Чиновникам нужна матрица


7Рубрика | Налоги / Регулирование

Текст | Николай АНИЩЕНКО

Идею предоставления налоговых льгот для гринфилд-проектов, которую в прошлом году закрепили законодательно для Дальнего Востока, многие призывают распространить на всю страну. Пока до практической реализации дошла только инициатива об общероссийских налоговых каникулах для малого бизнеса. Но и эта инициатива, похоже, тонет в бюрократической волоките. Что же делать?

Освобождать новые малые предприя­тия в производственной, научной и социальной сферах от налогов на два года Владимир Путин предложил в своем Послании в декабре прошлого года. Председатель Комитета по налогам «Деловой России» Марина Зайкова призывает говорить не только о малом, но о бизнесе в целом, и не о двух годах, а о периоде окупаемости.

«Пока у предприятия нет денег, пока оно не вышло на ноль, незачем сразу загонять его в налоговые долги. Надо дать предприятию вырасти, развиться. Предоставить ему налоговые льготы не на два года, а на период несколько больший — три или, храбро, пять лет», — уверена она.

Субъекты Федерации уже могут самостоятельно устанавливать пониженную ставку налога на прибыль в той ее ­части, которая идет в региональный бюджет. Каким-то губернаторам такая идея совсем не нравится, а какие-то благодаря этому инструменту успешно развивают пред­при­ни­мательство.

«Представитель одной цементной компании с большим числом филиалов в разных частях страны на нашем Налоговом комитете недавно очень хвалил Брянск — говорил, что это лучший регион по уровню комфорта ведения бизнеса в секторе промышленного несырьевого производства. Там льготы для предприятий по модернизации, по налогам на прибыль и на имущество — в общем, все те льготы, которые может предоставить любой регион в рамках Бюджетного и Налогового кодексов. Почему этим инструментом хуже пользуются другие — загадка».

Что касается общефедерального закона, который освобождал бы новые предприятия в перспективных отраслях от уплаты налогов и в бюджет страны, то Зайкова признается: в «Деловой России» не до конца понимают, как и чьими усилиями подобные благие инициативы трансформируются в законы. Однако еще хуже, когда параллельно с подготовкой «хороших» законов принимается такой законодательный акт, который благой инициативе противоречит. А такие примеры есть.

«У нас, с одной стороны, говорится, что неплохо освободить вновь открываемый малый бизнес, чтобы посмотреть, сколько народу в принципе готово работать или выйти из тени, если они там сейчас находятся. Инициатива в принципе хорошая. Но в апреле этого года принимают закон о том, что малый бизнес теперь платит налог на имущество. Там — инициатива, пусть хорошая, а здесь — закон, который у очень многих напрочь убивает желание заниматься бизнесом».

Так что, по мнению Зайковой, Послание президента и Основные направления налоговой политики — это хорошие программные документы. Однако без единого свода правил, который бы выступал четким ориентиром для всех законодателей, не обойтись.

Для этого эксперт предлагает принять экономическую программу развития бизнеса для всей территории России. По ее мнению, такой документ мог бы напоминать трехмерную матрицу: «С одной стороны — производства, которые мы хотим развивать, с другой — регионы, с третьей — величина бизнеса». «Что мы, допустим, хотим на Дальнем Востоке развивать крупные индустриальные центры, а в Москве — малый бизнес. И в зависимости от того, что и где мы хотим делать, мы бы принимали законы. Можно назвать это красиво «Экономической программой развития страны до 2020 года». Чтобы это был обширный программный документ, чтобы по нему потом четко отработали каждый пункт: приняли закон, подзаконники и дальше жили бы в этом новом, хорошем для бизнеса мире. Потому что пока много хороших инициатив так инициативами и остаются». Б

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте