ВЭД сейчас

14Рубрика | Взгляд на бизнес

Текст | Анна ФОМИЧЁВА, руководитель международного консалтингового центра «Бизнес Логистика»

Внешнеэкономическая деятельность сегодня — это одно из основных направлений работы большинства компаний, так или иначе связанных с производством, торговлей и сферой услуг.

В мире уже давно практикуется так называемое разделение труда. Одни страны поставляют ресурсы, другие — технологии, третьи именуются «всемирными фабриками» и т.д. Такие отношения устойчивы и экономически выгодны для всех участников.

Бизнес всегда будет искать наиболее выгодные для себя способы извлечения прибыли. Зачем закупать оборудование здесь с наценкой, если можно приобрести его у производителя и ввезти в Россию? Зачем производить товар при недостатке или дороговизне ресурсов, когда его можно поставить из-за рубежа? Из множества таких «зачем» и складывается необходимость развития внешнеэкономической деятельности.

Вступают в подобные отношения компании разного масштаба: одни ввозят небольшие объемы грузов, другие — регулярно импортируют большие объемы товаров для нужд собственной компании либо для последующей перепродажи. ВЭД является неотъемлемой частью экономики. Через каналы внешней торговли обеспечивается реализация производимой в стране экспортной продукции на внешнем рынке. А за счет импорта удовлетворяются внутренние потребности в товарах.

Внешнеэкономической деятельности свойственны как развитие, так и стагнация или спад. Несмотря на кризисы, войны, изменение курса валют, импорт остается существенной статьей дохода бюджета. Даже при учете внешних изменений он один из самых выгодных и стабильных ­направлений деятельности.

Каждый предприниматель стремится к получению максимальной выгоды, прозрачности условий, предсказуемости, а также прогнозируемости процессов. Вот почему участники ВЭД стараются оптимизировать таможенные платежи либо сократить дополнительные расходы. Однако наметившаяся в России тенденция борьбы с «серыми» схемами заставляет задуматься: как изменятся их положение и ситуация в стране в целом, если внешнеторговая деятельность станет полностью «белой», будет всегда находиться в правовом поле?

Ответ на этот вопрос неутешителен… Положение малого и среднего бизнеса поменяется в худшую сторону. Такие компании не закупают товары большими партиями, а значит, не претендуют на получение высоких скидок от производителя. В то же время оптимизация таможенных платежей станет невозможной. В результате они не смогут конкурировать с крупными игроками на рынке, получающими те самые скидки.

Наше правительство стремится поддерживать развитие Дальневосточного региона. А оно во многом зависит от загруженности портов. Если товаропоток снизится (что вероятно, когда на рынке ВЭД станет труднее работать малым и средним компаниям), то все усилия по улучшению экономической ситуации в регионе будут напрасны. И это произойдет, так как при прочих равных условиях таможенная очистка в портах Санкт-Петербурга станет гораздо выгоднее, поскольку транспортные расходы будут ниже. Б

 

 

ФОМИЧЁВА Анна Сергеевна, руководитель международного консалтингового центра «Бизнес Логистика», эксперт-практик в области ВЭД.

Окончила Морской государственный университет им. Г.И. Невельского по специальности «Организация управления на морском транспорте».

В 2008 году создала во Владивостоке учебный центр, вслед за которым свою работу начал консалтинговый центр, оказывающий услуги в сфере ВЭД и логистики. В настоящее время компания «Бизнес Логистика» представлена в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Пекине, Гонконге, Сеуле, Лос-Анджелесе.

Автор семи научных работ в области логистики и ВЭД.