Брак как препятствие для кандидатов
Рубрика | Взгляд на власть
Текст | Александр ИГНАТОВ
Большинство независимых претендентов на статус кандидата в депутаты Мосгордумы отсеялось на этапе сбора подписей.
Они не смогли преодолеть введенный недавно барьер в 3% жителей округа, которые должны поставить подписи в поддержку выдвиженца, а в собранных подписях некоторых из них обнаружили большое количество брака. Впрочем, многие кандидаты даже не стали их сдавать в избирком.
В первую очередь большинству независимых кандидатов не хватило организационной структуры, которая позволила бы им собрать необходимое количество подписей. Не всем хватило и сторонников.
Процедура сбора подписей в достаточной степени регламентирована законом, и при грамотной организации процесса сбора количество брака в подписных листах можно свести к минимуму. Некоторые из независимых кандидатов писали в блогах, что сами обнаружили в собранных за них подписях большой процент брака. На самом деле здесь мы можем верить только их заявлениям. Но окончательный процент брака в силах определить лишь избирательная комиссия.
Основное количество брака вызвано, конечно, нечетким инструктажем сборщиков и их невниманием. Бывает, они не полностью или неправильно (где-то в цифре или букве ошибутся) указывают данные о гражданине. Бывают случаи, когда у человека паспорт недействителен.
Я не говорю о браке, возникающем вследствие неправомерных действий, например фальсификации подписей, когда просто собирается группа людей, которая ставит подписи за огромное количество избирателей. Это может определить эксперт. Говорить об этом сейчас бессмысленно, потому что самостоятельно никто не признается, что он этим занимался.
Требования закона к подписным листам действительно жесткие. Они иногда формальные, однако одинаковы для всех, кто собирает подписи. Там есть вещи, которые по закону необходимо обязательно указать. Например, наименование субъекта Федерации, в котором проживает гражданин. Вроде всем понятно, что если речь идет о выборах в Мосгордуму, то это Москва, и тем не менее в данных каждого подписанта это нужно указывать: таково требование закона.
Приходится слышать утверждения некоторых комментаторов, что от регистрации или нерегистрации оппозиционных кандидатов зависит и процент явки на выборах. На самом деле на явку влияет не столько оппозиционность кандидата, а то, как он ведет свою избирательную кампанию. Когда выборы более острые, с какими-то яркими нестандартными ходами, тогда они, конечно, привлекают большее внимание избирателей не только к этому кандидату, но и в целом.
Естественно, что если человек хочет проголосовать за того кандидата, которого нет в списке избирателей, то тогда он на выборы не пойдет.
Говорить об апатии на предстоящих в Москве выборах пока рано. Есть она или нет, будет понятно ближе к концу кампании. Но средняя явка у нас в стране по выборам нижнего уровня не очень высокая. Здесь мы наблюдаем тенденцию, обратную европейской. Там чем ниже уровень выборов, тем ближе кандидат к народу, тем избиратель больше понимает, с какими проблемами он пойдет к этому кандидату, и знает, за кого ему голосовать. У нас наоборот: голосуют в первую очередь за высшее руководство, а потом уже на каждую следующую ступеньку народу идет все меньше.
Важная особенность предстоящих выборов в Мосгордуму в том, что не смог мобилизоваться второй номер на прошедших выборах мэра столицы — Алексей Навальный. Ни один кандидат из «команды Навального» на сегодняшний день подписи не сдал, не смог набрать 3% поддержки избирателей в своем округе. Здесь, наверное, причины разные. Однако есть и общая: членам команды не хватило своей собственной популярности и узнаваемости, ведь фигура Навального гораздо более медийно раскручена, чем его сторонников. Б
Игнатов Александр, исполнительный директор Российского общественного института избирательного права.
Родился в Москве в 1979 году. В 2001 году окончил юридический факультет Государственного университета по землеустройству.
В 2006 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности «Конституционное и муниципальное право» в Российском государственном социальном университете.
До 2003 года — юрисконсульт коммерческой организации.
С августа 2003 по март 2007 года — юрист РОИИП.
С марта 2007 года — исполнительный директор РОИИП.
С 2010 года — член Общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК России.
С 2011 года — заместитель председателя Совета РОИИП.
Член Ассоциации юристов России, директор по научной и аналитической работе Ассоциации некоммерческих организаций по защите избирательных прав «Гражданский контроль».