Закон спровоцирует ошибки

7Рубрика | Налоги / Регулирование

Текст | Николай АНИЩЕНКО

В России разработан Национальный план по борьбе с уклонением от уплаты налогов и сокрытием бенефициарных владельцев. Всего в нем перечислено 19 мер, однако особое внимание уделено трастам. Россиянам готовятся запретить передавать средства в такие организации, если нет свидетельств их прозрачности.

По мировым меркам в России достаточно низкий уровень раскрытия информации о бенефициарах и владельцах компаний — как с точки зрения налогового контроля, так и с точки зрения обнародования данных по финансовой отчетности, утверждает заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет, экономический анализ и аудит» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Елена Чипуренко. Однако подобная инициатива, скорее, еще один способ давления на налогоплательщиков, и с этой стороны она не может приветствоваться, убеждена она.

«Мне кажется, перспективы у этой инициативы достаточно туманные. Потому что чаще всего те лица, которым средства передаются в траст, имеют отношение к офшорным компаниям. Но контроль за взаимодействием с офшорными компаниями давно вводится в России. Список непрозрачных офшорных зон давно есть в Минфине», — говорит Чипуренко.

Собеседник журнала «БОСС» согласна, что, запрещая россиянам передавать средства в непрозрачные трастовые фонды любой страны, законодатель пытается распространить юрисдикцию России в области гражданского права на другие страны. Ведь подобные вопросы обычно контролируются законами страны регистрации траста.

Эксперт опасается, что под прессинг нового документа могут попасть добросовестные владельцы бизнесов. По ее мнению, именно к таким последствиям привели уже принятые изменения в законодательство, вводящие контроль за трансфертным ценообразованием.

При этом сам дополнительный контроль требует большого количества специалистов контрольных органов, которые могут оценить ситуацию и признать налогоплательщика добросовестным или нет, а их в России еще нужно подготовить, говорит Чипуренко. Поэтому сразу рассчитывать на какой-то эффект нельзя.

«В период, пока специалистов не хватает, возможны ошибки. К чему они приведут? К тому, что пострадают те, кто является добросовестным налогоплательщиком. Есть риск, что эти предприятия вообще откажутся работать в России».

Для решения проблемы налоговых уклонистов эксперт полагает важным участие России в механизмах обмена информацией о собственниках предприятий и их контрагентах, которые активно разрабатываются на международном уровне.

На национальном уровне, считает Чи­пу­ренко, лучше действовать методами поощрительного, а не запретительного характера. «Надо вести речь, скорее, о большей перспективности политики соглашения между государством и налогоплательщиками. Нажим на налогоплательщиков нечасто дает положительный эффект, в России он обычно вообще не наблюдается. Не говоря уже о том, что в нашей стране уклонение от налогообложения не столь высокое — на самом деле у нас достаточно добросовестные налогоплательщики».

Заведующая кафедрой поддерживает инициативу главы Минфина Ан­то­на Силуанова, который предложил предоставлять иностранным компаниям в России налоговые льготы лишь в случае, если они согласятся раскрыть своих бенефициаров при выплате дивидендов, хотя и подчеркивает, что в отечественных условиях льготы не главный фактор для иностранцев. «Обычно для иностранных инвесторов краеугольный камень — экономическая и политическая стабильность». Б