По закону или по понятиям?

13Рубрика | Взгляд на экономику

Текст | Павел МЕДВЕДЕВ

Национальная платежная система в условиях санкционного давления на Россию не может быть создана. А значит, уход Visa и MasterCard приведет к катастрофе.

В Советском Союзе карточки не использовались: сберкасса справлялась с платежами. Но регулярные массовые платежи были только одного типа — за квартиру. Даже за городской телефон не платили так массово. Всего в РСФСР требовалось провести в месяц, если грубо, 30–40 млн платежей. И каждый раз это являлось тяжелым ритуалом: приходилось идти и становиться в длинную очередь.

Что мы имеем сейчас? У 50 млн человек — кредиты, причем в среднем два кредита на человека. То есть 100 млн платежей раз в месяц. Кроме того, за квартиру по-прежнему надо платить. Телефонов теперь как минимум 150 млн, и за телефон платят чаще, чем раз в месяц, так что прибавляем еще 200–300 млн ежемесячных платежей. Плюс покупки, штрафы, денежные переводы… В конце концов, выдача зарплаты. Как только карты «прекращаются», вся страна становится в очереди и тратит на покупку благ примерно столько же времени, сколько на их производство…

Но патриотические депутаты приняли патриотический закон. Если почитать его незамыленным взглядом, то, строго говоря, там написано следующее: «Дорогие Visa и MasterCard! Давайте так сделаем, чтобы нам не мучиться с вами, когда вы нас будете обижать. Высеките себя сами!». Так ведь написано в законе? Но боюсь, что Visa и MasterCard на это пойти принципиально не могут. Они ведь Гоголя не читали, про унтер-офицерскую вдову не знают…

Взамен Visa и MasterCard предполагается создать национальную платежную систему. Однако осуществить это в обозримой перспективе своими силами Россия неспособна.

Дело в том, что карта «завязана» на сервер. Этот сервер должен быть очень мощный, быстрый и надежный, иначе карта обернется страшной национальной бедой. Если сервер запутывается, тогда уж лучше карты не иметь, а идти в сберкассу и становиться в очередь.

Где взять сервер, как вы думаете? Увы, не в России. Поэтому прежде чем выдавливать из страны Visa и MasterCard, нужно было воспользоваться тем, что система связи, которая держится на иностранных компьютерах и иностранных программах, еще не отключена, и позвонить Обаме. И попросить его продать нам серверы.

Банки сейчас потихоньку запасаются электронными «запчастями». Ведь сервер — он как устроен: он теперь состоит из плат. Банки ныне стараются потихонечку закупить запасные платы, так как боятся, что эти платы не дадут купить. Это первая проблема — ее хоть как-то, но можно решить.

Однако есть вторая проблема, строго говоря, непреодолимая. Я об этом говорю на всяких совещаниях. Там, конечно же, присутствуют еще советские айтишники — высококвалифицированные люди. Они признают, что сервер сделать не могут. Их обычный ответ на мой алармизм такой: «При советской власти серверы воровали и сейчас будем воровать». Я вынужден их огорчить: дальше воровать станет невозможно. Просто потому, что американцы контролируют расчеты, и за краденое нельзя будет заплатить.

Существует и третья проблема — мы и «пластик» сделать не в силах. Чип, который туда полагается вклеивать (теперь весь мир переходит на чиповые карты, а не с магнитной полосой), он иностранный.

Даже если каким-то чудом нам удастся закупить серверы и чипы, мы будем постоянно находиться в переговорах с Обамой или со следующим президентом США и говорить так: «Дорогой американский президент! Мы понимаем, что ты на нас наложил санкции и Visa у нас не работает. Но ты же не такой зверь — не сделаешь так, чтобы твои санкции были эффективными! Ты же как человек в силах понять: эффективность своих санкций ты обязан подорвать».

Единственная возможность решить проблему — отступить и договориться. Сейчас в интересах российской стороны объяснить иностранцам, что в России есть закон, а есть понятия. Поэтому тот закон, который принят, даже если его не удастся скорректировать до 1 июля, де-факто не будет работать. Б

 

 

Медведев Павел Алексеевич, советник председателя ЦБ РФ, бывший финансовый омбудсмен, депутат Государственной думы первых пяти созывов, доктор экономических наук, профессор.

Родился 13 августа 1940 года в Москве. Окончил механико-математический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова (1962) по специальности «Математика», аспирантуру мехмата МГУ (1965). Кандидат физико-математических наук (1967). Доктор экономических наук (1987). Автор более 100 научных публикаций.

В 1965–1968 годах — преподаватель кафедры математики Военно-инженерной академии.

В 1968–1992 годах — старший преподаватель, доцент кафедры математических методов анализа экономики экономического факультета МГУ.

С 1992 года — профессор экономического факультета МГУ.

В 1993 году избран депутатом Государственной думы. В этом качестве прослужил до 2011 г.

С сентября 2010 по февраль 2012 года занимал пост финансового омбудсмена Ассоциации российских банков.

В настоящее время — советник председателя Центробанка РФ.