Рост на три-четыре года

8Рубрика | Отрасли

Текст | Николай АНИЩЕНКО

Российская интернет-индустрия в последние годы показывала рекордный рост: в 2011 году — на 33%, в 2012-м — на 26%. Двузначный рост постепенно замедляется, но оставляет после себя инерцию, по которой интернет-рынки будут серьезно расти еще некоторое время. Как это влияет на экономику?

Интернет-предприниматель, владелец портала LiveInternet.ru Герман Клименко уверен, что никаких особенных секретов роста бизнеса в Рунете нет: это эффект низкой базы, вызванный, в частности, небольшим (по сравнению с развитыми странами) уровнем проникновения Сети.

По оценкам инвесторов, серьезный рост Рунета и связанной с ним экономики продлится где-то три-четыре года, «пока не закончится население, которое еще не подключено к Интернету». В результате все компании из сектора b2c, работающие с частными лицами, в той или иной мере будут погружены в Интернет.

Клименко говорит, что пионером освоения Интернета стал российский ритейл. И это сейчас помогает ему переживать трудные времена. «Онлайн-торговля хоть как-то растет в отличие от традиционного ритейла, который потихонечку загибается по многим причинам, к Интернету не имеющим отношения. Но у чистых интернет-магазинов дела идут лучше. Потому что у них нет этого обременения в виде тысяч точек, а есть просто пункты выдачи, которые технологически, организационно и налогово обслуживать легче».

Чтобы победить в Интернете, к руководству в компаниях, не связанных напрямую с онлайн-бизнесом, должны приходить менеджеры, которые с Сетью на «ты». «Надо, чтобы руководитель не задавал вопросов типа «Почему по такому-то запросу мы должны быть первыми в поисковой выдаче?». Как только такой вопрос директор задает, перспектива этой компании равна нулю», — заявляет эксперт. По его словам, будущее в b2c-отраслях за «такими тиньковыми, которые, конечно, не станут профессионально разбираться в конкретных онлайн-рынках, но будут знать, о чем в Интернете идет речь».

Что касается развития конкретных интернет-рынков — программирования, услуг по созданию сайтов и поисковой оптимизации и так далее, рассказывает Герман Клименко, то большинство из них следует за крупными игроками из других секторов экономики, которые приходят в онлайн, обслуживают их. Развитие иных интернет-рынков сдерживается лишь уровнем инфраструктуры.

«Видеоконтент, понятное дело, зависит от качества кабелей, и более ни от чего. Вот есть программа, что в каждом 200-тысячнике будет оптоволокно с пропускной способностью 10 Гб/с, наверное, тогда у нас резко начнет развиваться это направление. Если не решат данный вопрос, этим будут заниматься только Москва, Питер и прилегающие к ним регионы».

Эксперт уверен: сейчас в Рунете активно растут финансовые сервисы. «Связной», «Тинькофф» и еще ряд примкнувших к ним по большому счету превращаются в интернет-компании, где клиент становится «дойной коровой».

Что касается интеграции российского интернет-бизнеса в глобальные рынки, то тут, по мнению интернет-предпринимателя, многое зависит от конкретного направления.

Эксперт уточняет: «На международном рынке мы выглядим не так плохо, как Бангладеш, Польша или Германия. У нас есть своя индустрия, свои разработчики — известные компании; да и гиганты интернет-индустрии сами по себе создают достаточно крупных разработчиков».

«В этом смысле перспектива продвижения за рубеж — она теоретически есть. С другой стороны, можно вспомнить историю «ВКонтакте», который пытался продвинуться на Запад и столкнулся со значительным сопротивлением «с той стороны», — говорит собеседник журнала «БОСС». — Пробовать можно — и пробуют, и зарабатывают деньги. Но здесь они лидеры, а там они подбирают крошки. Так что часто выходит, что гораздо легче «доокучить» отечественный рынок и поднять доход с клиента с условных 10 долларов до 15–20, чем выйти туда». Б