Экономный демократ без команды

8Рубрика | Регионы

Текст | Николай АНИЩЕНКО

Два года назад с поста губернатора Омской области ушел политический тяжеловес Леонид Полежаев, с именем которого связана вся история региона в постсоветский период. Что изменилось здесь с приходом его преемника Виктора Назарова?

Завкафедрой политологии Омского государственного университета Ин­на Ветренко утверждает, что На­за­ров в 2012 году получил не самое хорошее наследство. «Во-первых, Леонид Кон­стан­тинович [Полежаев] в течение 21 года укреплял авторитарный — персонифицированный, ручной — стиль управления. Отсюда не было и информационной прозрачности в принятии политических решений региональным правительством. При Полежаеве существовало чересчур много «дутых» экономических проектов, таких как омское метро, сдача которого планировалась на 2009 год, или новый международный аэропорт Омск-Федоровка. Плюс не слишком привлекательный инвестиционный климат в регионе достался нашему губернатору Назарову».

Эксперт говорит, что деятельность нового главы региона более открытая. «Он доступен, очень плюрален в плане общения со СМИ — нет у него ручных ангажированных каналов. Существуют, конечно, провластные каналы, хотя в принципе он общается со всеми довольно-таки открыто. Но при этом за два года ему не удалось сформировать собственную схему управления. Она хаотичная, сиюминутная; такое ощущение, что он решает те проблемы и вопросы, которые всплывают на повестке дня вот сейчас. А какой-то стратегической системы решения вопросов у него не выработано, несмотря на достаточно демократический стиль управления».

Политолог замечает, что не получилось у нового губернатора за два года создать полноценную собственную команду. «Чехарда с министрами продолжается в течение двух лет: постоянная ротация. Я, с одной стороны, понимаю нашего губернатора. Он оказался в условиях «выжженной земли», когда всех сильных управленцев из региона Полежаев просто выдавил. Одни не могли подстроиться под его авторитарный стиль управления, в отношении других, видя с их стороны конкуренцию, нажимал он, и они уходили. Идет процесс создания нового управления — управления внутренней политики. Этот процесс перманентный уже, затянулся на два года».

Экономика при Назарове экономная. «Во-первых, он развенчал некие дутые проекты Полежаева. Провел социологический опрос и мониторинг, в результате чего выяснилось, что метро Омску не нужно, что в течение многих десятилетий мы закапывали деньги в землю. И, в общем-то, формирует альтернативный проект — наземное метро, метротрам. Он отремонтировал наш старый омский аэропорт и тем самым, функционально его переделав, доказал, что Омск-Федоровка, наш новый аэропорт, который выступал в качестве священной коровы, главный проект Полежаева, не нужен. У Назарова хватило смелости развенчать эти проекты, довести до ума, как он видит их сам», — говорит завкафедрой политологии.

При этом, по ее словам, за два года регион так и не стал инвестиционно привлекательным, а некоторые крупные налогоплательщики ушли из него, перерегистрировавшись в других субъектах Федерации, в том числе в Москве. По мнению Ветренко, это произошло потому, что Назаров «не позиционирует себя как политик, неспособен вести переговоры с сильными инвесторами». «Для инвестора очень важно, кто садится с тобой за стол переговоров. Это должен быть решительный человек, со сложившимся имиджем, авторитетом и репутацией».

Большим плюсом для региона эксперт называет появление при Назарове Стра­те­гии социально-экономического развития Омской области до 2025 года. Как ни странно, до него подобного документа у региона не было. Б