Удвоение вертикали


16Рубрика | Сюжет месяца / В России

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

С марта — мая с.г. Кремль проводит масштабную реформу регионального управления.

Кавказ доверили кавказцу

Президент Владимир Путин 12 мая подписал целую серию указов, касающихся кадров и структуры регионального управления — в частности, управления на Северном Кавказе. Была ликвидирована двойная должность заместителя председателя Правительства РФ — полномочного представителя президента РФ в СКФО, которую занимал Александр Хлопонин.

Хлопонин остался в ранге вице-премьера, но теперь отвечает только за социально-экономическое развитие Северного Кавказа (также ему даны дополнительные поручения: курировать политику в области межнациональных отношений, недропользования и регулирования алкогольного рынка). Полпредом президента в СКФО назначен генерал-лейтенант Сергей Меликов, командовавший Объединенной группировкой внутренних войск МВД России на Северном Кавказе. Кстати, по национальности Меликов лезгин (как и российский олигарх и сенатор Сулейман Керимов), и это самый высокопоставленный представитель данного дагестанского народа в системе государственного управления.

Помимо этого по представлению главы правительства Дмитрия Медведева и под кураторством Александра Хлопонина создается Министерство по делам Северного Кавказа. Его возглавил Лев Кузнецов, занимавший пост губернатора Красноярского края. Напомним, что губернаторский пост достался Кузнецову в наследство от Хлопонина: именно Кузнецова Александр Геннадиевич рекомендовал в качестве своего преемника, уезжая в январе 2010 года из Красноярска в Пятигорск, где расположен офис полпреда президента в СКФО. Но, по мнению многих аналитиков, Кузнецов не сумел по-настоящему заменить харизматичного и эффективного Хлопонина и потому вынужден был оставить пост главы Красноярского края.

Аналитики прочат Александру Хло­по­ни­ну расширение влияния в федеральном правительстве. Для этого есть все предпосылки. Ведь при формировании кабинета Дмитрия Медведева в 2012 году не обошлось без его креатур. Так, министр энергетики Александр Новак — бывший первый заместитель Хлопонина как губернатора Красноярского края и председатель Правительства Красноярского края. Норильчанин и «норникелевец» Новак явно не без протекции Хлопонина получил в 2008 году во втором правительстве Владимира Путина пост заместителя министра финансов (по межбюджетным отношениям), а в 2012 году неожиданно возглавил Минэнерго. Кроме того, вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец являлась «социальным» заместителем Александра Геннадиевича в бытность того гендиректором «Норильского никеля», а затем губернатором Таймырского автономного округа, входящего в состав Красноярского края. В 2010 году в новой ­команде московской мэрии под руководством «спущенного» на Москву из федерального центра Сергея Собянина она заняла пост вице-мэра Москвы по социальным вопросам. В 2012 же году стала одним из ключевых членов медведевской «дрим тим».

Вполне обоснованными выглядят предположения, что Хлопонину могут передать еще и курирование ТЭКа. Во-первых, его соратник возглавляет Министерство энергетики; во-вторых, нынешний куратор топливно-энергетического комплекса вице-премьер Аркадий Дворкович помимо этого комплекса имеет огромное количество подведомственных сфер и явно перегружен обязанностями. И в-третьих, Дворкович заработал репутацию слишком жесткого оппонента Игоря Сечина, главы корпорации «Роснефть» и президентского идеолога энергетической политики (в ранге ответственного секретаря президентской Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности). Хлопонин более толерантен. Он смог стать своим и в команде Дмитрия Медведева, и в команде Владимира Путина.

 

Сибирь пока без спецминистерства

12 мая президент произвел изменения и в СибФО: Виктор Толоконский, занимавший пост полномочного представителя президента России в Сибирском федеральном округе, перешедший на него в 2010 году с должности губернатора Новосибирской области (находился на ней с 2000 года), перестал быть полпредом. Виктор Александрович переведен на должность и.о. губернатора Красноярского края, что вызвало у наблюдателей некоторое недоумение: красноярская элита характеризуется сильным региональным патриотизмом и с трудом принимает пришлых.

Москвич Хлопонин стал в Красноярском крае своим после долгого периода работы генеральным директором корпорации «Норильский никель», а затем губернатором Таймырского автономного округа. Особенно странным выглядит «перевод» в Красноярск выходца из новосибирской элиты. Красноярцы с ревностью воспринимают претензии Новосибирска на статус столицы Сибири и ведущего экономического центра региона.

На пост полпреда в СибФО вместо Толоконского президент тоже назначил силовика — генерала армии Николая Рогожкина, ранее первого замминистра внутренних дел — главнокомандующего внутренними войсками МВД России. Интересно, что Рогожкина в кресле главкома и одновременно одного из двух первых заместителей министра внутренних дел сменил генерал-полковник Виктор Золотов, последний год служивший заместителем главнокомандующего ВВ, а до этого с 1999 года являвшийся начальником личной охраны Владимира Путина. Когда Золотова переводили в главкомат внутренних войск, ходили слухи, что Виктор Васильевич «заводится» туда для последующего реформирования внутренних войск в некий аналог американской национальной гвардии. Судя по всему, эти слухи подтверждаются…

Совершенно очевидно, что строевой армейский генерал Рогожкин вряд ли будет достаточно компетентен, чтобы заниматься вопросами социально-экономического развития Сибири. Но кто же тогда выполнит эту функцию? Ведь в отличие от Северного Кавказа, Дальнего Востока и Крыма спецминистерство по Сибири пока не создано.

Не исключено, что усилится «сибирское» направление в Минрегионе (в этом министерстве, как известно, с 2012 года действует институт заместителей министра по федеральным округам). Впрочем, циркулируют слухи о скорой ликвидации Минрегиона. Тогда сибирское направление может оказаться в зоне ответственности, например, Министерства по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития), тем более что оно и сейчас занимается проблемами Забайкалья, входящего в СибФО, и некоторых восточносибирских регионов, также входящих в Сибирский федеральный округ.

 

Крымский прецедент

Указы Путина от 12 мая масштабируют схему управления, опробованную на примере Крымского федерального округа. Там еще в конце марта сформирована «параллель» из «силового» полпредства и социально-экономического «спецминистерства».

Полпредом президента в КрымФО назначен вице-адмирал Олег Бе­ла­вен­цев. Белавенцев — выпускник Се­ва­сто­поль­ско­го высшего военно-морского училища, офицер-подводник, служивший на Северном флоте, но позднее (по некоторым данным) офицер разведки КГБ — СВР, работавший в Великобритании под дипломатическим прикрытием. После высылки из Лондона он стал одним из руководителей «Росвооружения», затем — главой ряда структур под эгидой Сергея Шойгу в бытность того главой МЧС, а после — губернатором Московской области.

Назначенный на пост министра обороны, Шойгу взял соратника с собой: последний год с небольшим Белавенцев являлся генеральным директором «жилищно-коммунального» субхолдинга Министерства обороны «Славянка» (он входит в состав холдинга «Оборонсервис»). Судя по тому, что Олег Евгеньевич (если слухи обоснованны) служил в лондонской резидентуре разведки, можно утверждать: он также креатура руководителя Администрации президента Сергея Иванова, занимавшего до перевода в центральный аппарат спецслужб в середине 90-х годов пост одного из руководителей этой резидентуры.

Параллельно было образовано Ми­ни­стер­ство по делам Крыма, которое возглавил Олег Савельев, до этого шесть лет занимавший пост заместителя министра экономического развития (по региональному развитию и инвестиционной политике), а еще ранее отвечавший за федеральные программы и федеральные выборы.

Многие эксперты в марте указывали на избыточность в крымской схеме двуначалия: полпред в регионе и спецминистр по региону. Но, судя по последним событиям, оказалось, что это первый этап реализации нового подхода к управлению регионами.

 

Полпредства возвращаются к истокам

После создания федеральных округов в 2000 году полпредами почти во всех них стали генералы. ЦФО возглавил генерал-полковник налоговой полиции, экс-глава Управления ФСНП по городу Москве Георгий Полтавченко (ныне губернатор Санкт-Петербурга), СЗФО — генерал-полковник ФСБ Виктор Черкесов, ЮФО (в который тогда входил Северный Кавказ) — генерал армии Виктор Казанцев, экс-командующий войсками Северо-Кавказского военного округа, УрФО — генерал-полковник милиции Петр Латышев, ранее служивший заместителем министра внутренних дел, ДальФО — отставной генерал-лейтенант, один из командующих российскими войсками во время Первой чеченской войны Константин Пуликовский.

«Гражданского» полпреда в СибФО, экс-министра по делам СНГ Леонида Дра­чев­ско­го через четыре года сменил генерал армии Анатолий Квашнин, бывший начальник Генерального штаба Вооруженных сил — первый замминистра обороны, а еще одного гражданского представителя президента — в Приволжском ФО, экс-премьера России Сергея Кириенко через пять лет — экс-прокурор Башкортостана, бывший зампрокурора Санкт-Петербурга Александр Коновалов. Первых полпредов даже называли генерал-губернаторами.

Однако к концу 2000-х годов кресла почти всех полпредов заняли гражданские лица. Эксперты объясняют это тем, что полпредства переориентировали на социально-экономические задачи. Параллельно возникали и структуры регионального социально-экономического развития — такие, как Минвостокразвития, происходило совмещение полпредских должностей и правительственных: должность полпреда в ДальФО и министра по развитию Дальнего Востока первоначально была единой (пока на ней находился Виктор Ишаев), так же как пост полпреда президента в СКФО — заместителя председателя Правительства РФ. После наводнения на Дальнем Востоке полпредом в ДальФО назначен Юрий Трутнев — он одновременно стал вице-премьером.

Ныне, судя по всему, подход поменялся. Теперь только в ДальФО и УрФО остались несиловые полпреды (Трутнев и Игорь Холманских) — и смена полпредов там, скорее всего, не за горами. В ЮФО полномочным представителем президента работает бывший министр юстиции и генеральный прокурор Владимир Устинов, а в ПФО — бывший армейский полковник Михаил Бабич.

Полпредства, по-видимому, вновь становятся «генерал-губернаторствами» — ответственными за задачи безопасности и политические вопросы. Симптоматично, что в мае ликвидированы главки МВД в федеральных округах, кроме Северо-Кавказского. Следующим шагом может стать переформатирование региональных центров МЧС. Военные же округа и так сокращены в ходе прошедшей военной реформы всего до четырех.

Функции координации региональных управлений силовых структур на территориях теперь, судя по всему, сосредоточат не в окружных управлениях федеральных силовых ведомств (которые упраздняются), а у полпредов, напрямую подчиненных президенту и освобожденных от социально-экономических задач.

В свою очередь, социально-экономическое развитие регионов возлагается на правительство и правительственные институты — число вице-премьеров и ведомств, занимающихся региональной политикой, выросло и продолжает расти. Зампред правительства Дмитрий Козак курирует региональную политику в целом, Минрегион, Минстрой и Минкрым. Вице-премьер Александр Хлопонин (помимо прочих обязанностей) — Минкавказ, а вице-премьер Юрий Трутнев (пока остающийся одновременно полпредом в ДальФО) — Минвостокразвития.

Таким образом, возникнут две разные вертикали управления: одна — замкнутая на президента и его Администрацию, другая — замкнутая на Правительство России. Эффективен ли будет данный подход, покажут ближайшие месяцы. Б

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте