Комплекс постоянного развития

40Рубрика | ЖКХ

Текст | Николай ПОПОВ

Фото | ИТАР-ТАСС; ДЖКХиБ г. Москвы

Как решаются проблемы ЖКХ и благоустройства в столице? Об этом рассказывает глава профильного городского департамента.

Руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Андрей Цыбин считает, что, несмотря на множество нерешенных проблем, ЖКХ Москвы совершенствуется год от года. По словам Андрея Владимировича, город научился эффективно справляться с чрезвычайными коммунальными ситуациями, особенно «зимними», которые в Москве, как известно, случаются не только зимой, но также весной и осенью. Например, в апреле этого года был уникальный снегопад, какого в апреле в столице не было 130 лет. За сутки выпало 17 сантиметров снега.

Для чистки города на улицы столицы пришлось вывести 10,5 тысяч единиц техники. С ее помощью взялись за расчистку не только дорог, но и тротуаров, подходов к метро. Благодаря этому движение общественного транспорта в городе осуществлялось в штатном режиме. Это подтвердил и заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов. За день город полностью очистили от снега.

Цыбин подчеркивает, что весной город моется четырежды с использованием специальных шампуней. Дело в том, что за один раз отмыть асфальт от зимней грязи невозможно. По словам руководителя департамента, удается избавиться только от остатков нефтепродуктов, резины и прочего. Лишь после этого он становится чистым. Помывка происходит со специальным шампунем. Он нужен, чтобы смыть грязь и реагенты с дорог. Летом его применять нецелесообразно, к тому же это приведет к нерациональным тратам из бюджета.

 

Благоустройство

«Занимаемся дворами, газонами, вывозом мусора. Промываем фасады зданий — где-то с помощью специальных вышек, где-то помогают промышленные альпинисты. Приводим в порядок крыши домов», — замечает Андрей Владимирович. В благоустройстве помогают москвичи, выходящие на субботники, — миллионы неравнодушных людей. В этом году Департамент культуры подготовил обширную концертную программу — работать было веселее.

Парк уборочной техники постоянно увеличивается и модернизируется. За последние три года силами ГБУ «Автомобильные дороги» закуплено 5269 единиц техники. «Это, — говорит Цыбин, — многопрофильная техника, которая в зависимости от насадок и пыль сметает, и дорогу моет, и пылесосит, и обрабатывает реагентом. Есть еще около тысячи машин-пылесосов, в том числе и для тротуаров».

Одним из источников пыли и грязи, по словам главы Департамента ЖКХ, являются неправильно сформированные газоны, в которых земля выступает над бордюрным камнем. Когда идет дождь, она стекает на дорогу и тротуары. Чтобы такого не происходило, бордюрный камень надо на 5 сантиметров приподнять. Для этого за последние два года был проведен ремонт газонов на более чем 4,5 млн кв.м, продолжается ремонт остальных газонов.

 

Озеленение

Большая работа запланирована в «народных парках». Сейчас их 52, в 2014 году будет создано еще 53. Происходит также активное развитие цветников. Цветники в городе занимают более полумиллиона квадратных километров, их объем увеличится.

«Сажаем в основном однолетние, что, конечно, дороже, чем многолетники. Но даже однолетники плохо приживаются из-за экологии, порой за сезон меняем их 3–4 раза, — рассказывает глава Департамента ЖКХ. Городу эти замены обходятся бесплатно, ведь берем у поставщиков растения по гарантии».

 

Зимняя уборка

Раньше дороги посыпали технической солью, которая почву загрязняла. С 2000 года начали использовать противогололедные материалы, оказывающие минимальное воздействие на экологию. В 2010 году появилась возможность отказаться от конкретных названий реагентов, чтобы расширить конкурентную среду на этом рынке, определив необходимые параметры, которым должны соответствовать противогололедные материалы. «Технологию зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня» Государственная экологическая экспертиза одобрила. С тех пор город взял ее за основу.

Реагенты, применяемые на тротуарах, пешеходных зонах и во дворах, по заключениям экологов, негативного влияния практически не оказывают. Они созданы на основе мраморной крошки и муравьиной кислоты. Но экологическая планка постоянно повышается, российские ученые ведут поиск более эффективных и безопасных противогололедных материалов.

Последним предложением был «Би­шо­фит», который экологи признали недопустимым для применения в городе. Сами мы к новинкам готовы, ведь чем шире ассортимент реагентов, тем ниже цены на них.

Дороги должны быть «в асфальте». Это достигается комплексом регламентных работ, предписанных технологией зимней уборки. Впрочем, основную роль здесь играют реагенты. В Осло, отмечает Цыбин, живет 450 тыс. жителей. Когда выпадает снег, они спокойно пересаживаются на общественный транспорт, и там нет такого движения. А в Москве проживает 12 млн человек, насчитывается 5 млн машин. Однако даже при обильных снегопадах движение в Москве пусть и осложняется, но не останавливается в отличие от европейских городов. Добиться этого без применения реагентов невозможно.

На вооружении дворников появились тележки с дозаторами на 20 кг реагента, они уже работают в каждом округе. «Правда, дворники порой ленятся доставать их, предпочитают по старинке разбрасывать реагент совками. Это прямое нарушение регламента. Если кто-то из жителей увидит такую картину, сразу жалуйтесь. На порталы, в управы, в наш департамент, Объединение административно-технических инспекций города. Инспектора к каждому дворнику не приставишь. А за жалобы, которые при проверке подтверждаются, мы наказываем нарушителей материально».

Найти халтурщиков, по словам Цыбина, просто. Все машины, работающие на вылетных магистралях и кольцевых трассах, оснащены системой ГЛОНАСС. Она вычисляет маршрут, время работы, видит, как используется дозатор, на котором норма реагента выставлена по 30 погодным параметрам.

По поводу скользких тротуаров и сосулек. Жалобы на травмы из-за них были, но ни одного подтвердившегося случая не зафиксировано. «Порой человек хочет получить больничный или компенсацию от города, и ему советуют сказать, что он упал на скользком тротуаре или пострадал от сосульки. Недавний случай: бабуле 80 лет, написала, что упала на нечищеной улице. Стали разбираться. Оказалось, она четвертый год не выходит из дома», — рассказывает Цыбин.

Сосульки образуются только на скатных крышах. В Москве из 33 тысяч жилых домов скатные кровли имеют 12 779 домов. Для их расчистки сформировано 4365 бригад промышленных альпинистов, в которых работает 16 029 человек. Получается, на одну бригаду — три крыши.

За борьбу с наледью на крыше отвечает балансосодержатель здания. Кон­тро­ли­ру­ют очистку кровли Мос­жил­ин­спек­ция и Объединение административно-технических инспекций города Москвы. Если же произойдет несчастный случай, разбираться будет прокуратура.

 

Ремонт дорог

Серьезная проблема для дорожного покрытия — выбоины. Они постепенно образуются от переходов температуры через ноль градусов. Этой осенью, зимой и весной таких переходов было более 60. Больше, чем обычно. Поэтому и работа по ремонту дорожного покрытия предстоит большая, подчеркивает Цыбин.

Если в предыдущие годы в ходе приведения дорог в порядок следили только за толщиной асфальта, то сейчас в лабораторных условиях проверяется все — от состава смеси до конкретных ингредиентов. Вследствие этого на некоторых участках асфальт заставляли перекладывать трижды. «Причем платил за это не бюджет, а подрядчик, схалтуривший в укладке», — отмечает чиновник. С первого раза было не принято 1,1 млн кв.м асфальта из 23,5 млн кв.м.

По словам Андрея Владимировича, мэр поставил задачу изучить опыт заграничных дорожников. «Я с делегацией ездил к немцам, которые построили завод по производству асфальта в Питере. Они считают, что достаточно соблюдать рецептуру и качество ингредиентов — и асфальт будет служить долго. Но признают: в Москве, где температура воздуха за зиму сотни раз переходит через ноль, дороги существуют в экстремальных условиях, и эксплуатировать их сложнее».

Город старается в качестве дорожных рабочих больше привлекать жителей Рос­сии. И небезуспешно. Например, в ГБУ «Автомобильные дороги» вообще нет иностранцев, 25% рабочих — москвичи, остальные приезжают вахтовым методом из Курска, Белгорода, Тамбова, Рязани.

В одной из промзон на бюджетные деньги город построил спецгородок для них с достойными условиями проживания. При­чем за проживание работники пока не платят.

Цыбин объясняет это так: «На­ша задача не заработать на этих городках, а получить качественную рабочую силу, обеспечив ее хорошим заработком и жильем». Возможно, проживание будет платным.

 

«Жилищник»

Важнейший проект городского ЖКХ — ГБУ «Жилищник». Они приглашают москвичей дворниками и слесарями на вполне достойную зарплату — от 35 до 70 тыс. рублей.

Однако пока в этих учреждениях превалируют мигранты. В этом году в Москве действует уже более 40 ГБУ «Жилищник». В одном учреждении трудится порядка 1,5 тысячи человек, всем им нужно где-то жить. Сейчас город подбирает новые площадки для новых городков.

Количество мигрантов в коммунальной сфере, по мнению Цыбина, будет превалировать до тех пор, пока не завершится реформа по созданию ГБУ.

Планируется все ДЕЗы — городские организации — перевести в ГБУ, чтобы на территории одного района был один хозяин. «Есть, конечно, и частные управляющие организации, которыми жильцы довольны, — ради Бога, пусть работают. Но основная масса жилых кварталов будет в государственных руках», — подчеркивает Цыбин.

По сути дела, «Жилищник» — это хозрасчетные предприятия, с которых можно спросить. То же ГБУ «Автомобильные дороги» убирает 80% территории городских магистралей и еще 30–40% работы выполняет в округах. И претензий нет. Поэтому со следующего года оно будет убирать в округах 60% территорий.

 

Коммунальные платежи

Если говорить о задолженности по коммунальным платежам, то она ежегодно сокращается. Согласно городским законам, совокупный платеж за ЖКУ не должен превышать 10% совокупного дохода семьи (для сравнения: по российским нормам — 22%). Все, что сверх того, город субсидирует.

В результате большинство горожан платит в срок. С остальными разбираемся отдельно. К тому же, если у собственника возникают какие-то проблемы, он может в своем расчетном центре попросить рассрочку, и там составят график погашения задолженности.

Неплатежи ресурсоснабжающим организациям были актуальны в Москве в 2005–2006 годах, когда расчеты велись через управляющие компании. Порой ее руководители, собрав средства, скрывались. Дом становился неплательщиком, а жильцы — без вины виноватыми.

Потом платежи разделили. И теперь такой проблемы нет: управляющая организация получает только те деньги, которые положены на эксплуатацию жилищного фонда.

Расчет сейчас идет одновременно по домовому и по квартирным счетчикам. Тем, у кого нет в квартире водомера, управляющая компания может раскидать по платежкам лишнюю воду, но больше двух нормативов на жильца все равно быть не должно. «Если воды тратится больше, управляющая компания обязана обнаружить незаконных водолеев», — уточняет Цыбин.

Когда расчет сделан неправильно, нужно обратиться в Мосжилинспекцию. Она проверяет все жалобы москвичей, сама проводит контрольные проверки и даже направляет дела в суд.

В середине 2000-х годов были попытки выселения должников в качестве воспитательной меры по отношению к злостным неплательщикам. Сейчас такого нет. Но если жилец живет в муниципальном жилье и не платит годами, на него подают документы в суд и взыскивают задолженность. В случае если материальной возможности выплатить долг нет, его могут выселить на меньшую жилплощадь. В любом деле сначала в ситуации разбирается управляющая компания.

 

Управляющие компании

Мосжилинспекция ежеквартально составляет рейтинг управляющих компаний, ознакомиться с которым может любой желающий на ее сайте. Но запретить работать плохим компаниям невозможно по закону. Ведь их выбрали жильцы. И лишь при сигналах о нарушениях власти могут вмешаться.

По статистике, активных москвичей не более 20%. Вот они и выбирают управляющую компанию. «Не стоит, — уверен Цыбин, — осуждать тех, кто не принимает участия в делах дома. Как бы человек ни был занят, но, если в доме грязно, он обязательно пойдет на собрание и будет бороться за порядок».

Под началом частных компаний находится 20–25% домов, 10% приходится на ТСЖ и ЖСК, остальными управляют ГУП ДЭЗ районов и подразделения ГБУ «Жилищник», где они созданы. Частников в основном выбирают жильцы элитных домов, которые кроме уборки заинтересованы в охране своих домов и дополнительных услугах. ГБУ «Жилищник» предоставляет москвичам стандартный набор необходимых услуг, которых вполне достаточно. «Есть проблемы с частником? Пожалуйста, обращайтесь, город в лице «Жилищника» будет заниматься и вашим домом», — подчеркивает глава Департамента ЖКХ.

 

Жалуйтесь!

Жалобы — это оценка работы коммунальщиков и обратная связь с жителями. Чтобы она была бесперебойной, создан портал Правительства Москвы «Наш город». Раньше получали шквал жалоб «по заказу», когда сменившийся подрядчик забрасывал жалобами новичков, сейчас поступает больше реальных вопросов.

Власти, по словам Цыбина, реагируют на каждый сигнал. «Больше того, скажу прямо: мы заинтересованы в таких сигналах. Чтобы люди понимали это и информировали нас еще активнее о ситуации на местах, мы, например, собрали самых активных пользователей портала, дающих максимальное количество жалоб на состояние дорог. И, поблагодарив их, сказали, что воспринимаем их как наших внештатных инспекторов».Б

 

При подготовке публикации использованы материалы
выступлений А.В. Цыбина
в официальном издании
Правительства РФ
«Российская газета»

 

 

Цыбин Андрей Владимирович родился 6 августа 1959 года в городе Москве.

В 1982 году окончил Московский инженерно-физический институт. Кандидат технических наук.

С 1982 по 1985 год проходил службу в Вооруженных силах.

В 1985 году пришел на работу во Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электротехнического оборудования, где прошел путь от инженера-конструктора, научного сотрудника до главного конструктора.

С 1994 по 1997 год — директор АОЗТ НПК Всесоюзного научно-исследовательского проектно-конструкторского и технологического института электротермического оборудования «Мэлта».

С 1997 по 2008 год работал в префектуре ЮВАО города Москвы.

С 2002 по 2007 год учился в Российской академии государственной службы при президенте РФ по специальности «Юриспруденция».

В 2008 году назначен председателем Комитета по реформированию городского хозяйства города Москвы.

С 13 мая 2008 года являлся руководителем Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
6 июня 2013 года назначен исполняющим обязанности руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

С 17 сентября 2013 года — руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

Награжден благодарностью президента Российской Федерации, почетной грамотой Министерства регионального развития РФ, знаком отличия «За безупречную службу городу Москве», нагрудным знаком МЧС России «За заслуги».