Босс №09 2014 г.

Леонид ДУБОВИЦКИЙ: мой принцип — сначала создавать условия, а потом требовать результат

58Рубрика | Взрывные работы

Текст | Николай ВИНОГРАДОВ

Фото | Личный архив Л.П. Дубовицкого

Генеральный директор ООО «Взрывпром» (г. Красноярск) Леонид Павлович Дубовицкий в октябре отмечает свой 75-летний юбилей. За более чем полвека профессиональной карьеры горного инженера, руководителя буровзрывной организации он отмечен десятками наград — профессиональных, общественных и государственных. Но главная награда для него — успешное развитие созданного им предприятия «Взрывпром»: одной из ведущих буровзрывных компаний в стране.

— Леонид Павлович, какова ситуация на рынке буровзрывных работ? Рынок растет, падает, стабилен?

— Рынок устойчиво растет: один за другим строятся в Восточной Сибири крупные нефтепроводы, газопроводы, а для их строительства, учитывая горно-геологические условия Восточной Сибири и Дальнего Востока, необходима колоссальная программа буровзрывных работ. Эта программа уже реализуется, и в 2015-м, 2016 годах она будет только расширяться.

Большие планы существуют и по строительству железных дорог и автомагистралей в нашем регионе — в их воплощении в жизнь также не обойтись без взрывников.

При реконструкции Транссиба требуются и взрывные работы. Так что объем рынка буровзрывных работ увеличивается, и наши услуги сейчас востребованы как никогда.

— Сегодня главные ваши заказчики — компании, которые занимаются трубопроводным и транспортным строительством?

— Важнейший для «Взрывпрома» сейчас проект — нефтепровод Куюмба—Тайшет. Куюмба — крупное месторождение нефти в Эвенкии (Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края), которое, согласно планам, через три года будет давать нефть в ВСТО-1. От Тайшета нефтепровод, как вы знаете, идет до Находки. Эта часть нефтепровода, кстати, была построена с участием нашей компании. В рамках строительства нефтепровода Куюмба—Тайшет возводится также проезд Богучаны—Куюмба вдоль трассы: на этом проекте мы также задействованы.

Много крупных наших проектов связано с железнодорожным строительством. Это прежде всего участие в строительстве вторых путей железнодорожной линии Абакан—Тайшет, знаменитой трассы мужества.

Кроме того, работы на участке Меж­ду­ре­ченск—Тайшет. Они очень сложны технологически, так как железнодорожная линия находится в непосредственной близости от места работ, и только во время «окон» на два часа в движении по ней можно вести взрывные работы. Не каждая буровзрывная компания за такое возьмется, не каждой доверят столь ответственную работу… Нам доверили, и мы справляемся!

Помимо проектов в области трубопроводного и транспортного строительства мы задействованы в проектах разработки полезных ископаемых. «Взрывпром» уже четвертый год работает по заказу китайской компании на Кызыл-Таштыгском месторождении полиметаллических руд в Республике Тыва. Там очень сложные климатические условия — даже летом может лежать снег; не менее сложные условия технологические. Тем не менее месторождение с нашей помощью активно развивается, заказчик очень нами доволен — и скоростью выполнения работ, и качеством, и безопасностью.

«Взрывпром» выполняет задачи на нескольких месторождениях строительного камня. Это, например, «Калточеть II» в Богучанском районе. Камень с этого карьера пойдет на строительство «нашего» нефтепровода Куюмба—Тайшет, а также на строительство Богучанского алюминиевого завода и на реконструкцию автотрассы Богучаны—Канск. Кроме того, Чернореченское месторождение в Козульском районе нашего края. Строительный камень с него востребован для реконструкции Ачинского НПЗ компании «Газпромнефть» и автотрассы Москва—Владивосток (М-53) на участке Ачинск—Красноярск. А также Локатуйское месторождение долеритов в Нижнеингашском районе Красноярского края, с которого будет поставляться камень на реконструкцию еще одного участка автотрассы М-53: Канск—Тайшет.

Таким образом, компания «Взрывпром» участвует в реализации большинства крупнейших народно-хозяйственных проектов в нашем крае и Восточно-Сибирском регионе.

— Как менялся рынок с 2006 года, когда начала свою деятельность компания «Взрывпром»?

— Во второй половине 2000-х годов востребованы были прежде всего взрывные работы на удаленных от Красноярского края участках строительства ВСТО-1 и ВСТО-2 — в Якутии, Приморском крае, Амурской области, Хабаровском крае, Иркутской области…

Мы участвовали также в крупных инвестиционных проектах развития Нижнего Приангарья — в частности в прокладке железнодорожной ветки Карабула—Ярки в Богучанском районе. Работали на строительстве автотрассы М-53 на трех участках: Чита—Хабаровск, Канск—Тайшет и Ачинск—Красноярск. Выполняли взрывные работы в рамках сейсморазведки в Богучанском районе, осуществлявшейся ОАО «Тюменьнефтегеофизика»; масштабные вскрышные работы на крупном угольном разрезе в Туве…

Это был период длинных, трудных денег, но он был необходим, для того чтобы сегодня мы могли успешно выигрывать тендеры на работу в рамках строительства новых и новых участков ВСТО, транспортного строительства, разработки полезных ископаемых.

Сейчас основная наша деятельность ведется ближе к дому — в родном Кра­сно­яр­ском крае: очень много работы в родном субъекте Федерации! При этом портфель заказов компании в 2014 году по сравнению с 2013-м вырос более чем в три раза.

— А в каких еще субъектах Федерации вы сегодня работаете?

— В соседних Республике Тыва, в Рес­пу­бли­ке Хакасия… С конца текущего — начала следующего года будем работать также в Иркутской области и Якутии: ныне проводятся тендеры, в которых мы участвуем, вскоре выйдем на подписание договоров с заказчиками.

Генеральные заказчики наших работ — «Транснефть», «Газпром», ОАО «РЖД» и другие крупнейшие компании страны. Подрядчиками выступают строительные организации, а мы работаем в качестве субподрядчика.

— Компания «Взрывпром» выполняет все виды взрывных работ?

— Да, весь спектр буровзрывных работ: взрывы на открытых горных разработках, под водой, при рыхлении мерзлых грунтов, борьбе с лесными пожарами… Есть отдельные виды взрывных работ, которые мы выполняем достаточно редко: например, валка зданий и сооружений, сварка металлов взрывом, ледоходные работы… Их сейчас мало заказывают, но мы прекрасно умеем делать и такие взрывы.

— Насколько типична для рынка буро­взрывных работ модель специализированной буровзрывной компании — такой, как «Взрывпром»?

— Эта модель типична для нашей сферы еще с советских времен. Я начал работать в буровзрывной отрасли с 1962 года, и уже тогда буровзрывные работы выполнялись только специализированными организациями.

Трудился в тресте Союзвзрывпром Мин­мон­таж­спецстроя СССР, в состав которого входило 22 региональных управления, в том числе управления в Крас­но­ярске, Иркутске, Уссурийске… 39 лет я отдал Крас­но­ярскому управлению Союз­взрыв­прома, из них 30 лет был главным инженером этого управления.

Из бывшего Красноярского управления Союзвзрывпрома я ушел в довольно крупную Красноярскую дорожно-строительную компанию «Илан» на должность заместителя генерального директора, но и там создавал «отдельный» буровзрывной бизнес и руководил им. Организовывал получение лицензии на применение, хранение и распространение взрывчатых материалов промышленного назначения, подбирал персонал и формировал команду специалистов, отвечал за закупку специальной техники и материалов…

Потом на полтора года я уходил в холдинг «БАМтоннельстрой»: был заместителем генерального директора его дочернего ЗАО «Тоннельный отряд №22» по буровзрывному направлению. Вернулся уже на должность генерального директора самостоятельной компании — ООО «Взрывпром» (первоначально в составе группы «Илан»).

— Каковы ваши преимущества перед конкурентами?

— Мы можем изготавливать взрывчатые вещества непосредственно на месте работы на передвижной смесительной установке — это экономит время и финансовые средства. Кроме того, наши мобильные группы могут выехать в любую точку страны и за рубеж вместе с необходимым оборудованием — это также довольно редкая на нашем рынке услуга.

У ООО «Взрывпром» собственные разработки по буровзрывному делу, собственные ноу-хау, защищенные патентами, в том числе патентом на создание нового взрывчатого вещества, обладателем которого является ваш покорный слуга. Мы работаем с гарантией качества — за счет того, что у нас сильный, крепкий, квалифицированный, слаженный коллектив, с опытом работы на самых сложных объектах.

— Кто ваши специалисты, где вы их ищете, как удерживаете?

— Если говорить о специалистах ИТР, то это горные инженеры. Значительная их часть — выпускники Красноярского университета цветных металлов и золота. Это, можно сказать, наш базовый вуз. Кроме того, наши специалисты — выпускники Уральского горного университета, ранее Свердловского горного института им. В.В. Вахрушева, моей альма-матер — старейшего вуза Урала. А также Московского и Санкт-Петербургского горных университетов, горных факультетов Иркутского и Дальневосточного политехнических университетов. Специалистов же рабочих профессий, прежде всего бурильщиков, взрывников, готовят для нас в Красноярске — в красноярских профтехучилищах…

Тщательно подбираем сотрудников, обеспечиваем интересную работу в здоровом высокопрофессиональном коллективе, хорошие условия труда, зарплату выше рынка. Потому что главное в нашей сфере, как и в любой другой, не оборудование, не материалы — люди.

— То есть дефицита кадров вы не ощущаете?

— К сожалению, чаша сия полностью нас не минула: ощущаем нехватку и инженеров, и взрывников, и бурильщиков. Не каждый пойдет работать на территориях, где полностью отсутствуют дороги и передвигаться можно либо по зимникам в холодное время года, либо по водным путям в теплое, месить пыль и грязь, докучают комары, мошки… Работать все время в отдалении от дома, от семьи очень тяжело. И на такие условия соглашаются люди особого склада.

Искать таких людей, создавать оптимальные условия для их труда и быта — наша главнейшая задача. На днях я вернулся из командировки с одного из наших дальних объектов на строительстве нефтепровода Куюмба—Тайшет. Полгода назад там была тайга, а сегодня — целые поселки из специализированных вагончиков для временного проживания с необходимой инфраструктурой для работы и отдыха. В таком «поселке» людям комфортно трудиться и находиться в нерабочее время. Потому они и держатся за работу в нашей компании.

А наше, руководителей, предназначение — беречь сотрудников, давать им возможность развиваться профессионально и увеличивать свое материальное благосостояние. Нам это удается — костяк нашей фирмы сохранился со дня ее создания.

— Как увлечения — спорт, поэзия — помогают вам в работе?

— Они добавляют энтузиазма. А без энтузиазма нет движения, а значит, нет жизни, ведь жизнь — это движение. Кроме того, спорт дает здоровье, укрепляет дух. Я участник 19 чемпионатов мира по лыжным гонкам для спортсменов среднего и старшего возраста и продолжаю участвовать в соревнованиях.

Вкакоймереподспорьемвамявляетсясемья?

— Семья — это самое главное для меня, семья на первом месте!

— Какое значение для вас имеет меценатство?

— Это для меня такое же служение обществу, служение краю, в котором живу и работаю, как и моя основная деятельность.

Почти 30 лет назад я создал лыжный клуб «Краснояры». Сегодня он объединяет сотни лыжников нашего края. Клуб известен как участник множества российских и международных соревнований. Последнее наше достижение — участие в чемпионате мира по лыжным гонкам среди спортс­менов среднего и старшего возраста в Австрии, где мы завоевали 13 золотых, 11 серебряных и 3 бронзовые медали, столько же завоевала и Москва.

«Взрывпром» помогает детским спортивным школам, спортсменам-лыжникам. Большое внимание уделяем помощи детям-инвалидам, особенно финансированию хирургических операций, которые смогут вернуть их к полноценной жизни.

— Как бы вы сами охарактеризовали свой стиль управления?

— Я стремлюсь быть очень гибким по отношению ко всем условиям работы, в частности тем, что связаны с заказчиками. Приведу пример. У вас в Москве есть такая строительная компания — ЗАО «Афина Пал­лада». Она склонна задерживать платежи. Некоторые наши сотрудники предлагали: «Давайте не будем с ней сотрудничать!» Но я все-таки не разорвал договор — добивался выплат и добился. Мы рисковали, работали в долг, но риск оказался оправдан: наша компания в прошлом году была обеспечена объемами работ.

Руководителю нужно опираться на знание психологии как партнеров, так и сотрудников, знать, где надавить, и знать, как не передавить. Это приходит с годами, с опытом…

Но самое главное для руководителя, на мой взгляд, правильно выстроить отношения со своими сотрудниками. Нужно сначала создать условия для выполнения работы, а потом требовать от сотрудников отдачи. Если ты будешь сначала требовать, а потом создавать условия, ты ничего не добьешься.

— Что самое главное, что сделано вами за профессиональную жизнь?

— Если говорить в чисто профессиональном плане, то за 52 года работы приходилось выполнять и большие и маленькие взрывы, и на первый взгляд и «простые» и «уникальные».

В Красноярске нет ни одного завода, ни одного предприятия, где бы я не выполнял уникальные взрывы по валке зданий и сооружений, дроблению фундаментов при реконструкции в действующих цехах и сооружениях. А в Красноярском крае, Хакасии, Туве и Якутии, где работал от Союзвзрывпрома 39 лет, нет ни одного вновь созданного предприятия, где бы не производил взрывные работы.

В Красноярском крае это Красноярская ГЭС, Ачинский глиноземный комбинат, Красноярский алюминиевый завод, Ачинский НПЗ, Кия-Шалтырский нефелиновый рудник, Ирбинский и Крас­но­ка­мен­ский железные рудники, Енисейский лесопромышленный комплекс, строительство аэропортов — Диксон, Игарка, Байкит, Тура, Ванавара.

В Туве — строительство комбинатов «Тува­асбест» и «Тувакобальт». В Хакасии — строительство Саяно-Шу­шен­ской ГЭС, Аба­кан­ского вагоностроительного завода, Туимского завода цветных металлов, курортов «Шира» и «Учум».

В Якутии это строительство газопровода Таас—Тумус—Якутск, снос старых зданий и сооружений в центре Якутска, строительство Нерюнгринского угольного разреза, реконструкция Нижне-Куранахского ГОКА комбината «Алданзолото», Якутского цементного завода, строительство водоема взрывом на выброс емкостью 250 тыс. м3 на берегу Ледовитого океана, п. Таймылыр, строительство аэропорта Тикси.

Это все автодороги Красноярского края, Тувы, Хакасии и Якутии, построенные за последние 50 лет, в том числе БАМ.

А в 1964 году я участвовал в качестве начальника зарядки в проведении самого большого в истории человечества промышленного взрыва — на строительстве Аму-Бухарского канала: одновременно было взорвано 9360 т взрывчатки! Получился канал 14 км длиной, 25 м шириной и 20 м глубиной. За 2 секунды было выброшено 5,5 млн м3 грунта с процентом выброса проектного сечения 98%.

Кроме того, мои профессиональные достижения — разработка новых технологий во взрывном деле, которым я и мои коллеги занимаемся долгие годы.

— А также создание одной из крупных компаний на российском рынке буро­взрывных работ…

— Безусловно.

Если говорить о главном достижении в человеческом, духовном плане — это участие в восстановлении храма Христа Спасителя. Это был знаменательный момент в моей жизни.

Знак судьбы в том, что в 1931 году мой учитель по взрывным работам в молодости участвовал в сносе храма Христа Спасителя. Я как бы искупил его вину… Саянский белый мрамор с карьера «Саянмрамор», которым отделана главная святыня страны, я добывал взрывом.

Помню, как мне вручали орденский знак «Звезда Славы Отечества» в храме Христа Спасителя в 2012 году. Передо мной выступал один известный певец — очень длинно говорил. Когда пришел мой черед выходить за наградой, моя дочка — она была там со мной — шепнула мне: «Папа, пожалуйста, скажи покороче». И я вместо речи прочитал стихи, придуманные там же в храме, пока я перед церемонией осматривал его:

Творить добро почти с порога,
Не сомневаясь ни на миг,
Исполнить долг, завещанный от Бога,
И это правда, а не миф! Б

 

 

Издательская группа «Профи-Пресс»

и редакция журнала «БОСС» сердечно

поздравляют Вас, Леонид Павлович,

с 75-летним юбилеем!

Желаем крепкого сибирского здоровья Вам и Вашим близким,

успехов в деле, которому Вы служите,

а также успехов в спорте и творчестве!

 

 

Награды Дубовицкого Л.П.

 — Орден «Во славу Отечества» I и II степеней.

 — Именная звезда на Аллее Славы площади 850-летия Москвы.

 — Высшая Международная общественная награда Золотого ордена «Звезда Мецената» с бриллиантами.

 — Памятная табличка в основании скульптурной композиции «Мир добра» в Москве.

 — Орден «Рубиновый крест» высшей степени.

 — Золотой орден «Герой Труда».

 — Диплом Международного общественного статуса «Миротворец столетия».

 — Орден «Звезда экономики России» с вручением сертификата «Бизнесмен года».

 — Общественная благотворительная премия мира «Бизнес-Премьера-2012» в категории «Золото».

 — Орденский знак «Звезда Славы Отечества».

 — Золотая грамота мецената за выдающийся вклад в дело возрождения высоких идеалов духовности и милосердия.

 — Памятная золотая медаль «За заслуги в общественной деятельности» фонда «Содействие».