Каим ГОЙГЕРЕЕВ: сегодня важно найти и устранить то, что мешает развитию

62Рубрика | Строительство

Текст | Николай ГУСАРОВ

Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Генеральный директор строительной компании «Ямад» (г. Гудермес, Чеченская Республика) кандидат экономических наук Каим Гойгереев считает, что Минстрой России ныне должен сосредоточиться на принципиальных вопросах развития строительного бизнеса в стране.

— Каим Касумович, как вы оцениваете первые шаги нового министерства — Министерства строительства и ЖКХ?

— Министерство сформировано, начало работать, принимаются решения, документы, нужные, важные для отрасли. Но если мы зададимся вопросом, можно ли сказать, что министерство вознамерилось решить принципиальные проблемы, мешающие развитию строительного комплекса в стране, ответ на него, к сожалению, будет однозначным: так сказать нельзя. Сегодня министерство предпринимает шаги, большинство из которых слабо сказывается на повседневной деятельности строительных компаний, на состоянии строительного бизнеса в стране. Потому и ощутимого эффекта нет.

Может быть, в части ЖКХ министерство действует эффективно, но в отношении же строительной отрасли Минстрой занимается улучшением фасада, хотя сам дом нуждается в срочных мерах.

К сожалению, не налажен контакт между министерством и отраслевым сообществом строителей. Я одного не могу понять: почему министерство не слушает пожелания, чаяния строительных компаний? Ситуация для строительного бизнеса не улучшается с каждым месяцем. С высокой вероятностью увеличится налоговое бремя, уже выросли ставки по банковским кредитам…

Проблемы строительной отрасли видны даже по косвенным признакам. Многие руководители муниципалитетов в разных регионах России (а фирма «Ямад» работает не только в Чеченской Республике, но и в других субъектах Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского и Южного федерального округов, так что ситуацию мы знаем не понаслышке) сообщают о сокращении числа строительных организаций на их территориях: якобы потому, что происходит очищение рынка. Однако на самом деле строительные фирмы умирают одна за другой, и вовсе не только маленькие. А выживают далеко не всегда самые сильные и чистые, но и те, кто обзавелся некими связями в государственных структурах, использует эти структуры как «крышу»… С рынка уходит конкуренция, а приходит на него монополия — вот что происходит на самом деле. Монополизация не синоним очищения рынка.

Если не решить все проблемы, которые подтачивают строительную индустрию изнутри, она развиваться не будет.

— Как этого избежать? Какие принципиальные проблемы нужно решить? Проблемы в налоговой сфере?

— Для строительных организаций нужно создать элементарные условия, для того чтобы защитить их от беззакония, от произвола чиновников, заставить чиновников выполнять законы.

Государство предпринимает много усилий для наведения порядка, постоянно меняет сложившиеся правила, и это, к сожалению, чаще приводит к большему беспорядку. Но, конечно, налоговая тема — центральная для строительного бизнеса, как, впрочем, и для любого другого бизнеса в стране.

Сегодня налоговая система не способствует развитию, имеет исключительно фискальный характер. Налоговое законодательство очень сложное, запутанное, рождает условия для произвола чиновников, бесконечных судебных споров. На мой взгляд, как не только топ-менеджера строительной отрасли, но и налогового эксперта, этот гордиев узел нерационально пытаться развязать — его можно только разрубить. Ввести единый налог и за счет него пополнять как бюджет, так и Пенсионный фонд. Это самое разумное, что можно сделать, ожидая нормализации ситуации в экономике.

Налог должен вноситься на один счет — это позволяет упростить налоговый учет. Неправильно разбивать налоги по разным счетам, разводить средства предприятия со счета предприятия по разным государственным карманам. Сегодня подразделения Пенсионного фонда в регионах и муниципалитетах цветут, как розы, за счет денег налогоплательщиков, при этом в Пенсионном фонде огромный дефицит.

Единый налог, фиксированный процент — оптимальный вариант и с точки зрения налогового администрирования, и для бизнеса. Заплатил налог — и ты чист перед проверяющими. К тебе никто не может прийти и заблокировать твою деятельность по причине неуплаты того или другого налога.

Кроме того, исчезнет смысл в разного рода ограничениях по использованию наличных денег — для малого и среднего бизнеса они необходимы. Когда налоговая система упростится, не будет никакой нелегальной обналички, фирм-однодневок, «крыш» и пр. Не нужен будет сложный налоговый учет на предприятии. Система функционирования предприятия станет простой и понятной как для бизнеса, так и для государства: контроль с его стороны максимально упростится. В существующей же системе ни бюджет не растет, ни бизнес не развивается.

Другая проблема, которая тормозит развитие строительного бизнеса, — «налоги» естественных монополий. Предприятия несут огромные расходы из-за высоких цен электроэнергии, нефтепродуктов, других энергетических ресурсов.

При этом во всех этих секторах ныне действуют либо государственные компании, либо компании, контролируемые государством. Не проще ли сделать эти сектора государственными и регулировать цены на энергоресурсы? От этого выиграют все — и малый, и средний бизнес, страдающий от энергетических монополий, и бюджет, в который будут поступать все доходы от деятельности энергетических компаний.

— Какие меры нужны, для того чтобы облегчить кредитование строительных организаций?

— Банк обязан предоставлять каждому предприятию средства по его доходам: это главное. Какие-то гарантии, залоги — все от лукавого.

Не должно быть и каких-то сверхтребований, в частности непосильных для строительных организаций процентных ставок (не более 4%). Ни у одной фирмы нет прибыли более 10%. Банкам выгоднее налаживать со строительными предприятиями нормальные партнерские отношения.

— Как вы оцениваете роль СРО в развитии строительной индустрии?

— Крайне отрицательно. Когда вводилась система СРО, говорилось о том, что она привносит новый дух в строительное дело. Увы, этого не происходит.

СРО превратились в систему ежемесячного сбора дани со строительных организаций, не выполняют ровным счетом никаких функций на строительном рынке, кроме создания для строительных организаций дополнительных затрат, которые определяются стоимостью работ.

СРО, скажете вы, выдают разрешения на строительство? Но они даются исключительно на основе документации, которую предоставляет строительная организация. Этим механизм СРО в худшую сторону отличается от механизма лицензирования.

Вообще в системе лицензирования было больше порядка и удобнее было работать строительным организациям. Лицензии имели фиксированную стоимость, платеж вносился разово на период действия лицензии, органы, выдающие лицензии, проверяли строительные организации не только по бумагам.

И самое главное: в масштабах страны существовала единая система регулирования строительства, а теперь — своя собственная в каждом регионе, которая, по сути, разрушает единый строительный рынок. Систему СРО и систему регулирования в целом нужно экстренно корректировать!

— Каковы перспективы развития строительной индустрии в Чеченской Рес­пу­блике?

— Строительство в республике развивается, строят наперегонки, все строительные организации и строительные рабочие собственные. Наша строительная индустрия на подъеме, что позволяет строительным организациям из Чеченской Республики выходить на рынки других регионов.

Но проблемы есть и у нас. Нас тоже душат налоги и значительные платежи естественным монополиям, мы также сталкиваемся с произволом чиновников, у нас сложности со СРО… Все это мешает развитию.

А если говорить во всероссийском масштабе, то сегодня очень важно найти, что мешает росту и строительной отрасли, и многих других отраслей. Если не искать и не устранять проблемы, ждать, когда они исчезнут сами, последствия могут быть самые печальные. Ситуация в малом и среднем бизнесе очень тяжелая. Если ее не исправить, не возникнет естественной основы для экономического развития. И наша страна не только остановится в своем развитии, но и может откатиться назад. Б

 

 

Гойгереев Каим Касумович, генеральный директор ООО «Фирма «Ямад». Родился 20 марта 1955 года в с. Кушов Кушовского района Ошской области. В Хасавюрте (Дагестан) окончил среднюю школу. Поступил в Махачкалинский строительный техникум, который окончил с отличием, затем поступил в экономический институт в Махачкале.

После окончания института по распределению направлен в Чеченское строительное управление ЧИАССР на должность мастера, где и решил остаться. После этого был начальником участка, главным инженером на строительстве биохимического комбината.

После чеченской войны организовал собственную строительную фирму, но по просьбе учредителей ООО «Фирма «Ямад» возглавил данную организацию.

Окончил аспирантуру в Орловском политехническом институте. В 2011 году защитил диссертацию. Кандидат экономических наук.