров после подписания Киевом соглашения об ассоциации с Европейским союзом.
Лукашенко даже пообещал помочь решить одну из главных невоенных проблем Киева — острую нехватку энергоресурсов. По его словам, Минск будет поставлять украинцам нефтепродукты. И это несмотря на то что львиную долю нефти Белоруссия получает из России, которой подобные инициативы могут и не понравиться. В общем, такое ощущение, что украинскую политику Минска формирует президент, например Австрии, а не Белоруссии.
Впрочем, удивляться по большому счету тут нечему. Любовь к России у «батьки» крайне непостоянна. Он очень хорошо чувствует момент, когда можно пойти на некоторое обострение отношений с Москвой, а в обмен получить какие-то блага от Европы. Так случалось не раз, так происходит и сейчас.
Несложно предугадать и время очередного рецидива теплых чувств к России. На 2015 год в Белоруссии назначены президентские выборы. Как обычно, они станут непростым периодом для взаимоотношений Лукашенко с Западом. Сценарий уже обкатан в 2006 и в 2010 годах. Тогда Евросоюз прозрачно намекал, что готов понять и простить и «социалистические» эксперименты Лукашенко, и даже некоторые нарушения прав человека, только проведите относительно честные, прозрачные выборы. Не получилось. Победа действующего президента, разгон многотысячных акций протеста, аресты оппозиционных лидеров, осуждение со стороны Европы и международных организаций, в первую очередь ОБСЕ. Что-то подобное, скорее всего, будет и на этот раз.
И тогда Лукашенко ничего не останется, кроме как снова вспомнить о братстве белорусского и российского народов, о построении Союзного государства. До очередной удачной волны с Запада. Б