Босс №09 2014 г.

Бремя для небогатых

5Рубрика | Налоги / Регулирование

Текст | Николай АНИЩЕНКО

Минфин приготовился к возвращению налога с продаж, в последний раз отмененного в 2004 году.

По задумке ведомства, конкретную ставку сбора установят регионы, чья казна будет таким образом пополнена, однако она не должна превышать 3%. Цена вопроса — 195 млрд рублей дополнительных доходов, которые, как посчитали в правительстве, поступят в бюджеты в течение 2015 года.

Заместитель заведующего кафедрой корпоративного управления, руководитель программы высшего образования ВШКУ РАНХиГС, д.э.н. Наталья Дуканич объясняет логику нового сбора. «У регионов достаточно серьезный дефицит бюджетов и скудные источники для получения собственных доходов: налог на имущество, транспортный налог и часть налога на прибыль. Был еще налог на игорный бизнес, но он сейчас работает в считаных регионах, где есть утвержденные игровые зоны».

Поэтому эксперт предполагает, что регионы уцепятся за такую возможность и установят максимально разрешенную ставку в 3%, никак не дифференцируя новый налог по видам товаров и услуг, хотя такая возможность содержится во внесенном в правительство законопроекте.

Этот документ, впрочем, мягче того, который предлагался первоначально. Согласно его тексту, налогообложению не будут подлежать социально значимые продукты, такие как хлеб или молоко. Соответственно, это смягчит удар по наименее обеспеченным слоям населения, и так несущим наибольшую налоговую нагрузку, если считать пропорционально доходам домохозяйств.

Но удар последует, и в первую очередь по кошельку покупателей, говорит Дуканич. «Налог с продаж — это косвенный налог. Поэтому, хотя собирать его будет розница, это налог на доходы конечного потребителя, то есть на население. Так что предприниматели, так же как с НДС, несильно от этого страдают напрямую».

Влияние налога с продаж на бизнес будет косвенным. «Большая налоговая нагрузка отразится на спросе со стороны населения и далее по цепочке: «меньше спрос — меньше возможности роста». К тому же налог с продаж, как и НДС, инфляционно активный. По оценкам ряда экономистов, за счет введения этого налога инфляция в годовом выражении может вырасти примерно на полтора процента».

В начале 2000-х, когда налог с продаж действовал в России в последний раз, арбитражные суды оказались завалены исками предпринимателей, связанными с исчислением и уплатой этого сбора. Дуканич вспоминает, что проблема тогда существовала в законодательстве, где был нечетко прописан объект налогообложения. «Если не указан какой-то из элементов налога, то он считается неустановленным. Поэтому сначала его все платили, но потом грамотные люди начали обращаться в суды. И тогда в него стали вносить поправки, а потом и вовсе сняли».

Кроме того, говорит собеседник журнала «БОСС», отмечались проблемы с нейтральностью сбора НДС, который взимался параллельно. «Он практически во многих случаях походил на налог с оборота (то есть взимался со всей стоимости — так же, как и налог с продаж). Это давало повод утверждать об идентичности налоговой базы обоих налогов и, следовательно, о двойном налогообложении, что запрещено в теории налогообложения».

Дуканич подчеркивает, что о полном решении этих проблем к настоящему моменту говорить нельзя, но они с точки зрения представленного законопроекта о налоге с продаж стали значительно мягче. Поэтому нового вала исков от предпринимателей в этой связи эксперт не ожидает. Б