Леонид ПЕТРОВ: мы вполне в состоянии навести порядок в своей стране, и пора браться за эту работу засучив рукава
Рубрика | Газовый комплекс
Текст | Иван МОЛЧАНОВ
Фото | ООО «Калининградское ПХГ»
ООО «Калининградское ПХГ» — это в первую очередь подземное газовое хранилище: основа газового хозяйства Калининградской области. Но не только: компания развивает также и другие направления бизнеса и попутно решает социальные проблемы. Об этом наша беседа с генеральным директором предприятия Леонидом Петровым.
— Леонид Алексеевич, какую роль ваша компания играет в газовом хозяйстве региона?
— ООО «Калининградское ПХГ» создано в 1999 году в Калининградской области. В то время ОАО «Газпром», да и вся страна переживали не лучшие времена. «Газпром» на семь лет приостановил строительство Калининградского подземного хранилища газа в отложениях каменной соли. ОАО «Подзембургаз», в структурном подразделении которого я тогда работал и строил ПХГ, перестало финансировать Калининградский участок глубокого бурения.
Для обеспечения охраны оборудования, техники и бурового инструмента был создан коллектив, для жизнедеятельности которого и сформировалось общество «Калининградское ПХГ». Это название объясняет и место дислокации, и принадлежность к газовой отрасли. Я как зачинатель строительства подземного хранилища в Калининградской области имел на это название моральное право.
С тех пор прошло много лет. Предприятие неуклонно развивалось, крепло, обрастало кадрами, техникой и накапливало опыт.
Являясь многолетним субподрядчиком «Газпрома», мы продолжаем строительство Калининградского ПХГ. Практически всю подземную часть хранилища, а именно основные ее элементы — скважины, мы построили силами своего предприятия. В 2013 году нам поручили проведение работ по обвязке с газопроводом первых двух подземных резервуаров Калининградского ПХГ. И то, что на открытие Калининградского ПХГ приехал глава «Газпрома» Алексей Миллер и произвел первый пуск, говорит о том, что предприятие с этой задачей справилось.
Благодаря своевременной и слаженной работе в том числе и коллектива нашего предприятия Калининградская область зимой 2013–2014 года уже пользовалась газом из подземных резервуаров Калининградского ПХГ.
— Каковы перспективы и проблемы развития комплекса газоснабжения Калининградской области?
— Перспективой развития газоснабжения Калининградской области считаю такое направление, как обеспечение энергетической безопасности граждан и предприятий нашего региона. Две существующие нитки газопровода пролегают по территории иностранных государств. Хотя мы и добрые соседи, но недавние события с европейскими газопроводами показали, как могут испортиться отношения. Наличие многомиллионного запаса газа в хранилищах на территории Калининградского эксклава позволит в случае необходимости поддержать население, предприятия и электроэнергетику области в рабочем состоянии. Но для этого требуется продолжение строительства подземных емкостей, предусмотренных проектом.
Другим подходом к энергетической безопасности региона может служить строительство морского терминала по приему сжиженного газа. Эти работы проводят «Газпром» и областное руководство, перспективы налицо.
Проблемы развития газоснабжения жителей Калининградской области могут выражаться только в одном — в отсутствии самоуважения у жителей этого эксклава. Мы знаем, что многие области Великой России перешли на газ еще при Хрущеве. А Калининградская область до сих пор «коптит» небо углем и дровами — и это в восьми часах езды до Берлина.
В последние два-три года «Газпром» помогает в обеспечении населения газом, прокладывая к поселениям газопроводы, а дальше все идет медленно и неуважительно безалаберно.
— Насколько остра проблема неплатежей со стороны государственных организаций и корпораций с государственным участием? Как ее можно решить?
— Наше предприятие работало и с РЖД, и с «Газпромом», и с муниципальными организациями, и с ЛУКОЙЛом. Вопрос неплатежей не стоял, все шло в оговоренные сроки.
— Расскажите о вашей модели построения бизнеса.
— Модель бизнеса на нашем предприятии строится на следующих принципах. Во-первых, выбор ключевых партнеров — это дочерние предприятия «Газпрома», ЛУКОЙЛа, муниципальные органы. Во-вторых, поддержка деятельности предприятия по целому спектру направлений. В-третьих, доверие персоналу, поощрение инициативы, выполнение всех работ качественно и по регламенту, построение модели независимого предприятия, развитие разных сфер применения сил персонала.
— Какое значение в вашем бизнесе имеют вспомогательные направления, в том числе сельскохозяйственного профиля?
— Мы развиваемся по многим направлениям, о чем говорит хотя бы то, что на вооружении предприятия 57 единиц различной техники, и вся она исправна и в отличном состоянии. Одних буровых станков и установок шесть штук, можем и выполняем работы по ремонту скважин для населения и муниципалитетов. Выпускаем строительные материалы — пенобетонные блоки и тротуарную плитку, строим станцию технического обслуживания автомобилей: закупили итальянское оборудование для нее. Строим цех по распилу древесины: приобрели американскую ленточную пилу и другое оборудование, получили лицензии на разведочные работы на пресную воду и минерализованную, бурим скважины для подсчета запасов воды. Проект и стройматериалы для цеха по разливу бутилированной воды уже готовы.
Предприятие занимается грузоперевозками и перевозкой пассажиров. Для обеспечения деятельности предприятия в плане доставки из России обсадных труб, цемента, химических реагентов и т.д. есть свои машины.
В нашем распоряжении и туристический автобус на 48 мест, который зарабатывал для предприятия услугами по перевозке туристов в Европу.
В сельскохозяйственном сегменте мы тоже присутствуем, поскольку располагаем своей большой столовой для персонала, обеспечиваем питанием сотрудников, а также работников ближайших предприятий «Газпрома». Построили свиноферму и выращиваем свиней. Для содержания живности засадили свои поля картофелем, пшеницей, рожью, для чего имеются своя сельхозтехника и специалисты. Занимаемсятакжептицеводством.
— Достаточные ли условия созданы у нас в стране для развития малого и среднего бизнеса?
— Про условия для малого и среднего бизнеса в целом в нашей стране мне рассуждать трудно. Вижу ситуацию только со своей колокольни: для меня ориентир — Налоговый кодекс. Что он дает, то и условия. Кредиты не берем, стараемся развиваться на свои средства.
— Как решаете кадровую проблему на предприятии, и как она, с вашей точки зрения, должна решаться в масштабах всей страны?
— Кадровой проблемой занимаюсь прежде всего лично я как первое лицо предприятия. Бурение — работа серьезная, трудная, работа на улице и тяжелая. Для начала собрал по Калининградской области пенсионеров-буровиков, предложил работу, зарплату и выдвинул условие — обучать молодежь правильным методам труда и правилам взаимодействия в коллективе.
Также собрал по окрестным деревням и городкам молодых ребят из разорившихся совхозов, дорожных управлений и пр. Произвел испытание трудом, воспитательной работой, не прошедших испытания отсеивал. Набрал коллектив с запасом. Большинство обучил в учебных центрах «Газпрома» в Калининграде и в Краснодарском крае.
Бурение велось во многих местах Калининградской области, везде без брака и аварий, качественно и в срок. Заказчики нашей работой довольны.
Кадровые вопросы в масштабах России решают профтехучилища. Где учили Героев Соцтруда? В ГПТУ, ПТУ, техникумах… А у нас все менеджеры с высшим образованием, а гвоздь забить не могут, не говоря уже о работе на токарном станке и бурении.
— Какие недостатки вы видите в воспитании современной молодежи?
— Хотя я человек пенсионного возраста, современную молодежь упрекать не буду ни в чем. Недостатки в воспитании молодежи кроются в семье, в школе и обществе.
Люди моего поколения помнят комсомольские, партийные и профсоюзные собрания. Там формировалась культура поведения, закреплялись воспитательные мероприятия, проводимые школой и семьей! Скажете, устаревший подход? Но пока не придуман новый, не игнорируй старый!
— Каковы перспективы развития Калининградской области, превращения ее в бездотационный регион?
— Калининградская область расцветает с каждым годом. Мое мнение: что хорошо получается, то и надо развивать. Получается добывать янтарь, обрабатывать, необходимо наладить биржу, продавать. Нужно дать еще большее ускорение ювелирному делу. Пусть Калининградская область будет раем для ювелиров.
Предоставить возможность иностранным банкам открывать свои представительства в области. Боимся усиления бегства капиталов? Да, нужно контролировать, но кредиты для бизнеса они дадут с более низким процентом.
Возобновить хорошую практику выдачи в Калининградской области краткосрочных виз для граждан остальной России. Тогда опять станут проводить семинары, симпозиумы различные организации из «большой» России. Допустим, мероприятие — семь дней, из них три дня — семинар, а три дня — выезд в Польшу, Литву, Германию. Получится, что и нам приток туристов, и нашим соседям приток туристов, а самим гражданам радость и впечатления от зарубежья.
Начнется отправка туристов поездами в Калининград. Здесь можно формировать группы и в поездку. Регион превратится в туристическую Мекку. Приехать на 7–10 дней и побывать без забот в Европе — желающих из «большой» России будет тысячи!
И конечно же, развивать сельское хозяйство. Больно смотреть на поля, прежде дававшие пшеницу, картофель и т.д., а сейчас заросшие кустарниками и деревцами.
— Какие шаги нужно предпринять, какие условия создать, чтобы постепенно обустроить Россию?
— Реализовать принцип, что главное богатство России — ее граждане, а не только декларировать его. Человек отравился купленными продуктами — магазин платит пять миллионов рублей. Нет денег? Продать магазин! Ушибли в автобусе — пять миллионов рублей, если нет денег, продать предприятие! Дали в аптеке поддельное лекарство? Пять миллионов рублей и закрытие аптеки. Сломал машину в яме на дороге? Пять миллионов с доруправления. «Залечили» в больнице, поликлинике — тоже пять миллионов. И все в пользу пострадавшего. Это будет реальная забота о людях.
Можно обустраивать Россию и штрафами. Появился на дороге в одежде без светоотражающей наклейки — штраф. Не заплатил — принудительные работы.
Часто говорят о том, что у нас такой менталитет — не уважать правила. Мол, это русская безалаберность. Но мы, когда бываем за границей, правила соблюдаем неукоснительно! Потому что санкции жесткие, а неисполнение карается ответственностью вплоть до уголовной. Так что дело совсем не в русском менталитете! Мы вполне в состоянии навести порядок в своей стране, и нужно засучив рукава браться за эту работу. Б
ПЕТРОВ Леонид Алексеевич, генеральный директор ООО «Калининградское ПХГ».
Родился 23 апреля 1952 года.
В 1972 году окончил Октябрьский нефтяной техникум (ныне Октябрьский нефтяной колледж им. С.И. Кувыкина, Республика Башкортостан), где получил специальность «Геолог», затем — Казахский политехнический институт им. В.И. Ленина (ныне Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева, Республика Казахстан) по специальности «Горный инженер», позже — Балтийский институт экономики и финансов (г. Калининград) по специальности «Экономист».
Стаж работы Л.А. Петрова — 44 года. Он работал в Западной Сибири — на Самотлорском нефтяном месторождении (г. Нижневартовск), на нефтяных месторождениях полуострова Мангышлак (г. Шевченко — ныне Актау, Республика Казахстан), с начала 1990-х живет и работает в Калининградской области. В 1999 году возглавил ООО «Калининградское ПХГ».
Л.А. Петров женат. Вырастил троих детей.