Неопределенность увеличивает сметы


8Рубрика | Регионы

Текст | Николай МИРОНЧИК

Оценки необходимых вложений в Крым и Севастополь растут по мере того, как от многообещающих деклараций федеральные власти переходят к практике развития двух новых российских регионов.

По словам профессора кафедры внешнеполитической деятельности России факультета национальной безопасности Академии народного хозяйства при президенте РФ Александра Михайленко, те задачи, которые реализуются в Крыму в первую очередь, не требуют огромных затрат.

«Прежде всего это социальные дела: пенсии, зарплаты бюджетников, по которым было решение, что они должны достигнуть среднероссийского уровня. Это происходит постепенно: в апреле произведено повышение на 25%, в мае — на 25%; к 1 июля пенсии и зарплаты жителям Крыма и Севастополя увеличат в общей сложности на 100%. Второе важное изменение — переход на российский рубль, который состоялся 1 июня».

Особенно остро, по словам Михайленко, стоит проблема с отстраиванием банковской сети. «Если посмотреть украинское телевидение, то операторы прежде всего будут выхватывать очереди в банкоматах. Конечно, на довольно большом полуострове были тысячи отделений украинских банков, которые перестали там работать, а финансовые потоки ведь нужно обслуживать, — говорит эксперт. — Однако российские крупные банки, такие как Сбербанк и ВТБ, ушли оттуда, потому что не хотят попасть под международные санкции. Но уже в конце мая [зампред правительства Дмитрий] Козак докладывал, что в Крыму работает более 300 отделений российских банков. Это, например, банк «Россия», который все равно под санкциями».

Еще одна проблема, которую пришлось решать оперативно, — водоснабжение. Однако собеседник журнала «БОСС» подчеркивает, что первоочередные действия российской администрации здесь коснулись постройки надежной системы обеспечения питьевой водой востока полуострова. «За 23 года независимости Украина не смогла обеспечить восток Крыма водой. Ее подача там была нормирована по часам. После того как Крым стал субъектом РФ, буквально за две недели наши военные проложили там три ветки трубы, которая подает воду. Судак, Феодосия — эти города теперь с водой».

Что же касается Северо-Крымского канала, который перекрыт украинской стороной, найти этому источнику адекватную замену быстро не получилось. «80% воды, которая поступала из Северо-Крымского канала, шла на орошение, рисоводство. Поскольку этой весной проблема не была решена, естественно, с рисоводством вопрос закрыт, — признает эксперт. — Насколько я знаю, там сейчас планируется перепрофилирование сельского хозяйства, значит, столько воды в дальнейшем не понадобится».

Наконец, не менее важное направление работы — помощь Крыму с замещением 4 млн украинских туристов, которые в этом году не приедут на полуостров из-за принятого на Украине Закона «Об оккупированных территориях». Здесь меры поддержки широко известны: рекомендации сотрудникам бюджетных учреждений отдыхать в Крыму, субсидирование массовых перево­зок на крымском направлении и так далее.

Что касается более долгосрочных проектов, то оценки сумм, которые необходимо на них выделить, переживают рост. «Минэкономразвития в марте считало, что на покрытие дефицита бюджета Крыма потребуется ежемесячно 70–80 млн долларов, а общий объем ежегодных вложений для восстановления инфраструктуры составит 4–5 миллиардов, то есть 140–170 млрд рублей, — говорит Михайленко. — Сейчас прогнозы другие: в год это будет стоить от 150 до 200 млрд рублей. Но даже здесь между нижней и верхней границей прогноза разбежка в треть. Это означает, что оценка расходов очень приблизительная». Б

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте